Система «трех линий гарантий». Эту систему, охватившую гарантии основных жизненных потребностей для лиц, освобожденных с постов, страхование по безработице, обеспечение прожиточного минимума горожан, правительство КНР ввело в 1998 г. На госпредприятиях, имеющих освобожденный с постов персонал, были созданы центры услуг по возобновлению занятости, где означенный персонал может максимум 3 года получать средства на основные жизненные потребности. По истечении этого срока лица, освобожденные с постов (не возобновившие занятость) и прочие безработные могут — если вошли в страхование по безработице, внеся положенные взносы — пользоваться максимум 2 года страховкой по безработице. Освобожденные с постов и безработные горожане, в чьих семьях среднедушевой доход ниже минимальной нормы жизненных гарантий для данного места, могут согласно установкам пользоваться нормами гарантий прожиточного минимума для горожан. Благодаря «трем линиям гарантий» тесно увязаны гарантии жизненных потребностей для лиц, освобожденных с трудовых постов, социальные гарантии и возобновление занятости.
Обеспечение равноправия женщин в трудоустройстве[68]. В Конституции КНР, «Законе КНР о труде» и «Законе КНР о гарантиях прав и интересов женщин» содержатся специальные положения о гарантиях прав женщин в трудоустройстве. Государство охраняет равенство трудовых прав женщин с мужчинами, оно ликвидировало дискриминацию в трудоустройстве по признакам пола, придерживается принципа равной оплаты за равный труд, осуществляет особую защиту труда женщин при менструациях, беременности, послеродового периода, периода кормления младенца и в рабочих местах. В мае 2001 г. правительство КНР обнародовало «Программу развития женщины Китая в 2001 — 2010 гг.», в которой намечены цели развития, способствующие трудоустройству женщин. Вместе с продолжительным ростом экономики, развитием отраслей и сфер, подходящих для женского труда, непрерывно растет и число трудоустроившихся женщин, расширяются сферы для их занятости. Количество устроенных на работу женщин в городах и на селе выросло с 291 млн. в 1990 г. до 337 млн. в 2003 г. Ныне в учреждениях и на предприятиях городов и поселков трудятся 41,56 млн. женщин, или 38% всех работающих. В процессе продвижения реформы экономической системы и регулирования экономической структуры многие женщины оказались без работы как освобожденные с трудовых постов. Чтобы помочь этой категории женщин — особенно, старшего возраста — в возобновлении занятости, правительства всех ступеней активно выявляют и открывают отрасли и сферы, подходящие для женского труда, реализуют еще более гибкие формы с целью предоставления шансов занятости женщинам с разными запросами; созданные правительством ООРР бесплатно предоставляют женщинам данной категории консультации по политическим установкам, информацию о рабочих местах, ориентацию по профессии, рекомендации на работу, активно развертывают обучение профессиональным навыкам. За 1998 — 2003 гг. из 13,36 млн. освобожденных с постов женщин 9,72 млн. открыли свое дело либо устроились на другую работу. Правительство оказывает помощь федерациям женщин в активном развертывании работы среди женщин по открытию своего дела и устройству на другую работу. С 1998 по 2003 гг. обучение на курсах, организованных федерациями женщин разных ступеней для освобожденных с постов женщин, составило 5,8 млн. человек-раз, прямую помощь в возобновлении занятости получило 2,5 млн. женщин. Правительством создана система страхования по деторождению, установлено, что эту страховку оплачивает предприятие, взносы с рабочих и служащих не взимаются. Таким образом создана благоприятная среда для равноправного участия женщин в конкуренции по трудоустройству.
Стимулирование занятости молодежи[69]. Масштабы численности молодого населения в Китае огромны, ежегодно подрастающая новая трудовая сила исчисляется миллионами, день ото дня обостряется проблема занятости молодежи. Среди зарегистрированных безработных в городах и поселках около 70% — моложе 35 лет. С целью смягчения в обществе прессинга трудоустройства, повышения технического уровня молодых тружеников правительство КНР осуществляет в отношении выпускников неполных и полных средних школ, не могущих продолжать учебу, 1 — 3-летнее обучение по системе трудовых резервов. В различных профессиональных школах введены необходимые дисциплины по профориентированию. Чтобы стимулировать трудоустройство учащихся, всемерно усиливаются профессиональное ориентирование, сервис по трудоустройству и обучение зачинательству своего дела. Для решения проблемы занятости выпускников вузов правительство ввело ряд мер стимулирования, суть которых состоит в следующем: придерживаясь курса реформы на рыночное ориентирование, правительственное регулирование и контроль, вузовские рекомендации, двусторонний выбор выпускников и работодателей, поощрять выпускников вузов к работе в низах и в трудных районах, укреплять учреждения и предприятия в городских микрорайонах, поселках и волостях в сельской местности; поощрять различные предприятия и непроизводственные единицы, особенно средние и малые предприятия и неправительственные учреждения — к приглашению на работу выпускников вузов; поощрять выпускников вузов к созданию своего дела и гибкому трудоустройству, предоставляя им льготы в налогах, небольших кредитах и в обучении по созданию своего дела; создать надежную информационную сеть услуг по трудоустройству выпускников вузов, наладить работу по ориентированию и услугам в трудоустройстве. Наряду с этим, ориентировать вузы к тому, чтобы согласно рыночным потребностям регулировали структуру изучаемых дисциплин и структуру подготовки кадров. В 2006 г. правительство, осуществляя проект по подготовке выпускников профессиональных вузов на профессиональный ценз, сконцентрировало внимание на ресурсах наилучшего качества при обучении профессиональным навыкам, не трудоустроившимся выпускникам профессиональных вузов предоставляется возможность получить подготовку и сервис, выпускникам профессиональных вузов, желающим открыть свое дело, для этого предоставляются условия. Временно не трудоустроившиеся выпускники проходят там практику с целью адаптации в работе.
