Вопрос № 44. Необходимость и функции налогов. Виды налогов
Налоги – обязательные платежи, сборы с юридических и физических лиц, осуществляемые государством и местными органами власти необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства.
Субъект налогообложения, налогоплательщик – лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. Вноситель налога – лицо, фактически уплачивающее налог.
Объект налогообложения – доход, имущество, с которого взимается налог; объектом обычно выступает заработная плата, прибыль, денежная выручка от продаж, недвижимое имущество и другие виды объектов. Ставка налога – величина, размер налога на единицу налогообложения.
Налоги являются основным источником доходов бюджета.
Функции налогов:
- Фискальная - наполнение казны;
- Регулирующая - регулирование количества и качества параметров воспроизводства и стимулирование роста общественного богатства.
Регулирующая функция проявляется в налоговой политике.
Основные направления налоговой политики:
1) установление льготных ставок для малого и среднего бизнеса;
2) формирование стимулов и ожиданий населения (оптимальная величина ставок на з\п. и налог с дохода).
Виды налогов:
- прямые - взымаются по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика;
- косвенные - посредствам введения государственных надбавок к искам на товары и услуги. Уплачивается покупателем;
- федеральные; региональные; местные;
- с физических лиц; с юридических лиц;
- общие; специальные;
- в зависимости от налоговых ставок:
1)пропорциональные - единая ставка налога;
2)прогрессивная - повышается налог, повышается объективность;
3) регрессивная – повышается объективность, понижается налог.
Вопрос № 45 Экономическая безопасность национальной экономики: содержание, показатели, значение.
Экономическая безопасность – это такое состояние экономики, при котором обеспечивается:
· устойчивый экономический рост
· достаточное удовлетворение общественных потребностей
· эффективное управление
· защита экономических интересов на национальном и международном уровне.
Показатели экономической безопасности:
· темпы роста основных макроэкономических показателей (ВВП,ВНП)
· темпы инфляции
· уровень безработицы
· структура национальной экономики
· уровень и качество жизни
· уровень технической базы
· степень открытости экономики
· степень импортной зависимости
· внутренний и внешний долг.
Угрозы экономической безопасности можно разделить на 2 группы:
· внутренние
· внешние
У нас внутренние – это не рациональная структура экономики, низкий уровень жизни населения, зависимость от импорта продовольствия.
Внешние угрозы – это продовольственная уязвимость (например, по сахару 78% - зависимость от импорта), негативное воздействие мирового финансового рынка на финансовый рынок России, возможность потери части рынка сбыта (например, конфликт с Грузией).
Все это может нарушить экономическую безопасность России.
Вопрос № 46. Цели, методы и содержание макроэкономической политики
Каждое государство стремится к такому состоянию экономики, при котором обеспечивается полная занятость, незначительная или нулевая инфляция, внешнеэкономическое равновесие и устойчивый экономический рост.
Немецкие экономисты X. Зайдель и Р. Теммен составили структурно-логическую схему основных направлений макроэкономической политики, которая получила название "Магический четырехугольник целей". Магический четырехугольник включает, с одной стороны, стабильный уровень цен и внешнеэкономическое равновесие, с другой - высокую слепень занятости и экономический рост. Формирование целей требует тщательной проработки и детальной конкретизации при составлении прогнозов и рабочих про грамм Экономические цели общества, на реализацию которых направлена экономическая политика, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Недооценка какой-либо цели в процессе их достижения или, наоборот, приоритетный характер некоторых их них могут привести к невыполнению всех остальных. Например, односторонняя борьба с инфляцией, как правило, сопровождается резким ухудшением других макроэкономических показателей (спад производства, чрезмерное увеличение безработицы, повсеместное распространение неплатежей).
Для достижения поставленных целей в качестве важнейших инструментов используются; фискальная политика, осуществляемая преимущественно правительством (доходы и расходы государства); денежная политика, направленная на регулирование объема денег в обращении и осуществляемая преимущественно Центральным банком; политика регулирования доходов (политика "зарплаты-цены");
внешнеэкономическая политика (обеспечение увеличения ВНП за счет внешнеэкономических связей).
При проведении макроэкономической политики внимание государства концентрируется на наиболее значимых экономических факторах, определяющих фискальную и кредитно-денежную политику (динамика инвестиций, состояние государственного бюджета, платежный баланс, уровень заработной платы, цен, валютный курс и т. д.).
Макроэкономический анализ предполагает выявление ключевых моментов функционирования целостной экономической системы во взаимодействии рынков товаров, рабочей силы и денег как таковых, а также национальной экономики в целом. Речь идет о выработке механизмов установления и поддержания с помощью мер фискальной и монетарной политики краткосрочного долгосрочного общего макроэкономического равновесия, как внутреннего, так и внешнего, и достижения за счет этого устойчивого экономического роста.
Вопрос № 47. Цели и содержание промышленно-инновационной политики
Промышленно-инновационная политика – это политика, которая направлена на создание эффективной структуры национальной экономики, обеспечение устойчивого экономического развития и роста.
В развитых странах – 75% достигают инфляции.
Цели политики:
1. определение приоритетных отраслей (так называемых точек роста). Сейчас это наукоемкие производства
2. Рост капиталовложений на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований.
3. Развитие программы подготовки высококвалифицированных кадров и научного потенциала.
4. Развитие системы научно-технического прогнозирования
5. Совершенствование нормативно-правовой базы (это связано с налоговой системой, ее уменьшением).
Факторы, препятствующие проведению этой политики:
· Сырьевая направленность в экономике (40% - это сырьевые товары)
· Изношенность основных фондов (т. к. станки, здания и т.п. еще 70-80гг.)
· Высокие административные барьеры, которые препятствуют предпринимательству
· Неразвитость российской правовой системы (защита инноваций, защита интеллектуальной собственности).
Огромная роль принадлежит малому и среднему бизнесу (Майкрософт) – нет поддержки, сложность кредитных ресурсов, налоги.
Факторы, которые способствуют проведению этой политики:
· Положительные темпы экономического роста (с конца 90-х годов)
· Изменение структуры национальной экономики
· Улучшение финансового положения предприятий
· Рост объема инвестиций, в том числе в инновационную сферу
· Рост притока иностранного капитала меры государственной политики, выработка программ наукоемкого бизнеса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24