Рефераты. Проблема регулирования трудовых отношений и социального обеспечения КНР в условиях построения общества "сяокан"

С началом реформы в характере распределения доходов в деревне произошли глубокие изменения. В результате перехода к системе семейного подряда ликвидирована уравниловка, введена система распределения по многим источникам доходов при главенстве принципа распределения по труду. С переходом к рынку начался процесс дифференциации доходов крестьян внутри деревни, усилившийся в 90-е годы.

Определяющий фактор, от которого зависят социальный статус и экономическое положение человека в Китае сегодня – наличие стартовых ресурсов в условиях перехода к рынку – экономических, организационных, культурных. В силу того, что в руках у крестьянина оказалось очень мало таких ресурсов, или вообще не было, это лишает равных прав горожан и крестьян.

б) Увеличение разрыва в уровне доходов и жизненного уровня населения деревни и города.

Низкий уровень производительности труда в сельском хозяйстве как результат хронической и углубляющейся диспропорции между людскими и земельными ресурсами – коренная причина низкого уровня дохода крестьян, занятых в сельском хозяйстве, по сравнению с уровнем дохода горожан.

Таким образом в Китае существует двухосновная социальная структура (город и деревня)

1.                Отсутствие социального страхования в деревне.

2.                Серьезное различие в уровне доходов, потребления, общего благосостояния сельского и городского населения

3.                Наличие поляризации

4.                Острая нехватка средств на производственные и жизненные нужды

5.                Серьезные различия в условиях труда крестьян и горожан.

в) Увеличение регионального разрыва в уровне темпов роста, доходов и жизненного уровня крестьян

Следствием различных исходных условий и уровней производительных сил разных регионов, а также политики наибольшего благоприятствования в отношении ряда избранных провинций и зон, явилось то, что приморские провинции Восточного Китая в процессе реформ значительно опередили остальные районы страны[94].

Основными целями при осуществлении реформы налогообложения сельских районах КНР являются: уменьшение расходов крестьян, нормализация системы налогообложения в деревне, упорядочивание прибыли и расходов. Основным содержанием реформы является: ликвидация единого планирования в уездах, ликвидация налога с убоя скота; ликвидация единого положения об общественно-полезной работе, а также упорядочивание действующей политики по налогообложению сельского хозяйства и налогообложения отдельных видов продукции сельского хозяйства.

Для изучения влияния реформы налогообложения на финансовую ситуацию в сельском хозяйстве было выбрано 6 уездов и 37 поселков[95].

После начала проведения реформы налогообложения в 6 уездах налоговые поступления составил 107 млн. юаней, в то время, как до реформы данные показатели составляли 49 млн. юаней. Чистое увеличение составило 57 млн. юаней или 2,15 раза. В 37 поселках общие налоговые поступления – 34 млн. юаней; до реформы составляли 18 млн. юаней, чистое увеличение составило 15 млн. юаней, рост 85,2%. Одновременно с ростом налоговых поступлений в связи с ликвидацией налога на убой свиней, единого планирования и положения о выполнении общественно полезных работ и других положений, в совокупном объеме составлявшие 101 млн. юаней, практическое уменьшение расходов составило 43 млн. юаней, или в среднем на каждый уезд на 7280 тыс. юаней. В 37 поселках соответствующие расходы ранее составляли 31 млн. юаней, а после начала проведения реформ практически уменьшилось 15 млн. юаней, в среднем на каждый поселок уменьшение составило по 410 тыс. юаней.

Практическими результатами осуществления реформ являлось уменьшение расходов крестьян: до осуществления реформы расходы крестьянина, в среднем, составляли 77,12 юаней, или 5,75% от совокупных доходов, с каждого му (1/15 га) расходы составляли 75,51 юань. После осуществления реформ, в среднем на каждого крестьянина пришлось 53,64 юаня расходов. В сравнении с дореформенными временами расходы крестьян снизились на 29%[96].

В 37 поселках до реформы, в среднем на человека расходы составляли 68,51 юань, или с 1 му в среднем 73,74 юаня, что составляет 5,1% от чистого дохода крестьян. После осуществления реформ расходы с каждого крестьянина составили в среднем 47,59 юаней, с каждого му в среднем 51,22 юаня, или уменьшились с дореформенными временами на 30,5%., что составило 3,6% от чистого дохода крестьян[97].

В среднем доходы каждого крестьянина в 6 уездах увеличился на 22,34 юаня в год, с каждого му оплата упала на 21,87 юаней, или в среднем доход каждого крестьянина в 37 поселках увеличился на 20,92 юаня в год, с каждого му затраты снизились на 22,52 юаня[98].

В 2008 году Китай значительно увеличит бюджетные расходы[99] на социальное обеспечение, здравоохранение, образование и обеспечение населения жильем. Планируется всесторонне ввести обязательное образование в городских и сельских районах Китая на бесплатной основе и обеспечить реализацию мер по оказанию материальной помощи студентам из малоимущих семей. Предстоит углубить реформу медицинской системы и совершенствовать систему обеспечения прожиточного минимума городского и сельского населения. Правительство также выделит целевые средства на решение жилищного вопроса горожан с низкими доходами.

