О чем пишет автор этого письма? Выделите суть этого письма одним словом. (Ученики говорят, что это слово «свобода». Учитель пишет на доске это слово).
Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Ответ учащихся: о свободе. Вопрос учителя: от чего зависит мера свободы личности? Ответ учащихся: это зависит от политических условий, в которых живет и действует личность. Учитель оглашает тему урока. Итак, тема урока - Политический режим и проблема свободы личности. Слово «свобода» какие ассоциации у вас вызывает? (Составляется кластер).
Далее учащиеся, используя ключевые слова, формулируют в группах свое определение термина «свобода». Работают в группах в течение 1 минуты, дают определения.
Затем на экран выводится определение этого термина по словарю:
«Свобода - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей».
Как правило, те определения, которые дают учащиеся, по смыслу бывают очень близки к научному определению. Учитель: наша задача на уроке определить степень свободы личности в различных политических режимах. Далее, учитель дает определение политического режима (определение высвечивается на экране).
Политический режим - это способ реализации власти, характер взаимосвязи власти и индивида.
2) В современной политологии принято выделять три основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Авторитарный режим рассматривают как переходный от тоталитаризма к демократии. Тоталитарный и демократический являются двумя крайними полюсами данной классификации. Поэтому мы более подробно остановимся на них. Какую учебную задачу мы поставим на следующем этапе урока?
Учащиеся формулируют задачу: исследовать степень свободы личности в условиях тоталитарного режима. Работа организуется в 4-х группах: аналитической, практической, творческой и художественно-графического изображения.
Аналитическая группа формулирует определение тоталитаризма, выявляет признаки.
Практическая группа работает с историческими документами, наиболее ярко характеризующими этот политический режим.
Творческая группа пишет небольшое сочинение эссе «Личность в условиях тоталитарного режима».
Четвертая группа на ватмане создает графическое изображение режима.
Группам дается время на подготовку, затем каждая из групп выступает с результатами, выступления обсуждаются, дополняются при необходимости. После выступления аналитической группы (для сравнения) на проекторе высвечиваются определение и признаки тоталитарного режима.
Тоталитаризм - политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального контроля) над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.
Признаки тоталитарного режима:
Культ вождя.
Единственная массовая партия.
Отсутствие разделения властей.
Монопольно существующая, разделяемая всеми идеология.
Централизованная система контроля и управления экономикой.
Монополия на средства массовой информации.
Опора власти на карательные органы.
После завершения работы учитель обращается к учащимся с вопросом:
Какова степень свободы личности в условиях тоталитаризма?
В чем состояла главная задача власти в условиях тоталитарного государства?
Хотели бы вы жить в таком государстве?
3) Учитель: Контрастным по отношению к тоталитарному режиму является режим демократический. Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. По мнению Новгородцева П.И., «демократия всегда есть распутье… система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог… Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий».
Итак, на этом этапе урока мы будем говорить о демократии. Какую учебную задачу мы поставим? Учащиеся формулируют задачу: исследовать степень свободы личности в условиях демократии.
На этом этапе урока группы меняются видами учебной деятельности следующим образом: аналитическая группа меняется с практической - работает с документами; практическая - формулирует определение и выявляет признаки демократического режима; творческая группа меняется с группой художественно-графического изображения и готовит художественно-графическое изображение демократии; четвертая группа пишет творческую работу. После выступления аналитической группы (работа оформляется на ватмане и закрепляется на доске) для сравнения, дополнения на экране высвечиваются определение и признаки демократического режима.
Демократический режим - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении широким кругом прав и свобод.
Признаки демократического режима:
Политическая власть принадлежит большинству. Источником власти является народ.
Власть формируется путем свободных выборов.
Уважение большинством права меньшинства на оппозицию.
Принцип разделения властей.
Наличие конкурентной партийной системы.
Гарантия гражданских, политических и социальных прав личности.
По ходу выступления одной из групп, представители других могут дополнять, корректировать, задавать вопросы. Результат работы художественно-графической группы также закрепляется на доске. В конце работы учащиеся делают выводы по третьему этапу урока.
