Рефераты. Состояние и совершенствование зарубежных связей Москвы с зарубежными странами

К числу вызовов начала XXI века относятся такие явления, как экстремизм, ксенофобия и насилие. Москва не избежала печальной участи стать местом проявления этих вызовов. В этой связи исключительно значимо утверждение новой социальной динамики, которая направленная на поддержание такой ценности, как взаимозависимость. Ее утверждение должно способствовать не только созданию в российской столице особого климата сотрудничества, но и повышения международного авторитета Москвы, столь важного для осуществления ее международных и внешнеэкономических связей и реализации миротворческого потенциала.

Устойчивый рост научно-технологического, культурно-образовательного и духовного потенциала городского сообщества во многом определяется степенью его включенности в региональные, национальные и мировые процессы прогрессивного развития. Престиж Москвы в представлениях различных деятелей субъектов Российской Федерации, СНГ, многих стран и международных организаций достаточно высок, и его сохранение должно стать одной из важнейших стратегий. Путь к этому - постоянное развитие региональных, межрегиональных и международных научных, культурных и информационно-образовательных связей города.

В Московском регионе, а также на территории России в целом связи города в сфере науки и образования формируются в рамках деятельности Московских отделений государственных академий наук, межвузовских организаций, общественных объединений, личных контактов. Культурные, информационные, образовательные и духовные региональные связи Москвы во многом обусловлены его ролью геополитического центра России, притяжением сложившейся в нем интеллектуально-культурной среды, а также центральным положением города на стыке территориальных агломераций крупнейших мировых религиозно-духовных учений.

Международные научные и культурные связи Москвы определяются участием ученых, специалистов, деятелей культуры и искусства в соответствующих программах ООН, ЮНЕСКО, международных конгрессах, конференциях, симпозиумах и семинарах, гастрольных поездках за рубеж, студенческих и молодежно-спортивных обменах.

Важное значение для международных контактов имеют побратимские связи с городами в различных частях света. Благодаря этим связям постоянно ведется обмен научными и культурными достижениями, хозяйственным опытом. Жители городов, особенно молодежь, изучают язык друг друга, ездят в гости, знакомятся с традициями и национальными обычаями друг друга.

Москвичи также активно участвуют в работе всероссийских обществ дружбы с зарубежными странами. Активное взаимодействие москвичей со странами азиатского региона не случайно. Оно отражает складывающиеся в мире тенденции формирования нового азиатского полюса развития человечества, прежде всего в Китае, Южной Корее, Индии и Японии. Укрепление сотрудничества в науке, культуре и образовании со странами Востока имеет хорошие перспективы. Это обусловлено быстрым ростом экономики азиатских государств, а также бурное развитие в них национальных научных и культурных центров. В азиатских странах существует огромный интерес к Москве, к ее современным наукоемким технологиям, научным достижениям, культурному потенциалу.

Акцент в развитии научных и культурных связей с европейскими странами приходится в наибольшей мере на Германию, а также Великобританию, Францию, Италию, Нидерланды, среди стран СНГ – Белоруссию. Контакты здесь развиваются в основном в направлениях обмена учеными, специалистами, студентами, проведении совместных исследований и разработок. На их проведение систематически выделяют гранты различные фонды европейских стран и США.

Для дальнейшего развития региональных, межрегиональных и международных контактов и связей в сфере науки, культуры, образования целесообразно:

· официально присоединиться к движению устойчивого развития городов, подписав в установленном порядке Ольборгскую хартию «Города Европы на пути к устойчивому развитию»;

· расширить участие Москвы в международных организациях, в инициативном порядке включившись в разрабатываемые ими проекты, в том числе – в проект Всемирной организации здравоохранения «Здоровый город», проект Конгресса местных и региональных властей Европы (органа Совета Европы) «Хартия о правах и обязанностях городских жителей» и др;

· открыть в Москве представительство ЮНЕСКО и создать Институт ЮНЕСКО;

· содействовать формированию в Российской Федерации и за рубежом всестороннего и объективного представления о Москве как об активном партнере по взаимодействию в культурных, научных, гуманитарных, информационных сферах деятельности;

· существенно усилить межрегиональные связи Москвы как центра Центрального федерального округа; способствовать открытию в Москве консульств и представительств зарубежных стран и других субъектов Федерации;

· развивать побратимские связи с городами Тэджон, Саппоро, Мяньян, Сент-Пол и Миннеаполис, расширить список городов-побратимов, в том числе за счет стран Европы (Германии, Франции, Нидерландов и др.), стран Северной и Южной Америки, Австралии, Средней Азии, а также российских городов;

· систематически поддерживать работу отделений всероссийских обществ дружбы с зарубежными странами, прежде всего с Китайской народной республикой, Кореей и другими азиатскими странами;

· стимулировать участие московских ученых, специалистов во всероссийских и международных выставках, конференциях, семинарах, обмене опытом в процессе стажировки в других российских городах и зарубежных странах;

· ввести систему поощрительных командировок в российские научные центры и за рубеж для молодых ученых и специалистов;

· развивать обмен студентами московских вузов с зарубежными и отечественными высшими учебными заведениями;

· содействовать организации гастролей театральных и музыкальных коллективов, отдельных деятелей искусств, проведению в Москве всероссийских и международных конкурсов исполнителей, организации художественных выставок в России и за рубежом,

· создать условия для развития в городе научного и культурного туризма.