В печати подчеркивается как огромнейшее достижение реформ рост среднедушевых доходов крестьян. Но в официальных документах признается, что все еще остающиеся низкими доходы сельских жителей стали серьезным ограничителем темпов социально-экономического развития страны. Низкая покупательная способность крестьян сдерживает становление общенационального внутреннего рынка и развитие национальной промышленности, а в ряде случаев сдерживает также развитие региональных рынков и промышленных комплексов.

По сути дела, на рубеже двух веков Китаю предстояло сделать выбор общенациональной модели развития: ориентироваться на внешние рынки или добиваться становления единого общенационального внутреннего рынка. Выбор был сделан в пользу модели внешнеэкономической экспансии. Он предопределил неизбежность принятия ряда решений в аграрной политике, включая эксперименты с системой регистрации населения.

По расчетам китайских демографов, через 30 лет численность населения страны достигнет 1,6 миллиарда. Для поддержания нынешнего уровня потребления Китаю необходимо будет получать ежегодно 640 миллионов тонн зерновых[100]. Между тем в 2003 и 2004 годах валовые сборы составляли соответственно 460 и 452 миллиона тонн. Важнейшей предпосылкой увеличения сборов зерна считается значительное укрупнение земельных уделов. Концентрация земель в руках «мастеров урожая», а также кооперативов нового типа, способных применять современные агротехнологии, должна завершиться в течение ближайших нескольких лет. В противном случае китайская аграрная продукция не сможет конкурировать с импортной, более высококачественной и дешевой. Этот процесс потребует продолжительного времени, поскольку даже мельчайший земельный надел дает пока подавляющему большинству крестьян последнюю гарантию физического выживания, и добровольно расставаться с землей находится мало желающих. Это означает, что в КНР будут искать способы «выталкивания миллионов крестьян из земледелия»[101].

В то же время Китай не может допустить бесконтрольной миграции сельского населения в города. Пока во внутренней миграции преобладают переезды крестьян в рамках «родной» провинции. От того, удастся ли китайскому руководству сделать процессы миграции управляемыми, будет во многом зависеть не только стабильность внутриполитической ситуации, но и привлекательность Китая для иностранных инвесторов.

Под угрозой оказались и традиционные институты китайского общества. Вплоть до последнего времени, социальное устройство жизни в городах (закрепление городского населения за определенным местом работы - данвэй) мало чем по сути отличалось от клановой структуры деревни. Ломка системы данвэй одновременно с ликвидацией материальных основ кланов в деревне способна кардинальным образом изменить многие основополагающие представления, бытующие в китайском обществе. Ведь на протяжении столетий для китайцев самым страшным наказанием было исключение из клана.

Даже частичные изменения в системе регистрации для КНР имеют огромное значение и далеко идущие последствия. Если властям не удастся предотвратить наплыв миллионов обездоленных крестьян в города, страна может столкнуться с реальной угрозой серьезных социальных беспорядков и потрясений, а соседние страны — с увеличением потока иммигрантов, которых, кстати говоря, и сейчас немало.

В результате более чем 20-летних реформ и развития китайское сельское хозяйство и сельская экономика вышли на новый этап. Особенностями этого этапа являются: большие изменения в соотношении снабжения и потребностей сельхозпродукции. Более одной трети трудовых ресурсов деревни переместились в несельскохозяйственные отрасли, около половины доходов крестьян имеют источником несельскохозяйственные производства, все более тесной становится зависимость развития деревни от городов и всей национальной экономики, все более явной становится связь китайского сельского хозяйства с мировым аграрным производством.

Приоритетное развитие получило образование. В 2007 году на нужды обязательного обучения на селе финансы страны отпустили 184 млрд. юаней. Это позволило полностью освободить от всех школьных расходов 52 млн. деревенских учеников на стадии обязательного обучения, проживающих в западных и частично в центральных регионах страны, выдать бесплатные учебники 37,3 млн. учеников из бедствующих семей и дотации 7,8 млн. школьников школ-интернатов. Из 410 уездов страны, занимавшихся введением в основном всеобщего обязательного 9-летнего образования и ликвидацией в основном неграмотности среди молодежи и лиц зрелого возраста, 317 уже достигли цели, и охват населения в западных регионах по обеим этим программам поднялся с 77% в 2003 году до 96 в 2007[102].

Центральные финансы за 2004 - 2007 года выделили в общей сложности 9 млрд. юаней на строительство в деревне школьных интернатов. На нужды Проекта современного дистанционного обучения в сельских начальных и средних школах уже вложено 8 млрд. юаней. Это позволило охватить свыше 80 процентов сельских начальных и средних школ в центральных и западных регионах страны и дать 100 с лишним млн. учеников доступ к высококлассным образовательным ресурсам. Средние профессиональные учебные заведения увеличили прием до 7,41 млн. человек. В них обучается в общей сложности 18,09 млн. учащихся. В высшей школе число обучающихся достигло 25 млн. человек, а брутто- коэффициент вузовского приема возрос до 22 процентов[103].

Усилилась работа медицины и здравоохранения в целом. Уже в основном созданы покрывающие город и село функционально относительно совершенные системы - система профилактики и локализации заболеваний и система медицинской помощи на случай ЧП в сфере общественной гигиены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.