В завершение урока предложено для обсуждения цитаты известных политиков:
1. Демократия - наихудшая форма правления, если не считать всех остальных. (У. Черчилль)
2. Свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. (В. Гюго)
3. Конспект урока по теме: Основные функции и подсистемы общества. Обществознание - 11 класс
Цели урока:
1) Раскрыть биосоциокультурную сущность человека, его уникальность. Познакомить учащихся с основными этапами процесса антропогенеза. Раскрыть тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы; различные подходы к обществу как системе.
2) Развивать умения:
- анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, объяснять функциональные связи изучаемых объектов: взаимодействие человека и общества, взаимосвязи подсистем и элементов общества;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица);
3) Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
-формирования собственных суждений и аргументов по проблемам человека и общества;
- подготовки устного выступления, творческой работы по заданной проблеме;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
Оборудование и материалы: Учебник, Словарные материалы по теме, Схемы «Филогенетическое древо», «Человек как феномен», «Онто - и филогенез: параллельность воздействия биологических и социальных факторов», Таблица «Типология обществ» (Приложение 8).
План урока:
1. Человек- существо общественное
2. Функции и подсистемы общества
3. Три основных типа общества
Ход урока.
Мотивационный блок. Учащимся предлагается ответить на вопросы на странице 7 учебника в рубрике «К размышлению». Анализируя ответы учащихся, выходим на проблему сущности человека и общества.
Информационно - аналитический блок.
1. Изучение проблемы сущности человека начинаем с анализа цитаты Г.Гейне, который назвал человека «аристократом среди животных». Как вы понимаете это выражение? Какие аргументы могли бы привести в защиту этого суждения? Обобщая высказывания и суждения учащихся, формулируем биологические и социальные признаки человека. Анализируем схему №1.
Учащимся предлагается для закрепления материала выполнить задание №1 на странице12 учебника: заполнить таблицу «Общее и особенное человеческих и животных сообществ».
Проанализировав проблему феномена человека, выходим на проблему происхождения человека. Опираясь на знания учащихся, раскрываем эволюционную теорию Ч.Дарвина, используя схему №2.
Обобщая все выше изложенное, делаем вывод: общество-результат и условие возникновения человека. Используем схему №3
2. Учащимся предлагается, проанализировав предложенные схемы, назвать важнейшую особенность понятия общества (схемы 4 и 5).
Вывод: общество - система, состоящая из взаимосвязанных подсистем и элементов.
Далее, опираясь на уже имеющиеся знания, учащиеся характеризуют каждую из сфер, называют их функции и элементы. Учащимся предлагается сравнить рассмотренный «сферный» подход со структурно - функциональным подходом Т.Парсонса.
Учащимся предлагается выполнить задание № 2 на стр. 12: заполнить схему «Функции и подсистемы общества»
3. Главным признаком общества является его динамичность. В науке существуют различные подходы к пониманию направлений и характера развития общества. Наиболее распространенной сегодня является типология обществ предложенная американскими социологами Д.Бэлом и О.Тоффлером.
Схема 6. Типология обществ по Д. Бэлу и О. Тоффлеру
Учащимся предлагается выполнить задание: опираясь уже на имеющиеся знания и материалы учебника стр. 9-11, заполнить таблицу.
Тип общества
Особенности данного типа
Традиционный
Индустриальный
Постиндустриальный
Домашнее задание: параграф 1, письменное эссе на одну из тем раздела «Выскажи свою точку зрения» стр.13.
4. Конспект урока по теме: Гражданское совершеннолетие. Обществознание 11 класс
способствовать усвоению учащимися сущности понятия «гражданин», закрепить и углубить теоретические знания о демократическом поведении личности в ходе избирательной компании;
содействовать практическому овладению способами деятельности, отражающими роль избирателей;
продолжить формирование навыков коллективной, групповой и дискуссионной работы, развивать аналитические умения школьников;
стремиться воспитывать учащихся в духе гражданственности, на конкретном примере показать необходимость активной гражданственной позиции.
Тип урока: ролевая игра
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13