Рефераты. Анализ педагогического процесса в МОУ "Средняя общеобразовательная школа №175" г. Зеленогорска

Новые понятия: гражданское совершеннолетие; гражданская ответственность перед обществом.

Оборудование: анкета «Гражданское совершеннолетие» (Приложение 9), заполненные листы с подписями в поддержку кандидатов, программы кандидатов, агитационная литература, подготовленная помощниками кандидатов в Совет Школы. Бланки и урна для голосования. Памятный знак победителю игры.

Оформление класса: подготовка отдельного стола Центризберком, места для голосования с урной, таблица для подведения итогов анкетирования наносится на доску, агитационная литература кандидатов.

Подготовка урока: подобная форма урока предполагает длительную подготовительную работу и со стороны учащихся и со стороны учителя. На первых этапах учитель координирует деятельность школьников. Предварительно учащиеся получают задание: выбрать из своей среды пять человек, которые способны отстаивать их интересы в Совете Школы. Создается инициативная группа по разработке анкеты. На втором этапе, выбранные претенденты в кандидаты на выборы в Совет Школы должны собрать в свою поддержку голоса своих одноклассников. В ходе первого тура борьбы остаются двое, набравшие большее число голосов и продолжающие избирательную компанию. На третьем этапе кандидаты собирают команду помощников (по 2 человека у каждого кандидата) и вместе с ними разрабатывают предвыборную программу. Учитель предлагает ряд вопросов, которые позволят школьникам сориентироваться в составлении программы (см. Приложение II). Для иллюстрации можно предложить одну из предвыборных программ реальных кандидатов в городское собрание, в областную Думу или в президенты. На этом же этапе по завершении составления программ, помощники получают задание: организовать рекламную компанию в поддержку своего кандидата (это могут быть и рекламные листы, и рекламные плакаты). Важно подчеркнуть, что в ходе рекламной компании не использовались «грязные» политические технологии: антиреклама конкурента, подкупы голосов, давление. Оставшиеся учащиеся получают задание подготовить вопросы к кандидатам. Четвертый этап - это сама игра, которая длится в течение урока. В игре принимают участие все учащиеся, двое - в роли кандидатов, четыре человека - в роли помощников кандидатов, остальные - в качестве избирателей. Кандидаты и помощники подготавливают выступления по защите своих программ. Избиратели должны взвесить все «за» и «против» в позиции каждого кандидата, прежде чем отдать свой голос за одного из них.

Ход урока.

Организационный момент: проверка подготовленности класса к уроку (количество присутствующих на уроке учеников), раздаются листы с программой кандидатов, бланки анкеты «Гражданское совершеннолетие». Вывешивается агитационная литература кандидатов.

Вводное слово учителя, в котором он знакомит учащихся с ходом сегодняшней игры и подводит учеников к пониманию темы урока: Гражданское совершеннолетие.

В течение нескольких предыдущих уроков мы знакомились с основными формами политического участия личности в жизни общества и обязанностями гражданина, среди которых главной является активное участие гражданина в политической жизни общества и управлении страной. Только тогда, когда человек способен подняться до интересов общества, умеет политически грамотно отстаивать свои интересы, мы можем говорить о гражданском совершеннолетии личности.

Все вы по Конституции РФ в 18 лет получите избирательные права, а значит, сможете участвовать в жизни государства, отдавая свой голос в защиту той или иной точки зрения, того или иного кандидата. Однако свою гражданскую позицию нужно уметь отстаивать уже сейчас, потому что “гражданское совершеннолетие” наступает не с факта получения избирательных прав, а с того времени, когда вы не просто знаете свои права, но и умеете ими пользоваться.

На сегодняшнем уроке вам представится возможность поучаствовать в выборах: кому-то в качестве кандидатов в члены Совета Школы, а кому-то уже сейчас предстоит стать избирателями. Может быть, будут и те, кто выберет пассивную форму политического поведения, а проще говоря, решить в выборах не участвовать.

Перед выборами социологи проводят исследования среди населения, дабы узнать настроение избирателей. Не будем и мы отходить от этой традиции. Прошу вас ответить на вопросы анкеты. Члены Центризберкома ее соберут и начнут обрабатывать, пока будут идти предвыборные дебаты. С результатами анкеты мы познакомимся перед выборами.

Начало игры.

Учитель предлагает вытянуть жребий для начала избирательной компании, которая строится по следующему плану:

Этапы игры:

Знакомство с кандидатами (6 минут). По очереди кандидаты выступают перед избирателями, знакомят их с фактами своей биографии и своей программой.

Выступления помощников кандидатов (6 минут). В случае необходимости они разъясняют отдельные положения программы, акцентируют внимание избирателей на личных качествах кандидатов.

Прения (10 минут). Избиратели задают вопросы, выступают в поддержку или с критикой программных положений, приводя аргументы в подтверждение ее несостоятельности.