Гигантские перемены, происходящие в экономике, демографии, общественном сознании, не могут не накладывать серьезного отпечатка на положение пожилого человека в сельской семье и в сельском сообществе. В аграрном Китае, веками находившемся в неизменном состоянии, почитание пожилых людей -— главных авторитетов в семье и местном сообществе -— было одной из основных ценностей, Поскольку именно пожилые люди обладали бесценным производственным и жизненным опытом и в их руках Находилось распоряжение материальными ресурсами семьи и рода. Но в современном Китае, при демографической политике « одна семья – один ребенок» одного ребенка, вся тяжесть забот ложится на плечи одного человека, который не всегда в состоянии прокормить себя, не говоря уже о родителях. Поэтому проблема поддержки пенсионеров является очень острой, и на данном этапе не решенной.
Несмотря на то, что по официальным данным ситуация с инвалидами не является острой, большой процент инвалидов ни где не зарегистрирован, и проживает за чертой бедности.
Город – это сосредоточие производственной деятельности населения, на концентрацию и распределение городского населения влияет рациональное размещение промышленности и других отраслей народного хозяйства. Во многих странах при разработке политики в области урбанизации, особое мнение уделяется численности городского населения. Курс Китайской Народной Республики в области урбанизации – это контроль над ростом крупных городов, рациональное развитие средних городов, активное развитие малых городов.
Китай — традиционно сельская страна, на протяжении длительного периода отличавшаяся низким уровнем развития урбанизации. К моменту образования КНР (1949 г.) в городах проживало лишь 10,6% населения, однако по абсолютной численности горожан страна уже тогда была мировым лидером. Для социалистического Китая был характерен рост уровня урбанизации, в первую очередь, в соответствии с осуществляемой политикой индустриализации в годы первой пятилетки (1953-1957 годы) и массовыми миграциями крестьян в город в годы «большого скачка» (1958-1960 годы), когда для обеспечения государственных капиталовложений в металлургию в течение трех лет более 20 млн. крестьян были отправлены из сельской местности в города. Доля городского населения к 1960 г . достигла 19,7%. Однако в условиях тяжелого продовольственного положения значительная часть новоиспеченных рабочих была вновь вынуждена вернуться в деревню, поскольку у них не было городской прописки, и они не имели права на получение продовольственных карточек для нормированного снабжения зерном в городе. В годы «культурной революции» руководство КНР также принимало немало усилий по сокращению численности городского населения. Активизировалась кампания по отправке молодежи в сельские и горные районы. Так, с 1962 по 1976 г . свыше 17 млн. грамотной молодежи было отправлено в госхозы и народные коммуны. Особенно велики были потоки из густонаселенных провинций и городов центрального подчинения в слабоосвоенные районы. К 1975 г . уровень урбанизации снизился до 17,3%.
Но затем численность городского населения и его доля в общем населении страны начали неуклонно расти. Особенно быстро доля горожан увеличивалась после начала экономической реформы: в 1978 г . горожанами были 17,9% всего населения. По данным 3-ей Всекитайской переписи 1982 г ., в городах проживало уже 210 млн. чел. или 20,6% населения. В отличие от прошлых переписей населения все городские жители были разделены на две категории: проживающие в крупных и средних городах («ши») и в мелких городах и поселках («чжэнь»). При этом в крупных городах проживала большая часть горожан — 70%[70].
Политику контроля за жителями городов в Китае стали проводить сразу после образования республики. В 1955 году Государственный совет Китайской Народной Республики принял «Положения о системе регистрации постоянного населения», а в 1958 году – «Правиле регистрации населения КНР». С тех пор в стране действует система регистрации (прописки) населения, разделяющая граждан на 2 группы – городских и сельских жителей[71]. Но с 2001 года начались эксперименты, цель которых изменить этот порядок. В провинции Чжэцзян, разрешено селян, работающих в уездных городах и поселках, регистрировать как горожан, а в провинции Фуцзянь в 2002 году была отменена сельская прописка и введена единая система регистрации граждан.
В Китае обнародованы новые подробности планов крупномасштабной урбанизации страны[72]. По данным Государственной комиссии планирования и развития, в настоящее время жители городов составляют немногим более 30% общей численности населения Китая. Но уже к 2010 году планируется довести их долю до 40%[73].
Эксперты, которых цитируют государственные СМИ Китая, считают вероятным, что через 20 лет в городах будет проживать 60% населения страны.
Согласно обнародованным данным, быстрое превращение Китая из преимущественно сельскохозяйственного общества в урбанизированное происходит все стремительнее.
В 2000 году в КНР уже 660 крупных городов - втрое больше, чем два десятилетия назад. Общее же число поселений городского типа выросло за это время и вовсе в девять раз и превысило теперь 20 тысяч[74].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12