Положено начало созданию системы медобслуживания на селе, притом центральные финансы выделили 2,7 млрд. юаней госзаймовых средств на строительство лечебно- санитарной инфраструктуры трех уровней - уездной, волостной и сельской. Эксперимент с переходом на новую систему сельской кооперативной медпомощи охватил 1 451 уезд (включая города и районы уездного уровня), что составляет 50,7 процента их общего числа в стране и охватывает 410 млн. крестьян. 4,27 млрд. юаней, выделенные центральными финансами, и соответственно возросшие ассигнования местных финансов позволили довольно намного увеличить нормы дотаций крестьянам, включившимся в систему кооперативного медобслуживания. Несколько улучшилась сама медицинская помощь в городе и на селе. Центральные финансы отпустили 5,1 млрд. юаней местам на усиление службы общественной гигиены и санитарии[104].
Конец 1990-х годов оказался периодом достижения наивысших успехов в решении проблем сельского населения. Задача 7-летней программы борьбы с бедностью к 2001 г. в основном решена. В мае 2001 г. на всекитайском рабочем совещании по вопросам помощи бедным был представлен разработанный правительством новый документ «Основные положения помощи сельской бедноте Китая в 2001- 2010 гг.». Эта программа предполагает «укрепить, развить, повысить» результаты работы по ликвидации бедности.
В тоже время разрыв между городом и деревней, несмотря на тенденцию к сокращению, остается на высоком уровне.
Миграция сельского населения в город, в поисках работы, только увеличивает уровень безработицы в городе, создавая таким образом напряженную социальную ситуацию.
В 2000 году начался новый этап социальных реформ, призванный решить наиболее острые социальные проблемы общества, и снизить поляризацию на региональном уровне, и между городом и деревней.
В результате проделанной работы автор считает возможным сделать следующий вывод.
На рубеже тысячелетий, Китай достиг немалых экономических высот.
В основном уже сложился каркас системы социального обеспечения. Сделаны крупные шаги в создании системы основного страхования по старости и системы основного медицинского страхования в городах. Создана система обеспечения основных жизненных потребностей сокращенного персонала госпредприятий, система страхования по безработице и система обеспечения прожиточного минимума для городского населения. Охват соцобеспечением непрерывно расширяется. Выросло число людей в городах, включенных в основное страхование по старости, основное медицинское страхование и страхование по безработице, а нуждающееся городское население, которое отвечает условиям, постепенно вошло в сферу обеспечения прожиточного минимума. Важные сдвиги произошли в реформе системы основного медицинского страхования городских рабочих и служащих, системы медицинского обслуживания и системы производства и обращения медикаментов. Начат эксперимент с введением в деревне кооперативной системы медобслуживания нового типа. Ускоренное формирование системы соцобеспечения создало действенные гарантии для поддержания социальной стабильности, углубления реформы, структурного урегулирования и ускорения развития.
В Китайской Народной Республике существует несколько основных документов которые регулируют трудовые отношения. В первую очередь это высший закон страны – Конституция, а также «Трудовой кодекс Китайской Народной Республики», закон «О содействии трудоустройству» основной целью принятия которого является содействие увеличению рабочих мест в частном секторе при помощи государственной поддержки, снижению уровня безработицы и установлению равных условий для разных категорий граждан при приеме на работу. Законами КНР установлено, что при трудоустройстве запрещена дискриминация из-за различий нации, расы, пола и вероисповедания. Ими также строго запрещено нанимать на работу лиц моложе 16 лет, строго ведется проверка незаконных действий по использованию труда детей и найму их на работу.
Правительство Китая проводит политику сокращения числа людей, находящихся за чертой прожиточного минимума. Однако не смотря на то, что доля бедного населения постоянно сокращается, естественное увеличение населения Китайской Народной Республики еще не скоро позволит решить этот вопрос.
В октябре 1987 года, на 13-м съезде КПК "сяокан" был официально сформулирован как "второй шаг" стратегии социалистической модернизации. В соответствии с этой стратегией Китай должен был решить проблему обеспечения народа питанием и одеждой, а к 1990 году удвоить ВНП против уровня 1980 года. Это первый шаг. Второй шаг: удвоение показателя ВНП 1990 года к концу 20-го века, дальнейшее повышение уровня жизни на основе достаточного обеспечения народа питанием и одеждой - до уровня средней зажиточности. Третий шаг: увеличение среднедушевого ВНП к середине 21-го века до уровня среднеразвитых стран, обеспечение народу уровня жизни выше среднезажиточного и в основе осуществления модернизации.
Хотя экономическое развитие КНР в конце ХХ - начале XXI ве-ка поднялось до уровня средней или малой зажиточности – «сяокан», однако задача полного построения среднезажиточного общества остается пока нерешенной. Примерно половина провинций Китая до сих пор не достигла критерия среднезажиточного общества - среднего уровня потребления на одного человека 1 тыс. долларов в год. Однако высокие темпы развития китайской экономики, когда в 2006 году ВВП Китая превысил 21 трлн. юаней (1 долл. = 7,52 юаня), а в течение последних четырех лет сохраняется более чем десятипроцентный рост, позволяют китайским руководителям заявлять о возможности полного построения среднезажиточного общества к 2020 году. Придерживаясь этих темпов, Китай сможет к 2020 году довести среднедушевой ВВП более чем до 4 тыс. долларов по сравнению с 2 тыс. долларов в 2002 году.
