Рефераты. Тенденции международного сотрудничества Канады и стран ЕС

Среди главных направлений канадской внешней политики на первом месте все послевоенные годы стояли отношения с Соединенными Штатами Америки. В настоящее время приходит понимание того, что необходимо стабилизировать и развивать отношения и с европейскими странами. По мере усиления повседневного влияния США на экономику, политику и, наконец, культуру Канады всё большее число канадцев проявляло озабоченность, а затем и растущее недовольство таким развитием событий.

Отражением этого недовольства явилась победа на парламентских выборах 1968 года Либеральной партии во главе с П. Трюдо. Именно правительство Трюдо стало проводить политику ограничения притока американских инвестиций в экономику страны. Помимо этого П. Трюдо неоднократно выступал с критикой поведения США на мировой арене, его внешнеполитические шаги нередко шли вразрез с курсом Белого дома. Ограничение влияния США в Канаде приводит к возможности роста взаимоотношений с ЕС. Все это вызывало резкое недовольство американских правящих кругов, а в Канадо-Американских отношениях наступило непривычное похолодание.

В условиях исчезновения «советской угрозы» Канада и Европа перестали нуждаться друг в друге для обеспечения собственной военной безопасности. Вывод в начале 1990-х годов канадского контингента из состава сил НАТО в Европе лишил Оттаву самого действенного фактора влияния внутри альянса, который поэтому не может играть для Канады былую роль противовеса Соединённым Штатам в сфере двусторонних оборонных отношений.

Намерение администрации Б. Клинтона создать, в нарушение советско-американского договора 1972 года, систему национальной ПРО вызвало в Оттаве большую озабоченность. Правительство Канады выступает за строгую интерпретацию этого договора, против любых действий, способных нанести ущерб существующему режиму в этой области. В то же время на позиции Оттавы сказывается желание канадских деловых кругов не отвергать возможностей прибыльного сотрудничества с американцами в программах по изучению перспектив создания систем наблюдения и контроля за соблюдением договора 1972 года. с использованием соответствующих канадских технологий.

После некоторых колебаний Канада одобрила решение о расширении НАТО на восток, одновременно выступая за тщательную, длительную подготовку этого шага и обязательный учет интересов безопасности России. На позиции канадского правительства сказалось сильное давление со стороны как США, так и восточноевропейских иммигрантских организаций внутри страны. Прием в альянс новых государств, стратегически более важных для США и других его участников, смещение внимания членов альянса на восток грозит Канаде дальнейшим ослаблением её влияния внутри НАТО.

Вторым главным направлением канадской внешней политики являются отношения с Европой, с которой большинство канадцев связывают давние исторические, политические, экономические, языковые и культурные связи. Европа продолжает быть для Канады важным экономическим партнером.

До начала 1970-х годов Европа привлекала внимание Оттавы главным образом как регион, откуда исходила наибольшая опасность возникновения третьей мировой войны (а также поддержки Квебекских сепаратистов). Политика «третьей альтернативы», разработанная либеральным правительством П. Трюдо, включала в себя меры по созданию в Европе «противовесов» господству американцев во внешней торговле Канады. П. Трюдо потратил много сил и времени, чтобы добиться заключения в 1976 году Общего соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве с ЕЭС. Однако это соглашение не оправдало надежд канадцев, Европа не стала «противовесом».

Заключив соглашения о свободной торговле с США, а затем с США и Мексикой и сознавая опасность «класть все яйца в одну корзину», правительство консерваторов возобновило попытки своих предшественников поднять на новый уровень развитие торгово-экономических связей Канады с Европой. Но европейцы, во-первых, были поглощены проблемами регулирования своих собственных интеграционных процессов, а во-вторых, при наличии НАФТА с еще большим основанием, чем в 1970-е годы, были склонны рассматривать Канаду как часть единого североамериканского торгово-экономического блока, и потому считали, что договариваться следует в первую очередь с его ведущей составляющей, т. е. с США.

Канадцам, которым грозило оказаться вне возникающей экономической оси Вашингтон-Брюссель, не без труда удалось «вклиниться» в их переговорный процесс и подписать в 1990 году с Европейским Сообществом (ЕС) Трансатлантическую Декларацию об экономическом сотрудничестве, которая в основном так и осталась декларацией.

Окончание холодной войны вынудило Канаду провести вслед за США переоценку приоритетов своей политики в Европе и, отодвинув заботы о европейской безопасности на второй план, добиваться договоренности с ЕС об экономических отношениях в новых условиях. Это было тем более необходимо, что у Канады то и дело возникали споры и конфликты по поводу введения европейскими партнерами разного вида ограничений и запретов на экспорт канадских товаров. При этом европейцы все чаще выступали не в одиночку, а единым фронтом, в рамках всего Союза.

США подписали в 1995 году с ЕС План действий по развитию всестороннего сотрудничества, тогда как у Канады достижение аналогичной договоренности застопорились из-за серьезного конфликта с Испанией по поводу размеров вылова рыбы испанцами в районе Ньюфаундленда. Преодолеть разногласия удалось только через год, когда наконец были подписаны Совместная политическая декларация об отношениях Канады и Европейского Союза и Канадо-европейский План совместных действий. Однако и после этого Оттаве приходилось заниматься не столько реализацией Плана, сколько смягчением таких последствий дальнейшей интеграции в Европе, как введение евро и расширение самого Союза. Одновременно Оттава настойчиво, но без заметного успеха агитировала за создание американо-европейской Североатлантической зоны свободной торговли.

