Рефераты. Тенденции международного сотрудничества Канады и стран ЕС

Вместе с тем в некоторых отраслях говорят о том, что бизнес может упустить неплохие возможности, которые позволили бы канадской экономике стратегически развиваться в направлении большей экологичности и достижения устойчивого развития. В политике постепенно нарастает влияние объединений, подобных "Киотосмарт" (это союз акционеров, в котором участвуют частные предприниматели, власти канадских провинций, профсоюзы, неправительственные организации), хотя, конечно, к настоящему времени они составляют несомненное меньшинство в частном секторе страны.

Европейский бизнес пользуется репутацией более прогрессивного, нежели американский, в основном благодаря некоторым публичным акциям (например, выступление сэра Джона Броуна, проведшее водораздел между "Бритиш Петролеум" и нефтяными компаниями США), активному и прогрессивному лоббированию на переговорах (развитие энергетики, соответствующей стандартам устойчивого развития, поощрение соответствующего страхового сектора), а также экспериментальной торговле квотами и мерам по сокращению выбросов за пределами Европы, осуществлявшимся задолго до их формального одобрения политиками. Сегодня предприниматели ЕС имеют дело с намного более предсказуемой экологической политикой, чем предприниматели Америки, благодаря тому, что Киотская система была поддержана на самом высоком политическом уровне (и политика эта не зависит от вступления Протокола в силу). Кроме того, в Европе общество морально обязывает бизнес ответственнее относиться к проблемам климата и экологии в целом.

Отличия европейской позиции от американской, связанные с будущими рисками, очевидны, а вот более глубинные различия выявить труднее. В странах ЕС корпорации намного чувствительнее к так называемой "социальной ответственности бизнеса" ("corporate social responsibility", CSR) и к возможному ущербу своей репутации. Причины этого лежат во взаимоотношениях между корпорациями и обществом, в политическом давлении на бизнес, которые побуждают бизнес учитывать фактор экологии в проведении своих маркетинговых кампаний.

Тем не менее, в настоящее время интерес к образованию рынка квот, к примеру, является пассивным, бизнес скорее обороняется, защищая себя от возможных ограничений эмиссий в будущем, а не пытается использовать новые рыночные возможности. Традиционно влиятельное промышленное лобби на уровне ЕС по-прежнему пытается обеспечить принцип добровольности, рыночный подход к решению экологических проблем. Делается это под предлогом защиты конкурентоспособности европейской промышленности на международной арене, хотя в ходе обсуждения торговли квотами выявились определенные разногласия. Прогрессивная часть делового мира заявляет о себе все громче, но во многих странах ЕС она остается сравнительно слабой и далекой от сплоченности.

В мировом сообществе Канада пользуется репутацией сторонника политических методов разрешения споров и конфликтов между государствами, а её дипломаты известны как мастера выработки компромиссов, учитывающих интересы всех участников спора. Это – одна из отличительных черт канадской внешней политики. Сама Канада, как государство, возникла, в отличие от соседних США, не в результате революции или войны, а мирным, эволюционным путем, в итоге переговоров с Лондоном представителей четырех колоний Великобритании в Северной Америке, выступавших совместно, что, в свою очередь, было результатом их договоренности, взаимных компромиссов. Дальнейшее развитие канадской государственности проходило в основном также эволюционным путем, что объясняет глубоко укоренившуюся традицию решать самые сложные внутриполитические споры и конфликты путем переговоров.

Наконец, для канадцев в целом типично отсутствие милитаристских настроений, традиций. Канадские военные никогда не играли роли политического фактора в жизни страны.

Эти особенности привлекали и привлекают в Канаду многочисленных иммигрантов из беспокойных районов всего мира. В сочетании с ограниченными силовыми возможностями страны они также объясняют отсутствие в ее внешней политике мессианских устремлений, свойственных для поведения на мировой арене южного соседа. Для международной деятельности канадцев характерно проявление идеологической и политической терпимости, которую Оттава неоднократно демонстрировала в своем отношении к СССР, Китаю, Кубе, другим государствам социалистической ориентации, к революционному движению в странах Латинской Америки.

