Рефераты. Анализ педагогического процесса в МОУ "Средняя общеобразовательная школа №175" г. Зеленогорска

2.1. Современное общество

2.2. Целостность и противоречивость современного общества

2.3. Модернизация

2.4. Глобализация человеческого общества

2.5. Мировая система

2.6. Глобальные проблемы современности

3. Тема: Политическая система общества.

3.1. Политическая власть.

3.2. Сущность и организация государства

3.3. Формы государства

3.4. Гражданское общество

3.5. Местное самоуправление

4. Тема: Политическая жизнь общества.

4.1. Условия политической жизни

4.2. Формы управления политической жизнью и механизм участия граждан

4.3. Субъекты политической жизни

5. Тема: Закон и право.

5.1. Происхождение права, его формы и структура

5.2. Правосудие в современной России

5.3. Юридическая ответственность

5.4. Частное право

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Схема 1. Человек как феномен.

Схема 2. Филогенетическое древо человека

Схема 3. Онто- и филогенез: параллельность воздействия биологических и социальных факторов

Схема 4. Сферы общественной жизни

Схема 5. Основные социальные институты как подсистемы общества

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Анкета «Гражданское совершеннолетие»

1. Как вы считаете, демократическое правление - это

Осуществление власти народом через своих представителей, избранных в представительные органы,

Передача властных функций наиболее достойным профессионалам в разных сферах общественной жизни,

Результат борьбы политических партий и передача властных полномочий победившей партии.

2. Каково ваше отношение к следующему суждению: простые люди не должны участвовать в разработке и принятии политических решений, это дело политиков.

Согласен,

Не согласен,

Не знаю.

3. От чего зависит благополучие человека?

От самого человека,

От того, на сколько справедливо устроено общество,

От связей и родственников.

4. Если бы вам завтра пришлось принять участие в выборах, то…

Принял бы активное участие,

Не принял бы участия,

Затрудняюсь ответить.

Алгоритм подготовки к избирательной компании кандидатов от класса

1. Выбрать из одноклассников 2-х человек в группу “помощников” кандидатов.

2. Вместе с “помощниками” разработать отличительный знак вашей команды и девиз предвыборной компании. Отличительный знак должны иметь все члены команды.

3. Вместе с “помощниками” разработайте проект своей программы с учетом следующих советов и пожеланий:

Первая часть предвыборной программы обычно посвящается кратким анкетным данным.

Вторая часть - конкретные предложения и критика. Сформулируйте основные направления совершенствования работы школы, которые мог бы, по вашему мнению, возглавить Совет Школы. Определите цели каждого из этих направлений и средства их достижения. Что нового в жизни учащихся может произойти с вашим появлением в Совете Школы. Приведите доводы в пользу предложенных вами мер.

Попытайтесь в своей программе ответить на следующие вопросы: Нужна ли демократизация школы, в которой я учусь? Может ли школа влиять на формирование демократической политической культуры старшеклассников? Можно ли добиться большей свободы и ответственности ученика в школьном учебном процессе?

На базе созданной программы подготовить выступление в объеме 5 минут. Помощники подготавливают на 2 минуты тезисы в защиту поддерживаемого кандидата.

Бланки анализа анкет «Гражданское совершеннолетие»

Вопрос 1

Осуществление власти народом через своих представителей, избранных в представительные органы

Передача властных функций наиболее достойным профессионалам в разных сферах общественной жизни

Результат борьбы политических партий и передача властных полномочий победившей партии

Как вы считаете, демократическое правление - это…

Вопрос 2

Согласен

Не согласен

Не знаю

Каково ваше отношение к следующему суждению: простые люди не должны участвовать в разработке и принятии политических решений, это дело политиков

Вопрос 3

От самого человека

От того, на сколько справедливо устроено общество

От связей и родственников

От чего зависит благополучие человека?

Вопрос 4

Принял бы активное участие

Не принял бы участия

Затрудняюсь ответить

Если бы Вам завтра пришлось принять участие в выборах, то…

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Рабочий лист 1.

Задание 1. Прочитайте высказывания ученых и выберите из них общий признак или признаки, объединяющие все 3 определения. Выделите отличия.

1. Власть - это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого. М. Вебер

2. Власть, по своей сути, это способность достичь своих целей. Это та сила, которая необходима для осуществления социальных, политических, экономических перемен в обществе. В этом смысле, власть не только желаемая, но и необходимая вещь, для того, чтобы реализовать идеи любви и справедливости. Мартин Лютер Кинг младший, американский правозащитник

3. Власть личности… есть его реальное средство получить какие-то будущие, очевидные блага. Источниками власти являются: богатство, репутация, друзья и то, что является уделом высших сил - удача. Природа власти, подобна славе, которая только растет со временем, или движению тяжелых предметов, которые тем быстрее движутся, чем дольше находятся в движении. Томас Гоббс

Задание 2. Каковы источники власти с точки зрения Томаса Гоббса. Что вы можете добавить к этому перечню.

Рабочий лист 2.

Какие формы может принимать власть.

Задание 1. Прочитайте текст и назовите виды и формы проявления видов власти.