Не всегда благополучно развивались и двусторонние отношения Канады с европейскими странами. Помимо «рыбной войны» с Испанией, в ходе которой канадцы не остановились перед применением своих военных судов, не всё ладилось и в отношениях с Францией. Время от времени развитие этих отношений нарушалось вспышками обострений в связи с очередными акциями французов в поддержку Квебекских сепаратистов. Так, весной 1999 года Париж направил без предварительной консультации с Оттавой приглашение Квебеку на совещание министров суверенных государств по вопросам развития и культуры. Правительство Канады демонстративно отказалось от участия в совещании.

Отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – третье главное направление внешней политики Канады, ставшее таковым относительно недавно. До конца 1960-х годов этот регион пользовался особым вниманием канадских политиков лишь в периоды возникновения угрозы международной безопасности. После начала войны в Корее правительство Канады в ответ на настойчивую просьбу администрации Г. Трумэна направило на поддержку американских войск суда канадских ВМФ, военно-транспортную авиацию и наземную бригаду, что явилось высшей формой прямого участия Канады в проведении США политики противостояния международному коммунизму после второй мировой войны. Вместе с тем, неоднократные попытки Вашингтона добиться от Оттавы хотя бы символической военной поддержки американской агрессии против Вьетнама успеха не имели. Более того, в Канаде нашли убежище десятки тысяч молодых американцев, не желавших принимать участия в этой авантюре. После окончания войны Канада приняла более 150 тыс. беженцев из Южного Вьетнама.

Правительство Трюдо пыталось создать «противовесы» влиянию США не только в Европе, но и в АТР. Первым шагом в этом направлении было решение политического характера – признание в 1970 году Китайской Народной Республики вопреки явно отрицательному отношению со стороны Вашингтона. При этом канадцы не скрывали, что рассчитывают на экономические выгоды своего появления на огромном китайском рынке раньше американцев, чье сближение с Китаем П. Трюдо предвосхитил за полгода до неожиданного визита в КНР президента США Р. Никсона. «Культурная революция», однако, сорвала расчеты на быстрый рост канадского экспорта в Китай. Самым крупным успехом канадцев в торговле с Китаем за последние годы стала продажа двух ядерных реакторов для производства электроэнергии.

В экономическом плане главным объектом внимания канадцев в АТР была и остается Япония. Масштабы торговли с ней быстро росли, и уже в 1973 году Япония стала вторым торговым партнером Канады, оттеснив с этого места Англию. Но простой рост торговли не мог удовлетворить канадцев, так как структура японо-канадского товарооборота закрепляла за ними роль«дровосеков и водоносов»: до 95% канадского экспорта составляло сырье, тогда как такая же доля японского экспорта приходилась на промышленные товары. Преодоление подобной структурной односторонности торговли были постоянным предметом Канадо-Японских переговоров, однако японцы шли на уступки очень неохотно и медленно, опасаясь создавать прецедент, который мог бы быть использован другими странами, прежде всего Соединенными Штатами, главным торговым партнером Японии.

Разделяя мнение о том, что в недалеком будущем АТР станет самым быстроразвивающимся регионом мира, и что, следовательно, укрепление торгово-экономических связей с ним является крайне важным для экономического благополучия страны, Оттава добивалась участия во всех важнейших региональных организациях – АСЕАН, АТЭС и др. Достижение такой цели облегчалось тем, что у Канады было сходное со многими странами региона колониальное прошлое и отсутствовал груз каких-либо агрессивных действий, направленных против этих стран. Кроме того, у Канады в регионе была репутация весьма крупного донора, обладателя целого ряда самых передовых технологий и, наконец, ключей к доступу на североамериканский рынок. Канада была одним из инициаторов решения совещания АТЭС в Богоре в 1994 году о создании зоны свободной торговли в АТР к 2010-2020 годов.

Канадские политики были обеспокоены отсутствием в регионе какого-либо постоянного коллективного механизма по обеспечению мира и безопасности при одновременном обилии в нем источников потенциальных конфликтов. В 1990 году Канада выступила с инициативой учреждения форума для проведения переговоров по проблемам безопасности в северной части Тихого океана. Однако положительный отклик на эту инициативу поступил только из Москвы. Вашингтон явно не собирался ограничивать чем-либо свою свободу действий в Тихом океане, Япония не хотела ввязываться в споры с американцами по этому поводу, Китай опасался возможности возникновения в ходе переговоров вопроса о статусе Тайваня.

Канада использовала для обсуждения проблем АТР ежегодные совещания в рамках АСЕАН и так называемые «диалоги партнеров» АСЕАН, добиваясь включения в повестку дня вопросов региональной безопасности. Её усилия привели к созданию в 1994 году консультативного Регионального форума АСЕАН, где Канада, как и в других региональных организациях такого рода, выступает за многосторонние подходы к предупреждению и устранению существующих и потенциальных угроз безопасности в АТР.

Большую озабоченность у Оттавы вызывает обострение обстановки в Южной Азии в связи с ядерными испытаниями в Индии и Пакистане в 1998 году Канадцы, последовательно выступающие за укрепление режима нераспространения ядерного оружия, в то же время несут определенную моральную ответственность за сложившееся положение: в свое время Канада поставила Индии для проведения научных работ небольшой реактор, который был использован индийцами при подготовке испытания своего первого ядерного устройства в 1974 году.

В последнее десятилетие бурно развивается новое направление канадской внешней политики – отношения со странами Латинской Америки. До заключения в 1993 году НАФТА Канада не проявляла заметной активности в этом регионе, её главные исторические и военно-политические интересы и обязательства находились в США и Европе. Не желая связывать себя формальными обязанностями члена крупнейшего регионального объединения западного полушария – Организации американских государств (ОАГ), где господствуют США – Канада ограничивалась статусом постоянного наблюдателя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.