Одной из основных черт политической культуры Канады, отличающей ее от Соединенных Штатов, является сильное влияние британских традиций, таких как приверженность граждан закону. Во внешней политике это в сочетании с отмеченным выше положением державы среднего ранга, проявляется в стремлении Канады добиваться разработки и введения четких международных правил политического и торгово-экономического взаимодействия, обязательных для всех государств, включая самые сильные, прежде всего США. В сочетании с наличием двух официальных государственных языков – английского и французского – эта особенность привела к уникальному результату, позволив Канаде стать основателем и активным членом практически всех важнейших международных и многих региональных организаций, таких, как ООН, ЮНЕСКО, Содружество, Франкофония, МВФ (Международный валютный фонд), ВТО (Всемирная торговая организация), ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), ОАГ (Организация американских государств), АТЭС (Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества) и др.

Положение государства средней «мощности» в мире, где Канаде приходится иметь дело с более сильными державами, вызывает необходимость для руководителей канадской внешней политики иметь возможность быстро и гибко реагировать на изменения в двусторонних отношениях или в международной обстановке, которые канадцы не в состоянии предотвратить. Поэтому канадское правительство не имеет жесткой, детально разработанной внешнеполитической программы, рассчитанной на длительный период. В силу своего положения державы среднего ранга Канада ограничена в возможностях воздействовать на более мощные государства или международные события. Отсюда – случаи непоследовательности, противоречивости её поведения на международной арене.

Ключевые задачи канадской внешней политики сформулированы в правительственном заявлении «Канада в мире», опубликованном в 1995 году, весьма лаконично: «содействие процветанию и занятости, защита нашей безопасности в рамках международной стабильности и распространение канадских ценностей и культуры».

Канадская внешняя политика не имеет давних традиций. Формально Канада получила право на самостоятельное проведение внешней политики лишь в 1931 году по акту британского парламента, так называемому Вестминстерскому статуту. До этого такого рода деятельность осуществлялась через Лондон. Фактически же активную и самостоятельную внешнюю политику Канада стала проводить только после окончания второй мировой войны, которая продемонстрировала смертельную опасность предвоенной политики изоляционизма. Канада вышла из войны значительно окрепшей в экономическом и военном отношении, канадское общественное мнение требовало международного признания заслуг страны в совместных действиях союзных держав по разгрому фашизма. Возникшая вскоре опасность ядерного конфликта между СССР и США, в который неизбежно была бы втянута и Канада, требовала от неё неотложных и самых энергичных действий на международной арене по предотвращению этой угрозы. Кроме того, страна все сильнее вовлекалась в международную торговлю, от состояния которой все больше зависело благополучие канадцев. Это вызывало необходимость активно добиваться максимально благоприятных условий в двусторонней торговле с отдельными странами, а также соответствующих правил международной торговли в целом.

В наши дни зависимость экономического процветания страны от состояния ее внешней торговли как никогда высока, стоимость экспорта товаров и услуг составляет более 40% ВНП. Поэтому, после окончания холодной войны внешняя политика Канады в решающей степени подчинена интересам её внешнеэкономической деятельности.

В отличие от внешней политики таких держав среднего ранга, как, например, Австралия, которая имеет в основном региональную направленность, внешняя политика Канады имеет ясно выраженный глобальный характер. В Оттаве полагают, что этого требует глобальный характер канадских внешнеэкономических связей и таких угроз международному миру и стабильности, как распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, бедность, терроризм и т. п.

