Рефераты. Проблема регулирования трудовых отношений и социального обеспечения КНР в условиях построения общества "сяокан"

Китайские руководители и серьезные эксперты, не оспаривая конечных показателей, тем не менее пытаются охладить пыл слишком горячих оптимистов. Судя по всему, они серьезно опасаются двух вещей. Во-первых, возникновения внутри Китая среди кадровых работников «головокружения от успехов». Тревожит их и то, что в ура-патриотических заявлениях о «возвеличивании Китая», о наступлении «века Китая» начинают явственно проступать тенденции, переходящие грани патриотизма. Одновременно у весьма многочисленной части населения ныне появляются завышенные ожидания в получении от государства дополнительных социальных благ и гарантий.

Одновременно лидеры КПК и КНР подчеркивают, что нельзя абсолютизировать общие показатели, достигнутые Китаем в экономическом развитии. КНР по производству стали, чугуна, проката, текстиля, многих средств связи, зерна, мяса и т.д. занимает лидирующее место в мире. Однако эти цифры нужно соотносить с огромным населением, превышающим 1 млрд. 300 млн. человек, соотносить с тем фактом, что большая часть населения (свыше 750 млн. человек) проживает в сельской местности, где только сейчас начинает создаваться современная система образования и здравоохранения, что около 200 млн. человек еще не преодолели неграмотности, свыше 20 млн. человек живут за чертой бедности[48]. С учетом этого по душевым показателям производства основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, по общему уровню культуры и образования населения Китай оказывается в середине списка второй сотни перечня стран (между 130-140 местами). Во внешнем плане в рамках международных экономических организаций это дает Китаю право относить себя к развивающимся странам и претендовать и пользоваться определенными финансовыми льготами.

Старение населения, т. е. абсолютное и относительное увеличение в демографической структуре лиц, которые, выражаясь политкорректно, относятся к «третьему возрасту», до недавнего времени было принято связывать исключительно со странами экономически развитыми. Здесь, этот процесс нарастал поступательно в течение многих десятилетий, и общество, достигшее высокого уровня благосостояния, и накопившее немалые ресурсы, было вполне к нем) готово. Иное дело — Китай, где старение населения в силу демографической политики принимает все более стремительный характер и где проблемы, создаваемый на пути экономического и социального развития, требуют принятия неотложных мер в условиях, когда уровень среднеразвитых стран еще видится целью, достижимой лишь к середине века. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть различные аспекты этой проблемы, затрагивающей многие стороны жизни современного китайского общества

Китайское общество вступает в этап старости в условиях, когда удовлетворяются, как говорят в Китае лишь первичные потребности народа в «тепле и пропитании», и при незавершенной реформе системы социального обеспечения, что существенно обременяет бюджет и тормозит социально-экономическое развитие[49].

До начала реформ практиковавшаяся на государственных предприятиях низкая заработная плата сочеталась с поголовным страхованием труда. Из заработной платы удерживались взносы в фонды, которыми управляли профсоюзы при контроле со стороны органов труда. Средства, накопленные в этих фондах с момента основания КНР, были полностью расхищены во время культурной революции”. После отстранения от власти «банды четырех» опустошенный пенсионный фонд еще долго не мог выплачивать пенсии.

Пенсионная система, существующая почти исключительно в городе, и сегодня охватывает преимущественно рабочих и служащих государственных предприятий и учреждений, правительственных чиновников и других лиц с постоянным источником дохода, чей жизненный уровень сравнительно высок и стабилен, тогда как большая часть общества — крестьяне, временные и индивидуальные работники — пенсий не получаю.

Перестройка социального обеспечения в Китае началась в середине 80-х гг. и постепенно продвигалась по мере расширения и углубления реформаторской политики.

В 45 статье Конституции, сказано, что Граждане КНР в старости, в случае болезни или потери трудоспособности, имеют право на получение от государства и общества материальной помощи[50]. Государство развивает социальное страхование, общественное вспомоществование и медико-санитарное обслуживание, необходимое для реализации этого права граждан. Государство и общество обеспечивают инвалидов из числа военнослужащих, оказывают материальную помощь семьям павших героев, предоставляют льготы семьям военнослужащих. Государство и общество помогают слепым, глухим, немым и другим гражданам-инвалидам в устройстве на работу, получении средств на жизнь, получении образования. В статье 21 сказано, что государство развивает медицинское обслуживание, продвигает современную медицину и традиционную китайскую медицину, продвигает действия массового характера по здравоохранению для того, чтобы защитить здоровье нации. Государство развивает физкультуру и продвигает массовые спортивные мероприятия[51].

Тема китайских пенсий – весьма сложна для обсуждения, хотя бы потому, что официальная статистика рассказывает о пенсиях только тех граждан, которые их получают. Традиционно пишут о том, что крестьяне в КНР пенсию действительно не получают (хотя с середины 90-х годов и делались попытки ввести систему добровольных пенсионных накоплений). Раньше по достижении пенсионного возраста им помогали существовать народные коммуны, но с роспуском коммун в эпоху реформ фактически был ликвидирован и этот источник социального обеспечения. Тем не менее, на селе как нигде сильны семейные ценности, и долг молодых жителей села – содержать своих престарелых родителей. По сути дела, это пенсионная система, реализуемая на уровне отдельных семей – молодые содержат старшее поколение.

Что же касается горожан – то официальная статистика говорит о том[52], что в Китае в 2005 г. более 174 млн. человек охвачено страхованием по старости – при этом в 1998 году их было на четверть меньше - 112 млн. А это говорит о том, что китайское правительство медленно, но все же устойчиво наращивает число граждан, пользующихся страхованием по старости.

