При его заключении органы государственной власти выступают равноправными сторонами. Они самостоятельно устанавливают область регулирования, права и обязанности.
В большинстве случаев договоры заключаются с целью внутригосударственной межрегиональной экономической, социальной и культурной интеграции. Стороной соглашений, как правило, выступают высшие органы исполнительной власти субъектов Федерации, строящие свои взаимоотношения на основе принципов справедливости и взаимной выгоды. Примером такого соглашения выступает Договор от 21 июня 1999 года "О взаимопонимании и взаимодействии Мэрии Москвы и Администрации Московской области".
В соответствии с Уставом города Москвы (пункт 4 части 2 статьи 41, пункты 27, 28 части 1 статьи 35) и Законом города Москвы "О договорах и соглашениях города Москвы" (статьи 6 - 8) договоры и соглашения с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках компетенции могут заключать Мэр Москвы, Правительство Москвы, Московская городская Дума, а также отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города.
В соответствии с вышеуказанным Законом заключение и расторжение договоров об основах отношений с субъектами Российской Федерации, органами власти их муниципальных образований, межрегиональными объединениями, подписанных от имени города Москвы Мэром Москвы, утверждается законом города Москвы.
Межрегиональное сотрудничество стало неотъемлемой и важнейшей частью жизнеобеспечения города Москвы.
По инициативе и с участием Правительства Москвы созданы и наращивают свою деятельность московские фонды: поддержки и развития межрегиональных связей "Сотрудничество", поддержки региональных инициатив предпринимателей "Москва - Крым".
В настоящее время город Москва имеет более 200 действующих межрегиональных соглашений, которые позволяют поддерживать бесперебойное обеспечение города Москвы продовольствием, развивать оптовую и розничную торговую сеть, открывать новые торговые предприятия, осуществлять программу капитального строительства и т.д. Сторонами по межрегиональным связям Москвы являются более 130 партнеров.
В частности, только за 2001 год город Москва заключил более 20 новых межрегиональных соглашений с регионами Российской Федерации, из которых 19 предусматривают сотрудничество в торгово-экономической области, в том числе 7 - закрепляют прямые обязательства сторон по поставке продовольственных товаров в столицу из регионов.
Координация межрегиональных связей Москвы осуществляется имеющими такие задачи отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города.
К ведению Московской городской Думы относятся:
1) заключение соглашений о сотрудничестве с законодательными (представительными) органами государственной власти иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами власти их муниципальных образований, межпарламентскими объединениями;
2) утверждение договоров и соглашений города Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы;
3) непосредственное осуществление международных и межрегиональных связей с органами представительной власти городов и регионов иностранных государств, субъектов Российской Федерации, международными межпарламентскими и иными зарубежными организациями;
4) участие в работе международных организаций, деятельность которых направлена на решение проблем городского и муниципального управления, межмуниципального сотрудничества;
5) осуществление контроля в отношении утвержденных ею в установленных законом города Москвы случаях и порядке договоров и соглашений.
В рамках своей компетенции Московская городская Дума в соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 35 Устава города Москвы обладает правом заключать соглашения с представительными органами власти других субъектов Российской Федерации и территориальных единиц зарубежных стран. Такие соглашения позволяют представительным органам государственной власти на взаимной основе обмениваться опытом работы в различных областях жизнедеятельности.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации[6]" и пунктом 28 части 1 статьи 35 Устава города Москвы заключение и расторжение договоров города Москвы утверждаются законом города Москвы.
В соответствии со сложившейся практикой не подлежат утверждению Московской городской Думой международные соглашения, заключаемые городом Москвой с иностранными партнерами.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Закона города Москвы "О договорах и соглашениях города Москвы" также не требуют утверждения Московской городской Думой гражданско-правовые договоры, заключаемые городом Москвой, в которых субъект Федерации выступает как равноправный участник гражданского оборота, наделенный правами юридического лица (статьи 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, указанное положение Устава города Москвы распространяется на договоры и соглашения, представляющие для города наибольшую важность (ст. 6 Закона города Москвы "О договорах и соглашениях города Москвы").
Московская городская Дума в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" с согласия Правительства Российской Федерации вправе осуществлять международные связи с представительными органами власти иностранных государств.
Законодательный орган государственной власти города Москвы также вправе вступать в договорные отношения с представительными органами власти муниципальных образований.