«Старость необходимо обеспечить материально, пожилые должны получать необходимую медицинскую помощь, передавать свои знания, продолжать учиться, иметь сферы приложения своих сил и места досуга» – таковы основные цели, поставленные Китаем в благородном деле обеспечения достойной старости. Исходя из этих установок правительство КНР усилило законодательно-правовое строительство, нацеленное на защиту прав и интересов людей преклонного возраста, разработало соответствующую программу, усовершенствовало ведомственную структуру органов, работающих с пожилыми и престарелыми, поощряет широкое участие общественности в деле повышения уровня благосостояния старшего поколения, расширяет международные обмены и сотрудничество в этой области.
Очевидны достижения Китая в социальной поддержке пожилым и престарелым. Однако Китай как развивающаяся страна с 1,3-миллиардным населением все еще не избавлен от проблем и недостатков в этой сфере. В частности, система законов и правовых актов, касающихся пожилых и престарелых, оставляет желать лучшего, система социального обеспечения нуждается в дальнейшем совершенствовании. В настоящее время доля пожилого и престарелого населения в стране ежегодно растет на 3%.
Государственными пенсиями в Китае обеспечивается ничтожный процент населения — главным образом, госслужащие. Накопления на старость большинство китайцев сделать не успевают, так как среднего заработка в стране хватает только на обеспечение собственных нужд. Программа «Одна семья - один ребенок» привела не только к положительному эффекту сдерживанию роста населения, но и к тому, что китайская нация начала очень быстро стареть. Если правительство не сможет решить эту проблему, большое количество нетрудоспособных людей, лишенных средств к существованию, могут создать серьезную социальную напряженность, особенно в крупных городах.
Исходя из реалий страны, правительство КНР посредством практических исследований и заимствования международного опыта разработало и реализовало ряд активных политических установок в сфере занятости. К настоящему времени в Китае уже создан рыночно ориентируемый механизм трудоустройства, проблема излишка рабочей силы, возникшая в период плановой экономики, в основном решена, масштабы занятости в процессе развития экономики и регулирования экономической структуры все более растут, структура трудоустройства постепенно оптимизируется, его каналы непрерывно ширятся, формы трудоустройства становятся все гибче, благодаря чему, оценивая в целом, положение с занятостью сохраняется в основном стабильным.
Правительство КНР неизменно уделяет большое внимание проблеме занятости женщин, молодежи и инвалидов, обеспечивает правовые гарантии равноправного трудоустройства мужчин и женщин, активно применяет льготную политику в защите трудоустройства инвалидов.
В мае 2001 г. Правительство обнародовало «Программу развития женщин Китая в 2001 – 2010 гг.», в которой намечены цели развития способствующие трудоустройству женщин.
Масштабы численности молодого населения в Китае огромны, ежегодно подрастающая новая трудовая сила исчисляется миллионами, день ото дня обостряется проблема занятости молодежи. Чтобы стимулировать трудоустройство учащихся, всемерно усиливаются профессиональное ориентирование, сервис по трудоустройству и обучение открытия своего бизнеса. Для орешения проблемы занятости выпускников вузов правительство ввело ряд мер стимулирования, суть которых состоит в следующем: поощрять выпускников вузов к работе в низах и в трудных районах, укреплять учреждения и предприятия в городских микрорайонах, поселках иволостях сельской местности, поощрять предприятия к приглашению на работу выпускников вузов, предоставлять им льготы в налогах, и небольших кредитах.
Со времени проведения в Китае политики реформ и открытости в сфере стимулирования трудоустройства инвалидов активно выделяется ведущая роль правительства и общества, прилагаются усилия в создании хорошей среды равноправного участия инвалидов в социальной жизни. Государство гарантирует трудовые права инвалидов, правительство в рамках единого планирования занятости инвалидов создает инвалидам условия для трудоустройства.
Одной из основных задач социальной политики Китая является уменьшение разрыва в доходах между городом и деревней, регионами и отраслями экономики.
Большая часть населения Китая - крестьяне, поэтому решению социальных проблем этой части населения уделяется большое внимание.
На фоне постепенного и существенного роста доходов крестьян (по сравнению с доходами горожан) за годы реформы, налицо развитие трех негативных тенденций в социально-экономическом положении преимущественно сельского населения страны: чрезмерное усиление дифференциации в доходах внутри деревни; углубление диспропорции в уровне доходов населения деревни и города; увеличение региональных различий в уровне доходов и жизни населения.
Низкие доходы крестьян и препятствия для их роста являются следствиями дисбаланса в развитии сельского хозяйства и промышленности, а также обстоятельствами, способными серьезно осложнить весь ход реформ. На начальном этапе развития промышленности сельское хозяйство поддержало ее, в т.ч. предоставив свои накопления городу.
В настоящее время в Китае в основном уже сформирована промышленная база, которая позволяет оказывать сельскому хозяйству соответствующую помощь. Однако сельское хозяйство не получает от города должной поддержки. Огромные средства продолжают перетекать из сельской местности в города.
На протяжении всей истории урбанизации КНР существенную роль играло государство. Наряду с прямым воздействием на процесс (системой "хукоу", препятствовавшей свободным миграциям, переселением крупных контингентов крестьян в города и горожан в сельскую местность и т.д.) государство регулировало и продолжает регулировать процессы урбанизации косвенным образом (через цены на землю и недвижимость, систему городского планирования, рынок рабочей силы и т.д.). Среди факторов урбанизации Китая выделяются экономические, социальные, миграционные и демографические, административные и внешние факторы. Государством и КПК была сформулирована задача превращения традиционно сельского Китая в «городскую страну» с уровнем урбанизации около 60% к 2020 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12