Большая роль при обсуждении программ принадлежит учителю. Он открывает дискуссию и направляет ее. Задача учителя вести игру, а не навязывать свою точку зрения. Он строго следит за регламентом, при необходимости задает вопросы по программе кандидатам, ограничивает некорректные выпады со стороны оппонентов. Перед заключительной частью игры учитель знакомит с итогами анкетирования.

Выборы (3 минуты). Итогом игры являются тайные выборы кандидата. Учащиеся на чистых бланках с печатью учебного заведения (их количество равно числу присутствовавших в классе учеников) пишут фамилию кандидата, за которого они отдают свой голос, и помещают свой лист в урну для голосования, находящуюся за ширмой.

Мозговой штурм.

Задание классу: скажите, в чем проявляется гражданская ответственность человека перед обществом (полученные варианты ответов записываются на доску).

Гражданин - человек высоких нравственных качеств, обладающий политической и правовой культурой, политически активный, живущий нуждами и интересами своей страны.

Итоги урока: Центризберком проводит подсчет голосов, пока проходит Мозговой штурм. Когда итоги подведены, учитель оглашает результаты игры, поздравляет с победой кандидата и вручает памятный знак «Кандидат от 11-го класса в Совет Школы на 200__ год».

5. Конспект урока по теме: Президент РФ. Обществознание - 10 класс.

Цели: 1)познакомить учащихся со статусом Президента РФ; историей появления института Президентства в РФ; механизмом формирования должности; значением ее для политической жизни нашего государства;

2)продолжать развивать умения учащихся вычленять причинно- следственные связи, анализировать и делать выводы; формировать умения сравнивать однотипные явления по указанным критериям, соотносить силу приводимых аргументов, оценивать позиции сторон в дискуссии.

3)воспитывать гражданско-правовую позицию школьников, уважение к принципам демократии, основы электорального поведения.

Тип урока: Изучение нового материала.

Основные понятия и термины: Президент, импичмент. Оборудование: учебник, Конституция РФ.

План.

1.Из истории.

2. Кто такой Президент.

3. Функции и полномочия Президента РФ.

4.Возможное прекращение полномочий.

Ход урока.

Вводно-мотивационная беседа: когда в России будут проходить выборы Президента? Если бы вам предложили назвать кандидата на пост Президента РФ на предстоящих выборах, кто бы стал вашим избранником и почему?

1. Из истории.

В нашей стране институт президентской власти является новым. Впервые он был введен в СССР в период перестройки. Первым Президентом стал М.Горбачев, избранный на этот пост в 1991 году. Этот же год явился последним для президентства М.Горбачева, который оказался не только первым, но и единственным Президентом СССР. Исчезла огромная советская империя с карт мира, на второстепенные позиции политического Олимпа был отодвинут Горбачев. А пост Президента остался и довольно органично вплелся в политическое развитие современной России.

Беседа-обсуждение проблемных вопросов с учащимися.

Почему же так произошло? Откуда пришла идея введения данной должности? Почему таким удачным оказался эксперимент с введением поста Президента? Проведите исторические параллели, сделайте все возможные выводы.

2.Кто такой Президент.

А)Президент - выборный глава государства в государствах с республиканской формой правления.

Как известно, в современном мире существуют 2 типа республик: президентские и парламентские. Роль президента в них различна. В парламентской республике президент является всего лишь символом власти. В президентской республике он возглавляет исполнительную власть и является очень сильной фигурой, которая организует управление государством.

В РФ установлена смешанная форма правления, хотя на лицо - явный крен в сторону президентской республики, потому что президент обладает серьезными полномочиями, хотя и не возглавляет исполнительную власть, не входит ни в одну ветвь власти. Он является своеобразным координатором деятельности ветвей власти.

Б)Требования, предъявляемые к кандидату в Президенты.

Согласно Конституции любой гражданин, при соблюдении определенных требований, может выставлять свою кандидатуру на пост Президента. Каковы эти требования?

Обязательные: российское гражданство, не моложе 35 лет, ценз оседлости- 10 лет + необязательные, но очень важные личностные качества: интеллект, воля, организаторские способности и др.

3.Функции и полномочия Президента.

Организуется работа учащихся с Конституцией РФ; учащиеся делают необходимые записи в тетрадях.

- гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина; обладает правом законодательной инициативы; обладает правом вето на стадии подписания федеральных законов;

- вправе приостанавливать действия правовых актов, противоречащих Конституции;

- издает указы, защищающие граждан, отдельные группы населения, утверждает президентские программы.

Назовите современные национальные проекты, оцените их с точки зрения социальной защиты людей.

- представляет Россию внутри страны и в международных отношениях; определяет основные направления внешней и внутренней политики;

- формирует Правительство РФ. В случае 3-х кратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думы, распускает ее, утверждая Председателя Правительства на посту.

- предлагает кандидатуры Председателя Центробанка; состав Конституционного, Верховного и высшего Арбитражного судов;

-предлагает кандидатуру Генерального прокурора;

-формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

-назначает и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил РФ;

-назначает и отзывает послов;

-назначает выборы в Государственную Думу;

- распускает Государственную Думу в случаях, предусмотренных Конституцией;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.