Московская городская Дума также вправе принимать участие в работе международных организаций, деятельность которых направлена на решение проблем городского и муниципального управления, межмуниципального сотрудничества.
Необходимо отметить, что в настоящее время Московская городская Дума имеет более 30 соглашений, протоколов о сотрудничестве и взаимодействии с органами представительной власти городов стран Содружества Независимых Государств, иностранных государств, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Мэр Москвы:
1) осуществляет общее руководство формированием международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей города Москвы;
2) заключает договоры и соглашения от имени города Москвы в соответствии с законом города Москвы;
3) заключает соглашения в области международных и внешнеэкономических связей;
4) учреждает городские внешнеэкономические структуры и представительства за рубежом;
5) в рамках своей компетенции и в соответствии с международной практикой участвует в переговорах и заключении соглашений с дипломатическими и иными представительствами зарубежных стран и международных организаций, расположенными на территории города Москвы;
6) осуществляет контакты с российскими дипломатическими и иными представительствами за рубежом по вопросам, имеющим отношение к интересам города Москвы;
7) представляет город Москву в международных и межрегиональных отношениях, в том числе на государственных протокольных мероприятиях, проводимых на федеральном уровне.
Мэр Москвы вправе передавать часть вышеперечисленных полномочий Правительству Москвы или его членам.
Мэр Москвы ежегодно информирует Московскую городскую Думу о международных, внешнеэкономических и межрегиональных связях города.
Мэр как высшее должностное лицо города Москвы (часть 1 статьи 40 Устава) осуществляет общее руководство формированием международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей города Москвы.
Уполномоченные функциональные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют непосредственное практическое взаимодействие с иностранными партнерами, субъектами Российской Федерации.
Руководители этих органов непосредственно подчиняются Правительству Москвы и соответственно Мэру Москвы, возглавляющему его деятельность (часть 2 статьи 44 Устава).
Мэр Москвы ведет переговоры, заключает договоры и соглашения от имени города Москвы в соответствии с Законом города Москвы "О договорах и соглашениях города Москвы".
Подписанные Мэром от имени города Москвы договоры и соглашения в соответствии с вышеупомянутым Законом города Москвы должны представляться для утверждения в Московскую городскую Думу, которая рассматривает их в течение двух месяцев с момента поступления в порядке, установленном Регламентом Московской городской Думы. Если в течение этого срока договор не рассмотрен Думой, то он считается утвержденным (статья 6).
В случае если договор не был утвержден, Мэр Москвы вправе в течение года внести его на повторное рассмотрение.
Договор и закон о его утверждении подлежат официальному опубликованию в "Ведомостях Московской городской Думы" и изданиях Правительства Москвы - "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13".
Свои полномочия по ведению переговоров и подписанию договоров Мэр может передавать Вице-мэру и иным должностным лицам органов исполнительной власти города.
Соглашения в области международных и внешнеэкономических связей согласовываются с уполномоченными федеральными органами государственной власти.
Таким органом выступает Министерство иностранных дел Российской Федерации. Именно ему предоставляется для согласования не менее чем за месяц до подписания проект соглашения города об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.
О результатах рассмотрения Министерство иностранных дел Российской Федерации обязано проинформировать Мэра Москвы не позднее чем за 20 дней до даты подписания соглашения. В случае если имеются какие-либо разногласия, применяются согласительные процедуры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для выработки единой позиции могут создаваться двусторонние комиссии, одной из сторон которых выступает в соответствии с компетенцией Департамент международных связей города Москвы или Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы.
Регистрация подписанных соглашений производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Ее осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации в Едином государственном реестре соглашений, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с утвержденным порядком. Следует отметить, что положения указанного постановления Правительства Российской Федерации не распространяются на соглашения субъектов Российской Федерации о внешних заимствованиях.
В течение пяти рабочих дней после государственной регистрации соглашения его подлинник с присвоенным ему регистрационным номером направляется на хранение в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Хранение и регистрацию оригиналов соглашений на уровне города (в соответствии с номенклатурой дел) осуществляет Управление организационно-методического обеспечения работы с документами Правительства Москвы при наличии подлинных экземпляров соответствующего договора и соглашения, проекта резолюции Мэра, Правительства Москвы или проекта распорядительного документа по выполнению договора, соглашения.
Мэр Москвы в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей города Москвы по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации вправе принимать решение об открытии представительств города и за пределами Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12