Рефераты. Содержание и цели национальной экономической политики

Вопрос № 60.Управление национальной экономикой: содержание, принципы, методы, организация


Любая система управления обладает 2-я функциями:

·                   функция связи с внешней средой;

·                   функция связи с внутренней средой.

Реализация функции с внутренней средой означает соглашение и субординантность деятельности объекта управления.

Внешняя – в обеспечении устойчивости экономики относительно внешней среды.

Эффект внутренней и внешней среды сводится к ограничению расположения системы, таким образом которая позволит наиболее полно ее реализовать.

Если объектом системы управления является организация общественной жизни общества, то предметом является информация.

Производственная информация- это все множество сигналов и сведений, которые отражают потребности экономики и интересы ее субъектов.

Информация состоит из:

-сигнальной информации; ногнитивная; деринтивна (командная);

 Ценностная.

Сигнальная - это сведения о состоянии систем, ее элементов, о состоянии внешней среды, о степени устойчивости реализации предыдущих команд.

Ногнитивная - она отражает степень знания управленцев.

Деринтивная - она несет в себе приказ на обязательное действие данного приказа.

Ценностная - дает предположение о значении результатов, эффектов которые произойдут в ходе управленческого процесса.

Управленческая информация должна нести в себе информацию:

-                     о целях и задачах;

-                      о функциях объекта и пределах управления;

-                     о состояниях объекта управления;

-                     о текущих изменениях управления;

-                     о возможных альтернативных стратегиях к действию;

-                     о способах выбора лучшей альтернативы.

Информация иногда не будет полной и может нести дезинформацию. Управленцу нужно обладать интуицией.

Методы управления национальной экономики - это совокупность способов воздействия управления на управляемого для достижения поставленных целей.

Методы должны быть научными в пределах существующего законодательства, адекватны содержанию цикла управления.

Здесь доминирует аполитический метод (полнота сбора информации). Затем передача директив информации. Затем разработка системы стимулов.

На финише: - отчет; регулирование, коррекция.

По типу возрастания методы могут быть:

-директивны (приказные); стимулирующими; идеологическими.


Вопрос № 61. Совокупный спрос и совокупное предложение

 

Совокупный спрос – это агрегированный спрос (АD) в рамках национального хозяйства. Он представляет спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Совокупный спрос – это потребность, представленная на рынке в денежной форме населением, предприятиями, государством и заграницей. Его можно записать в виде формулы:

АD = C + I + C +,


На динамику совокупного спроса влияют ценовые и неценовые факторы. К ценовым факторам относятся: эффект богатства, эффект процентной ставки и эффект импортных закупок.

Эффект богатства выражается через покупательную способность накопленных финансовых активов (срочные счета, облигации). Если цены растут, то их покупательная способность уменьшается, и население беднеет.

Эффект процентной ставки проявляется в том, что когда уровень цен повышается, то повышаются и процентные ставки. Все это приводит к сокращению потребительских расходов и инвестиций.

Эффект импортных закупок проявляется через соотношение цен на импортные и отечественные товары. Если цены в России растут, то население и фирмы приобретают больше импортных товаров, что приводит к уменьшению спроса на отечественные товары.

Эти три эффекта определяют вид кривой AD. Она представляет собой кривую с отрицательным наклоном, которая характеризует зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен.

Неценовые факторы сдвигают кривую совокупного спроса. К ним можно отнести воздействие демографических процессов, географических особенностей, рост благосостояния народа, системы налогообложения и др.

Совокупное предложение (AS) определяется количеством материальных благ и услуг, которые производители предлагают на рынке. Модель совокупного предложения графически может быть представлена кривой, выражающей положительную зависимость между уровнем цен и объемом национального производства. Среди экономистов существуют большие разногласия по поводу формы кривой совокупного предложения. В современной экономической литературе выделяют три отрезка кривой: горизонтальный (кейнсианский), промежуточный (восходящий) и вертикальный (классический). На рис. 8.1. показаны все три отрезка.


 










Qf обозначает потенциальный объем национального производства при полной занятости. Заметим, что горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения включает реальный объем национального производства, который значительно меньше, чем объем национального производства при полной занятости. Следовательно горизонтальный отрезок свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада, и часть рабочей силы и капитала не используется. На этом отрезке изменение в объеме национального производства осуществляется при постоянных ценах, так как рабочий, оставшийся без работы на некоторое время вряд ли будет рассчитывать на повышение зарплаты, когда вернется на свою работу. Отсюда, все производители смогут приобрести трудовые или иные ресурсы по твердым ценам, и у них не будет основания для повышения цен при расширении производства. Этот отрезок называют кейнсианским - по имени известного английского экономиста Д.М.Кейнса, который проанализировал функционирование экономики в условиях «Великой депрессии» 30-х гг., когда безработица в США достигала 25%.

