Рефераты. Содержание и цели национальной экономической политики

Транзакционные издержки бывают следующих видов:

1.     издержки поиска информации (например: бензин, проезд чтобы что-то приобрести)

2.     издержки заключения договоров (затраты на канцелярские товары)

3.     издержки измерения количества и качества продукции (сертификация, лицензирование)

4.     издержки на предотвращение и ликвидацию оппортунистического поведения (поведение в нарушении условий договоров)

Государство способствует сокращению этих издержек путем законов творчества.

Так же эффективность государственной деятельности можно определить при помощи так называемых пределов участия государства в экономике (т. е. определения минимальных и максимальных границ вмешательства государства). К числу этих пределов относятся:

1.     доля перераспределения ВВП через госбюджет. Она должна быть не менее 10, но не более 50%.

2.     доля государственного потребления – 12-17% ВВП.

3.     размеры государственной собственности – 20-25% ВВП.

4.     доля государственных расходов на НИОКР (научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы) – 50-70% всех расходов на эти цели.

5.     удельный вес государственных служащих в общей структуре занятых – 18-20%

Роль государства в развитии национальной экономики постоянно меняется. В современных условиях наблюдается противоречивое единство усиления и сокращения вмешательства государства в экономику.

Вопрос № 14. Институциональное обеспечение интересов


Институциональное обеспечение – это совокупность формальных и неформальных правил и норм, регулирующих экономическое поведение.

В современной экономике основой институционального обеспечения являются формальные нормы, которые образуют правовую систему. Фундаментом этой системы является конституционное право, которое определяет наиболее общие права и обязанности субъектов.

Конституционное право дополняется отраслевыми нормами права, регулирующими специфическое взаимодействие (гражданское, семейное, юридическое, административное, трудовое, налоговое право).

Правовая система должна быть адекватна потребностям национальной экономики, иначе активно развивается теневой сектор, который не отражается в балансе, скрытая з/плата, наркоторговля.

Теневая экономика – это деятельность, которая не отражена в официальных документах и статистике. Она включает в себя криминальный сектор (деятельность, запрещенную законом) и нелегальный сектор (деятельность не отражается в документах).

Факторы, влияющие на размеры теневого сектора:

1.                культура производства

2.                деловая и социальная этика

3.                степень контактности народа

4.                географическое положение страны

5.                периоды реформирования

С теневой экономикой в национальных государствах стараются бороться путем:

·                    создания адекватной правовой системы

·                    ужесточения наказания за противоправные действия.

Теневой сектор также существует в органах власти. Он реализуется в виде коррупции, бюрократизма, лакбизма (продвижение собственных интересов в органы власти) и т. д.

Бороться с теневым сектором в органах власти гораздо сложнее, т. к. нельзя использовать систему законов творчества.

Единственный реальный способ борьбы с коррупцией и бюрократией – это создание институтов гражданского общества, повышение интеллектуального и культурного уровня населения, воспитание самого себя в соответствии с общезначимыми нормами (моралью).


Вопрос 15. Национально-государственный экономический суверенитет в условиях глобализации деятельности субъектов мировой экономики


В связи с вопросами экономической интеграции стран в современном мире много дискуссий вызывает теория и практика глобализации. Это понятие приобрело ключевое значение для понимания интеграционных процессов в современном мире.

Наступление глобализации подготовили такие мировые процессы, как переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям; от национальной экономики к мировой; от централизации экономики к ее децентрализации; от альтернативного выбора к его многообразию и др. Использование в экономике компьютеров и интернета обеспечило быстроту операций и открытость научно-технической информации.

Термин глобализация (от англ. global - мировой, всемирный, глобальный, всеобщий) используют для характеристики постоянно нарастающего транснационального (от лат trans - за, через, т. е. выходящего за пределы нации) функционирования экономики и информации. Это сделало прозрачными (легкопроходимыми) для финансов и информации национальные границы и обеспечило преимущество тем, кто уже принимает участие: в технологической и информационной революции. Противники глобализации оспаривают само ее существование, однако они в данном случае не правы.