3.2 Изменение условий взаимодействия Москвы с зарубежными странами при осуществлении зарубежных связей


Одним из важных аспектов глобализации считается процесс экономического объединения, перехода национальных экономик к мировой, развития всемирных финансовых потоков, универсализации экономического пространства. С радикальной трансформацией мировой экономики связывают изменения происходящие с государством: не представляется возможным «закрыть» государственную территорию от других, границы между государствами становятся все прозрачнее, национальные правительства уже не в состоянии строго фильтровать потоки людей, товаров, услуг, денег и информации. Следовательно, пунктирные границы на экономической карте мира заметно отличаются от четких административно-государственных «традиционных» границ.

Наряду с сокращением роли государства в экономике глобализация «деинституционализирует» политику, уменьшает тот уровень свободы, с которой могут действовать национальные государства, что приводит к «субполитизации». Еще одной проблемой, с которой сталкивается государство, является распад военных блоков, усиление одной супердержавы и объединение вокруг нее других стран, а также влияние новых технологий на военно-промышленный комплекс, беспрецедентное развитие которых подрывает безопасность отдельных стран.

Многие международные проблемы перешли в глобальное измерение, и государство уже не может справиться с ними в одиночку, а включенность в систему мирохозяйственных связей, принимающих ныне глобальный характер, не позволяет малым государствам в полной мере реализовать свой суверенитет - что вызывает объективную необходимость государств к интеграции, к созданию экономических, военно-политических и региональных блоков и союзов.

Таким образом, влияние «глобализации» на «государство» приводит к следующим результатам:

- наличие транснационального капитала фактически сводит на «нет» попытки регулировать внутристрановые финансовые рынки;

- глобализация выводит на авансцену новых экономических акторов, которые бросают вызов государствам, узурпируют властные полномочия;

- с одной стороны, происходит делегирование полномочий вышестоящим образованиям, а с другой стороны, внутри самого государства право на власть во все большей степени делится между центральным правительством и местными властями.

Эти процессы воспринимаются как свидетельство неадекватности государства, вызывают разговоры о «половинчатом» или «плавучем» характере суверенитета государств.

Глобализация превратилась в один из тех факторов, который оказывает очень заметное влияние на современное государство. В свою очередь и сами глобализационные процессы зарождаются, формируются и протекают во многом при активном участии государств. Целый ряд процессов, соотносимых с глобализацией, спровоцировали сами государства (например ВТО, вступление в которую является для многих стран политическим приоритетом). Глобализация порождает новые проблемы, решение которых невозможно без участия государства: регулирование иммиграции, проблемы притока наркотиков, роста преступности и отмывания грязных денег.

В последние годы проблема адаптации государства приобрела большую популярность. В настоящее время национальные государства сосуществуют с такими формами наднациональных объединений, как блоки, союзы, содружества, ассоциации и т.п. Факты говорят о том, что не происходит полного вытеснения территориальной формы политической власти ее нетерриториальной формой. Напротив, продолжаются попытки как-то модернизировать государство как территориальную форму политической власти, чтобы ответить на существующие глобальные вызовы.

Стремление к интеграции в международные институты и одновременно желание государств сохранить свою национальную идентичность говорят об огромном значении национального государства как уникального инструмента адаптации различных обществ к меняющимся историческим условиям. Преуспевшие в этом государства (среди которых с большой долей уверенности можно назвать США, страны ЕС) стремятся приспособить саму глобализацию к своим интересам.

Размывание границ, рост взаимозависимости, относительное сужение суверенитета национального государства вовсе не означают потерю значимости государства. Если говорить о ближайшей перспективе, думается, что национальное государство сохранит свое институциональное положение в международных отношениях, но его развитие в условиях глобализации будет сопровождаться институциональными и статусными уступками (структурам гражданского общества, новым субъектам международных отношений). Система международных отношений стремится к сохранению своей устойчивости, которая обеспечивается сведением к общему знаменателю разнонаправленных интересов входящих в неё государств, а, следовательно, мировое сообщество будет всеми силами стараться сохранить национальное государство как свою структурную единицу.

Ни для кого не секрет, что часть суверенитета государств в условиях новой системы международных отношений «уходит» в наднациональные структуры, а меняющееся содержание этого понятия вызывает немало споров. Классический «вестфальский» суверенитет в наши дни подвергается воздействию не только с внешней стороны (со стороны государств, негосударственных акторов, глобальных проблем), но и изнутри он «подмывается» тенденциями экстерриториальности, регионализации, сепаратизма. Тенденции государств к образованию федераций, конфедераций, союзов, альянсов вызвали разговоры о «недемократичности» классической теории суверенитета.

Встречающиеся в американской политической аналитике словосочетания «мягкие суверенитеты», «права этносов и регионов на самоопределение» и «гуманитарные интервенции» противопоставляются национальным суверенитетам и становятся базисом для «оправданного» вмешательства во внутренние дела других государств и интервенции западной демократии. Здесь мы встречаем различные трактовки понятия суверенитет в зависимости от силы государства. Как правило, принцип ограниченного суверенитета относится лишь к тем странам, поведение которых не вписывается в сегодняшний миропорядок, чей политический курс, религиозные взгляды или экономические барьеры мешают глобализации (а на самом деле являются препятствием на пути имперских притязаний «западного» мира).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.