Власть часто делят на три основных вида: принуждение, убеждение и манипулирование. Самая грубая форма власти - принуждение. Такая власть обычно подразумевает угрозу применения силы или прямо применение силы. Так абсолютный монарх или тиран осуществляет свою власть над подданными, угрожая им тюрьмой, физическим насилием или притеснениями в случае неповиновения. Власть как принуждение может действовать через закон, например, закон, предусматривающий тюремное заключение за вождение в нетрезвом состоянии. Такая власть должна обладать возможностью заставить подчиняться людей требованиям носителей власти.

Крайняя форма проявления принуждения - война или применение военной силы. Карл фон Клаузевитц, военный теоретик начала XIX века, считал войну инструментом политики: достижение политических целей другими средствами.

Более тонкая и непростая форма власти - убеждение. Средства массовой информации, богатые, лица, объединенные общими деловыми или профессиональными интересами, общественное мнение - все они обладают властью убеждения, особенно в демократическом обществе. Иногда, казалось бы, не обладающие весом в обществе группы могут убедить власть имущих, предлагая им новые идеи. В истории и литературе существует много описаний того, как даже рабы сумели убедить императоров, профессора - премьер-министров, писатели - президентов, т.е. лишенные власти приобретали власть при помощи убеждения.

Манипулирование - третья форма власти, использующая завуалированные методы управления. Когда людьми манипулируют, они не понимают то, что другие навязывают им свои взгляды или направляют их усилия в нужном направлении. Манипулирование не достигает цели, если объект воздействия осознает, что кто-то другой пытается управлять его поведением. Манипулирование считается многими из тех, кто стремится к власти, предпочтительнее других форм управления людьми, так как эффект его более длителен и результат может быть достигнут без угроз и насилия.

Задание 2. Из истории и современности приведите примеры реализации различных форм проявления власти

Рабочий лист 3.

Влияние власти на личность.

Задание 1. Прочитайте высказывания различных деятелей о влиянии власти на личность и ответьте на вопрос: как власть может влиять на личность.

1.Человек не может сохранить власть и благополучие, которым он обладает, если не приобретает постоянно все больше и больше власти и благ. Поэтому короли, обладающие огромной властью, стремятся укрепить ее дома - через законы, вовне - войнами. По достижении этой цели появляет-ся новое желание расширить свою власть. Анг.политический философ Томас Гоббс (1588-1679).

2. Те, кто отравлен властью или приобрел от обладания ею деньги или преимущества, хотя бы в течение года, никогда добровольно не расстанется с ней. Эдмунд Бурке (1729-17973. Власть можно сравнить с большой рекой, которая, находясь в своих берегах красива и полезна людям. Но если она вышла из берегов, она становится бурным потоком, который не остановить, она разрушает все на своем пути, приносит разрушение и опустошение.

Американский адвокат 18 века Эндрю Гамильтон

4.Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Дж. Актон

Задание 2. Что необходимо сделать, чтобы правители и чиновники не злоупотребляли властью? Предложите свои варианты решения проблемы пределов власти.

Рабочий лист 4.

Задание 1. Прочитайте текст и ответьте: В чем разница между легитимной властью и просто властью?

Характеристики легитимной политической власти.

Легитимная (правомочная) власть и просто власть часто и справедливо рассматриваются как близкие по значению понятия. Слово правомочность и близкие по значению термины используются в различных ситуациях. Мы говорим: эти люди облечены властью, правомочны, уполномочены, превышают свои полномочия. Мы говорим о разных видах полномочий: законодательные полномочия, родительские права, учительские права, полномочия судьи в спорте. Все эти примеры описания власти объединены тем, что существует некоторое право или дано право принимать решения и вести себя определенным образом. Легитимная (правомочная) власть - это законная, признанная власть или право на действия в интересах кого-то, или чего-то, отличного от исполнителя. Носители легитимной политической власти имеют право вводить правила, издавать законы, давать указания в соответствии с принятыми правилами и стандартами. Это возможно, потому что управляемые признают своих руководителей и их право на власть. Легитимная политическая власть слагается из четырех основных составляющих.

Правомочность (легитимность). Большинство граждан должно быть убеждено в том, что у государства есть моральные и законные права на свои действия. Легитимность также опирается на веру большинства граждан в то, что имущие по праву занимают свое место, пользуются соответствующей своему положению властью. Одним из путей придания легитимности власти являются справедливые, свободные выборы.

Стабильность. Конкретная политическая власть обычно существует в течение продолжительного периода времени. Это дает населению чувство защищенности, так как делает предсказуемыми действия власти, а в случае демократии, уверенность в защите прав личности и меньшинств. Стабильность политических институтов не подвергается угрозе актами недовольства населения конкретными действиями руководства страны. Только тогда, когда доверие населения политическому устройству в стране и ценностям, которые оно выражает, заканчивается, политическая власть обречена.

Ответственность и подотчетность власти. Так как властные полномочия сопряжены с определенной ответственностью, функции государственных служащих перечислены в конституции или законах, а также в должностных инструкциях. На своем посту госслужащие должны выполнять свои обязанности и не превышать приданных им полномочий.

Ограничения власти. Политическая власть должна соответствовать поставленным перед ней целям. В конституционных государствах власть ограничена законом. Эти границы защищаются институционными мерами, такими как принцип сдержек и противовесов.

Задание 2. Ответьте на вопрос: Каковы основные слагающие легитимной политической власти. Продолжите список составляющих легитимную политическую власть.

Материал для учащихся при подготовке домашнего задания

Манипуляция Традиции Убеждения

СРЕДСТВА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ

Закон Принуждение Авторитет Прямое насилие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.