3.2 Основные направления решения проблем в отношениях между Канадой и ЕС


Канада, как и многие другие страны, стремится играть на международной арене особую, заметную роль, которая позволяла бы ей защищать свои национальные интересы, выгодно используя для этого имеющиеся у нее опыт и ресурсы. В годы холодной войны Канада приобрела репутацию «честного брокера», посредника в урегулировании межгосударственных споров и конфликтов. Наиболее известным примером деятельности такого рода является инициатива канадского министра иностранных дел Л. Пирсона в 1956 году о создании чрезвычайных сил ООН для разрешения Суэцкого кризиса путем физического разъединения воюющих сторон и обеспечения необходимых условий для мирных переговоров (за что Л. Пирсон в следующем году получил Нобелевскую премию мира). Вплоть до 1993 году канадцы участвовали во всех подобных операциях по поддержанию мира (ОПМ). В сочетании с активной и умелой деятельностью канадских дипломатов миротворчество Канады служило формированию ее международной «визитной карточки», стало еще одной отличительной чертой канадской внешней политики.

У Канады общие с европейскими странами ценности. Для Канады сходство даже глубже, чем у США или России. Канада и большинство стран ЕС достигли высокого уровня промышленного развития, во все большей мере основывающегося на высоком уровне технологии, а также значительной доли сектора услуг в экономике. Для Канады ЕС является вторым после США зарубежным торговым партнером и инвестором.

Для рассмотрения вопросов торговли дважды в год – поочередно в Брюсселе и в Оттаве – происходят встречи руководства ЕС и канадских высокопоставленных официальных лиц. Ежегодно происходит обмен мнениями с канадскими парламентариями и депутатами Европарламента по вопросам двусторонних и международных отношений. Всеамериканская хартия, аналогичная Трансатлантической хартии между ЕС и США, была подписана ЕС и Канадой в 1990 г.

После прекращения военного противостояния двух лагерей во главе с СССР и США и окончания холодной войны прежняя объективная необходимость в «посреднике», которым стремилась быть Канада, отпала. Перед Канадой вновь встала задача найти для себя подходящую роль, «нишу» в системе международных отношений. В новых условиях, когда количество различных вооружённых конфликтов стало стремительно расти, они всё чаще стали возникать не между государствами, как раньше, а внутри государств, а их разрешение стало много труднее, опаснее и потребовало гораздо больших затрат, прежняя роль посредника подчас превышала финансовые и кадровые возможности Канады.

Во второй половине 1990-х годов такой «нишей» становится защита прав человека. Отметим, что Канада проявляла большую активность в этой области еще в период холодной войны, когда главное внимание уделялось обеспечению безопасности государств. Новой особенностью канадской внешней политики в последние годы стал настойчивый перенос акцента на «безопасность личности» при широком толковании понятия «безопасность», включающем теперь устранение не только военных, но и невоенных угроз – бедности, терроризма, распространения наркотиков и т.п. Такое смещение акцента повлекло за собой изменение трактовки канадцами понятия суверенитета, положения о недопустимости вмешательства извне во внутренние дела государства. Представители Канады неоднократно настаивали на том, что в новых условиях, когда в центре внимания мирового сообщества находится не государство, а личность, ее безопасность, в случае массового и жестокого нарушения прав человека со стороны государства допустимо и даже необходимо силовое давление вплоть до прямого «гуманитарного» международного вмешательства под эгидой ООН, НАТО, ОАГ, Содружества, Франкофонии и других организаций во внутренние дела государства-нарушителя, невзирая на его суверенитет, во имя обеспечения безопасности личности. Подобные аргументы канадцы приводили в обоснование своей поддержки не только ОПМ, проводившихся по решению Совета Безопасности ООН в Сьерра Леоне, Восточном Тиморе, экономических санкций против Нигерии, но и военных действий НАТО в Боснии. Критики такой политики указывают на случаи непоследовательности в ее проведении в тех случаях, когда могут серьезно пострадать экономические интересы Канады. В качестве примеров приводят отношение канадских представителей к нарушениям прав человека в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, в Китае.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.