Суровая правда современной международной экономической реальности заключается в том, что глобализация в полной мере выгодна лишь экономически высоко развитым странам. Эти страны предоставляют кредиты (получая за них значительные проценты) и инвестиции. Они предлагают на глобальный рынок высокотехнологичные, науко- и информационно-емкие (и следовательно, дорогостоящие, выгодные для продажи) продукты, покупая у менее развитых стран сырье, дешевую либо невыгодную (вредную) для производства продукцию.

Выгода для остальных стран относительна и временна. Страны с богатыми природными ресурсами, но не обладающие высокотехнологичным производством, вообще не считаются участниками глобальной экономики. Их относительное благополучие будет длиться до тех пор, пока не исчерпаны природные кладовые. Страны же, производящие дешевую или вредную для экологии продукцию, вынуждены весь свой экономический потенциал тратить на поддержание этих производств, ограничивая себя в развитии более выгодных сфер экономики.

Несмотря на западную ориентацию российской экономики последних лет, нашей стране пока не удается стать реальной участницей глобального рынка. Объем международной торговли России невелик. Topгует она в основном сырьем: нефтью, газом, лесом. Науко- и информационно-емкие производства развалены, и нет средств на их создание или быстрое возрождение. Товары, которые наша страна производит, дороги, неконкурентоспособны. Практика показывает, что защита национального рынка хотя в известной степени и противоречит принципам глобализации, тем не менее весьма полезна для ряда ведущих отраслей национальной экономики, от развития которых во многом зависит экономический и военный потенциал той или иной страны. В ряде случаев государство берет на себя финансирование важных производств.

Таким образом, в современных международных экономических условиях необходимость интеграции в глобальную экономику очевидна. Однако вся сложность этого процесса заключается в том, в какой степени нам надо интегрироваться, по какому сценарию. Наша экономика сегодня не выдержит новой изоляции, но столь же вредна и полная либеральная открытость. Такая открытость, как показывает практика, всегда обогащает богатых, а бедные страны делает еще беднее.

Перед Россией два пути: либо быть экономически слаборазвитым сырьевым придатком «золотого миллиарда» (к чему нас всеми силами подталкивает международное сообщество), либо стать достойным участником глобализации, могучей, во многом самодостаточной экономической державой, предлагающей на международный рынок высокотехнологичные, конкурентоспособные дорогостоящие продукты. Россия вполне способна пойти по второму пути.

Вопрос 16. Определение и обща характеристика потенциала национальной экономики


Категория «потенциал» относительно новое в экономической науке и тесно связано с понятием «национальное богатство».

Под национальным богатством понимается совокупность материально-вещественных элементов и природных ресурсов в национальной экономике, которая оценивается по стоимости.

По мере развития национальной экономики понятие «национальное богатство» стало неадекватным в хозяйственной ситуации из-за увеличения, расширения факторов производства, что позволило заменить это понятие категорией «потенциал».

Потенциал национальной экономики – это способность экономики удовлетворять жизненно важные потребности субъектов в длительном историческом периоде.

Элементы потенциала:

·                   невоспроизводимые элементы (природные ресурсы, территория, климат)

·                   воспроизводимые элементы (средства производства, предметы потребления, трудовые ресурсы, информация, энергия)

Вопрос № 17. Пространственно природный и демографический потенциал национальной экономики


Определяющим признаком национальной экономики является ее территория (территориальная обособленность).

Территория оценивается по следующим параметрам:

·                   размер

·                   площадь

·                   наличие природных ресурсов

·                   географическое положение

·                   климатические условия

·                   ландшафт.

Помимо территории суши в границы национальных государств входит часть водной поверхности (территориальные воды), средний размер которых 3-12 миль от берега.

Территориальные воды играют существенное значение для национальной экономики, т. к. дают возможность

·                   заниматься транспортным и военным судоходством

·                   заниматься морским промыслом

·                   создавать зоны отдыха

·                   разрабатывать месторождения ископаемых.

Главным признаком территории является ее размер, т. к. от него зависит объем природных ресурсов и возможность улучшения экологической обстановки.

По принципу размера территории национальные государства делятся на следующие группы:

1.                Континентальные и трансконтинентальные государства: S=7-17 млн. кв. км. (Россия, США, Австралия, Канада, Бразилия, Китай)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.