На вертикальном отрезке повышаются только цены, а реальный ВНП остается неизменным. При полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену на ресурсы, чем другие фирмы. На ресурсы и дополнительный объем продукта, который получит одна фирма, другая потеряет. В результате этого цены на ресурсы, а следовательно и на товары, увеличатся, но реальный объем производства не изменится.

На сдвиг кривой совокупного предложения влияют различные факторы: изменение цен на ресурсы, изменение производительности, правовых норм и т.д.

Кривая совокупного предложения ведет себя по-разному в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде она плавно поднимается вверх, показывая, что при росте спроса фирмы также увеличивают цены и объем производства. В долгосрочном периоде изменение цен приводит к тому, что кривая совокупного предложения будет вертикальной, поскольку однажды фиксированная зарплата вскоре двинется вверх, реагируя на рост цен, но предприятия не изменят объем производства.

Равновесный уровень цен и равновесный объем производства предполагают равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Это равенство графически иллюстрируется точкой пересечения кривых AD и AS (рис.8.1). Смещение этих кривых вызывает колебания в экономике. Экономисты называют сдвиги соответствующих кривых в результате внешних воздействий экономическими потрясениями, или шоками. Воздействия шоков на экономику проявляется в том, что объем производства и занятость отклоняются от естественного уровня. Модель совокупного спроса и совокупного предложения раскрывает механизм возникновения экономических колебаний под воздействием такого рода потрясений.

Если кривая совокупного спроса AD смещается на горизонтальном отрезке кривой AS, то изменяется только реальный объем ВНП; если на промежуточном – то изменяется и номинальный и реальный ВНП; если на вертикальном – то реальный ВНП остается неизменным, но происходит увеличение цен.

При неизменном совокупном спросе сдвиг кривой AS влево будет способствовать росту цен. Если же она сдвигается вправо, то реальный объем производства увеличивается, что свидетельствует о росте производственных возможностей экономики.

В мировой экономической литературе сложились два основных подхода к регулированию национального производства: классическое и кейнсианское. Экономисты-классики исходили из гибкости цен, заработной платы и процентной ставки и основывали свои рассуждения на законе Сэя (предложение порождает свой собственный спрос) Суть закона Сэя состоит в том, что производитель товара, получив деньги за свой товар, полностью расходует их на другие товары. Отсюда, при соответствии структуры рынка запросам потребителя все рынки очищаются от продукции. Если же возникают сбережения, то они не приводят к недостаточности спроса, так как каждый сбереженный доллар будет взят в кредит и инвестирован предпринимателями. Процентная ставка – это регулятор, который выравнивает спрос и предложение денег. Усиление бережливости не является поводом для социальной озабоченности, так как оно приводит к снижению процентной ставки, а следовательно – к снижению цен. Более низкие цены позволяют людям, не имеющим сбережений, приобретать больше товаров и услуг. В результате реальный объем производства не изменяется. Вторым фактором, способным поддержать полную занятость в стране, они считали гибкость (эластичность) цен и зарплаты. Падение спроса на продукцию приводит к снижению цен. Общее уменьшение спроса на товары выразится в снижении спроса на труд и другие ресурсы. Появятся безработные, которые будут конкурировать между собой за рабочие места. Эта конкуренция приведет к снижению ставок зарплаты. В результате они будут наняты за более низкую зарплату. Поэтому экономисты-классики пришли к выводу, что действуя совместно, эти два механизма регулирования превратили полную занятость в неизбежность. Капитализм способен «развиваться сам по себе». Таким образом, классическая теория считает, что экономическая политика государства может воздействовать лишь на уровень цен, а не на объем производства и занятости.

Этот подход господствовал в экономической науке до 30-х годов ХХ в., до появления работы Д.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он подверг критике основные положения классической теории, которая, по его мнению часто входила в противоречие с реальной жизнью. Кейнс поставил под сомнение положение о том, что ставка процента способна привести в соответствие сбережения домашних хозяйств с инвестиционными планами предпринимателей, поскольку считал, что субъекты сбережений и инвесторы при принятии решений руководствуются различными мотивами. Кроме того, из-за изменений в величине денег на руках у населения и ссудах, предоставляемых банками и другими финансовыми учреждениями, предложение средств может превысить или быть меньше текущих сбережений. В результате равновесие может наступить при величине ВНП меньше потенциального.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.