Канада реализует определенные цели в каждой из стран-участниц АТЭС, исходя из специфики экономических отношений. Так в отношении Японии, второго после США торгового партнера Канады, занимающей третье место по объему инвестиций в Канаду, ставятся задачи: снижение таможенных пошлин на ряд канадских товаров (в частности, на растительное масло, в особенности, канолу, продукцию лесоперерабатывающей промышленности, цветные металлы и др.), сокращения или устранения технических и законодательных барьеров, действующих в Японии в отношении приоритетной канадской экспортной продукции (пищевая продукция, строительные материалы, услуги), а также изменения правил и стандартов, отличающиеся от международных.).
В отношении Китая канадское правительство изыскивает пути улучшения доступа на китайский рынок сельскохозяйственной продукции, банковских услуг, страхования, ценных бумаг, возобновления переговоров о заключении соглашения о защите иностранных инвестиций. В отношении Индии поставлены задачи добиться соблюдения этой страной взятых обязательств по Соглашению об информационных технологиях и мониторинга применения Индией средств торговой защиты против канадских экспортеров.
Канада - одна из восьми стран в мире, которая не имеет специальных преференциальных торговых отношений с Европейским союзом. Содействие торговле между ЕС и Канадой оказывают действующие двусторонние соглашения. Для содействия торговле между ЕС и Канады в рамках соглашения 1976 г. о коммерческом и экономическом сотрудничестве создан Совместный комитет по сотрудничеству. Совместная политическая декларация 1996 г. об отношениях ЕС и Канады и План действий Канады и ЕС позволили сформулировать цели по расширению отношений не только в торгово-экономической сфере, но и в области внутренней и внешней политики. На прошедшем в Оттаве в декабре 2002 г. саммите лидеры Канады и ЕС взяли обязательство разработать «Соглашение о расширении торговли и инвестиций между Канадой и ЕС», которое решит возникшие проблемы в отношениях и обеспечит устранение барьеров в торговле.
В свою очередь правительство Канады определило приоритеты в отношении улучшения доступа канадских товаров на рынок ЕС. Это прежде всего касается сфер сельского хозяйства и природных ресурсов, в которых действуют ограничения. В перечень продукции, вызывающей озабоченность у канадских экспортеров, попали вино из замороженного винограда и спиртосодержащие напитки, рыба и морепродукты, алюминий, некоторые цветные металлы (свинец, ртуть, кадмий), бумажная продукция, подпадающая под действие экологического этикетирования. Проблемы возникают и в сертификации лесной продукции, экологически чистых продуктов, строительных материалов. Санитарные и фитосанитарные правила ЕС затронули канадский экспорт сосны (требование предварительной тепловой обработки), говядины (запрещение ЕС использовать гормоны для ускорения выращивания), живых животных и животных продуктов, семян картофеля, генетически измененной канолы и других генетически измененных продуктов (требование обязательного этикетирования и прослеживания продукта от фермы до магазинного прилавка).
В октябре 1999 г. канадское правительство объявило о начале переговоров с государствами Европейской ассоциации свободной торговли - ЕАСТ (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария). Переговоры по основному кругу вопросов завершены, однако, некоторые проблемы остались нерешенными. Соглашение о свободной торговле «первого поколения» сконцентрировано на устранении тарифов на промышленные товары, определенной либерализации в сельскохозяйственной области и сотрудничестве по облегчению торговли и конкуренции.
Канада продолжила создание договорно-правовой базы торгово-экономических отношений с ЕС, включая:
• проведение переговоров о соглашениях, облегчающих доступ на рынок ЕС вина и алкогольных напитков;
• разработку предложений по Соглашению о расширении торговли и инвестиций между Канадой и ЕС;
• интенсификацию сотрудничества в сфере регулирования торговых отношений с целью учреждения нового двустороннего рамочного соглашения, облегчающего процедурные правила для канадских экспортеров и торговли в целом.
1.2 Экономико-политическая характеристика ЕС
Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio – восстановление) – взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.
Результатом международного разделения труда и международной производственной кооперации является развитие международного обобществления производства – интернационализация производства. Она экономически выгодна, поскольку, во-первых, позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы разных стран, а во-вторых, дает экономию на масштабе. Второй фактор в современных условиях наиболее важен. Дело в том, что высокотехнологичное производство требует высоких начальных инвестиций, которые окупятся, только если производство будет крупномасштабным (рис. 1.1), иначе высокая цена отпугнет покупателя. Поскольку внутренние рынки большинства стран (даже таких гигантов как США) не обеспечивают достаточно высокого спроса, то требующее больших затрат высокотехнологичное производство (автомобиле- и самолетостроение, производство ЭВМ, видеомагнитофонов) становится выгодным лишь при работе не только на внутренний, но и на внешние рынки.