Самих пенсионеров (то есть тех, кто получает пенсию) сейчас в Китае – более 32 млн. человек, при этом число граждан пенсионного возраста (старше 60 лет) – несколько превышает 10 процентов населения страны (это около 140 млн. человек). Таком образом, пенсию в Китае получает каждый четвертый гражданин пенсионного возраста, что не так уж и мало, если сравнивать с предыдущими временами. Среднедушевая пенсия, согласно китайским источникам, составляет 618 юаней в месяц, что равно примерно 75 долларам США[53]. Сумма весьма скромная, но и тут во-первых, следует сделать поправку на китайскую дешевизну – в КНР в среднем жизнь дешевле, чем в России, - а во-вторых, эти 618 юаней - примерно равны (опять же по официальной статистике) 70 процентам от той зарплаты, которую получал человек перед выходом на пенсию. Это значит, что он не должен после достижения пенсионного возраста коренным образом менять свой образ жизни.

С 2005 года три года подряд повышалась норма основных пенсий для пенсионеров предприятий. За истекшее пятилетие из фонда страхования по старости центральные финансы выделили 329,5 млрд. юаней на целевые дотации.[54]

Согласно принятым Мерам пенсионное страхование в КНР включает личное пенсионное страхование, коллективное пенсионное страхование и страхование по договору с предприятием. [55] Под личным пенсионным страхованием понимается страховой договор (продукт), согласно которому 1) лицу предоставляется пенсионное обеспечение; 2) уплата страховых взносов осуществляется лично страхователем; 3) при страховании с выплатой страховой суммы страхователю при достижении определенного возраста предусмотрена возможность получения страховой суммы в рассрочку. Под коллективным пенсионным страхованием понимается страховой договор (продукт), согласно которому: 1) каким-либо лицам предоставляется пенсионное обеспечение в рамках одного договора; 2) уплата страховых взносов осуществляется какой-либо организацией, созданной не с целью приобретения страховых продуктов и представляющей по меньшей мере 5 человек; 3) при страховании с выплатой страховой суммы страхователю по достижении установленного государственном пенсионного возраста предусмотрена возможность получения страховой суммы в рассрочку. Под страхованием по договору с предприятием понимается предоставление пенсионного обеспечения по договору между предприятием и страховой компанией о предоставлении страховщиком услуг по доверительному управлению, ведению счетов и осуществлению капиталовложений взносов предприятия в фонд пенсионного обеспечения.

Результаты опроса работающих граждан, показывают, что эти предприятия недостаточно активно применяют пенсионное страхование. Из 54% компаний в той или иной степени обеспечивающих своих работников пенсионным страхованием только в 1/3 оно распространялось на весь персонал, в остальных 2/3 – только на часть сотрудников. В среднем же степень охвата персонала пенсионным страхованием на таких предприятиях составляет 42,3%, в том числе на частных предприятиях – 29,4%, на предприятиях с участием иностранного и зарубежного китайского капитала – 65,7%[56].

В ряде случаев имеют место задолженности с выплатой сумм пенсионного социального страхования: в 17,2% частных компаний и в 10,3% компаний с иностранными и зарубежными китайскими инвестициями[57].

При этом предприятия с иностранными инвестициями участвуют в обеспечении пенсионного страхования более активно (73,2% компаний), чем частные национальные компании (45,5%). Значительную же часть последних составляют бывшие предприятия государственной и коллективной форм собственности[58].

Как правило, пенсионным страхованием оказываются охвачены руководство компаний, управляющий персонал, ядро технического состава и работники, заключившие трудовые соглашения. В ряде случаев для сотрудников среднего звена и выше применяется также коммерческое страхование. Не охваченными пенсионным страхованием остаются, как правило, временные работники, а также сотрудники, не заключавшие трудовых соглашений и работники с сельской пропиской.

Одну из основных проблем в данной сфере представляет отсутствие единых стандартов пенсионных отчислений. Так, в ряде районов установленная ставка составляет для предприятий – 21% от зарплаты персонала, для сотрудника – 8% зарплаты, в других же случаях эти ставки могут составлять 18% и 6% соответственно[59].

Серьезной проблемой является также отсутствие в данной сфере единого общенационального планирования или, по крайней мере, планирования на провинциальном уровне. Выработка и реализация плановых показателей пока происходит только на уровне районов, городов или даже уездов.

В соответствии с постановлением 1997 г. рабочие и служащие, в разное время включавшиеся в страхование по старости, разделились на «старых», «промежуточных» и «новичков». «Старые» — это те, кто ушел на пенсию до введения личных счетов, им платят пенсии из текущих поступлений, с некоторой корректировкой размеров по мере экономического роста. «Промежуточные» — это те, кто участвовали в трудовом процессе до введения новой системы, и ушли на пенсию после ее введения, их пенсия складывается из трех составных частей — из базового пособия по старости, пособия по старости на личных счетах и переходного пособия по старости. «Новички» — это те рабочие и служащие, которые стали принимать участие в труде и в страховании по старости после соединения централизации с лицевыми счетами, их пенсия по старости состоит из базовых пенсий по старости и накоплений на личных счетах. Фонд ежемесячных базовых пенсий по старости определяется провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения в размере 20% от фонда среднемесячной заработной платы рабочих и служащих за предыдущий год. Месячная выплата с личных счетов составляет одну сто двадцатую часть суммы накоплений (исходя из десятилетнего ожидаемого срока предстоящей жизни после ухода на пенсию).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.