Интернационализация производства идет одновременно и на общемировом уровне, и на уровне отдельных регионов. Для стимулирования этого объективного процесса создаются специальные наднациональные экономические организации, регулирующие мировую экономику и перехватывающие часть экономического суверенитета у национальных государств.
Рис. 1.1 – Эффект экономии на масштабе
При малом объеме выпуска Q1, только для внутреннего рынка, товар имеет высокую себестоимость и, как следствие высокую цену; при большем объеме выпуска Q2, с использованием экспорта, себестоимость и цена значительно понижаются
Интернационализация производства может развиваться по-разному. Простейшая ситуация – это когда между разными странами устанавливаются устойчивые экономические связи по принципу взаимодополнения. В этом случае каждая страна развивает свой особый набор отраслей, чтобы продавать их продукцию в значительной мере за рубеж, а затем на валютную выручку приобретать товары тех отраслей, которые лучше развиты в других странах (например, Россия специализируется на добыче и экспорте энергоресурсов, импортируя потребительские промтовары). Страны получают при этом обоюдные выгоды, но их экономика развивается несколько односторонне и сильно зависит от мирового рынка. Именно эта тенденция доминирует сейчас в мировом хозяйстве в целом: на фоне общего экономического роста увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами. Главными организациями, стимулирующими и контролирующими такого рода интернационализацию в мировом масштабе, являются Всемирная торговая организация (ВТО) и международные финансовые организации как, например, Международный валютный фонд (МВФ).
Более высокая ступень интернационализации предполагает выравнивание экономических параметров стран-участниц. В международном масштабе этот процесс стремятся направлять экономические организации (например, ЮНКТАД) при Организации Объединенных Наций. Однако результаты их деятельности до сих пор выглядят довольно малозначительными. С гораздо более ощутимым эффектом подобная интернационализация развивается не на мировом, а на региональном уровне в виде создания интеграционных союзов различных групп стран.
Помимо чисто экономических причин у региональной интеграции есть и политические стимулы. Укрепление тесных экономических отношений между разными странами, сращивание национальных экономик гасит возможность их политических конфликтов и позволяет вести единую политику в отношении других стран. Например, участие Германии и Франции в ЕС ликвидировало их политическое противостояние, длившееся со времен Тридцатилетней войны, и позволило им выступать «единым фронтом» против общих соперников (в 1950–1980-х – против СССР, с 1990-х – против США). Формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современного геоэкономического и геополитического соперничества.
В начале 2000-х, по данным Секретариата Всемирной торговой организации (ВТО), в мире зарегистрировано 214 региональных торговых соглашений интеграционного характера. Международные экономические интеграционные объединения есть во всех регионах земного шара, в них входят страны с самым разным уровнем развития и социально-экономическим строем. Самые крупные и активные действующие интеграционные блоки – это Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в бассейне Тихого океана.
Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней (Табл. 1.1):
зона свободной торговли,
таможенный союз,
общий рынок,
экономический союз и
политический союз.
Таблица 1.1 - Ступени развития региональной экономической интеграции
Ступени
Сущность
Примеры
1. Зона свободной торговли
Отмена таможенных пошлин в торговле между странами – участниками интеграционной группировки
ЕЭС в 1958–1968 ЕАСТ с 1960 НАФТА с 1988 МЕРКОСУР с 1991
2. Таможенный союз
Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран
ЕЭС в 1968–1986 МЕРКОСУР с 1996
3. Общий рынок
Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами – участниками интеграционной группировки
ЕЭС в 1987–1992
4. Экономический союз
Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте
ЕС с 1993
5. Политический союз
Проведение единой внешней политики
Пока примеров нет
На каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль.
Сначала создается зона свободной торговли – снижаются внутренние таможенные пошлины в торговле между странами-участницами. Страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнерами рамках данного объединения, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнеры (так было в НАФТА: сначала – договор США с Канадой, к которому затем присоединилась Мексика). Большинство существующих экономических интеграционных союзов находятся именно на этом начальном этапе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11