Рефераты. Правовое положение российских военных баз на территории стран СНГ

Чтобы установить полную ясность в распространении юрисдикции страны пребывания на служащих российской военной базы, приведу ещё одно положение из названного Соглашения с Арменией: “При обвинении группы  лиц  в  совершении  одного  или нескольких преступлений,  если  дело  в  отношении  хотя  бы одного из обвиняемых относится к юрисдикции  Республики Армения,  дело  в  отношении  всех обвиняемых  рассматривается компетентными органами Республики Армения. Дела в отношении лиц,  входящих в состав российской  военной  базы,  и членов  семей этих  лиц  по  соглашению  между компетентными органами Сторон выделяются в отдельное  производство  и  передаются  Российской Стороне” (ст. 6).

Очевидно, что это означает полный ("абсолютный") иммунитет лиц российских военных баз от юрисдикции государства пребывания. В то же время последние слова в приведённой статье — "...передаются российской стороне" — должны трактоваться таким образом, что эти лица, совершившие противоправные действия в отношении страны пребывания, не освобождаются от ответственности по законодательству Российской Федерации. И в таком случае, вероятно, следует иметь в виду не только возможность передачи юрисдикции одного государства другому в отношении того или иного правонарушения, но и возможность изменения юрисдикции в тех случаях, когда за одно и то же правонарушение в этих странах предусмотрены различные виды наказания.[42]

Однако не все страны, где расположены российские военные базы, предусматривают такой объём иммунитетов для лиц, входящих в их состав. К примеру, по Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи, по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Республики Грузия[43]  для лиц входящих в состав военной базы устанавливается “относительный иммунитет”. Так в соответствии со ст. 13 вышеуказанного Соглашения они могут быть арестованы в местах дислокации воинского формирования уполномоченными органами Российской Федерации на основании постановления компетентных органов грузинской стороны. Кроме того, в соответствии со ст. 14 Соглашения юрисдикции Грузии подлежат дела по обвинению таких лиц в совершении нескольких преступлений, если хотя бы одно из них подлежит юрисдикции грузинской стороны, а также по обвинению группы лиц, если хотя бы один из обвиняемых подлежит юрисдикции Грузии.

Лица, входящие в состав персонала военных баз, по Соглашению с Грузией (ст. 10) пользуются иммунитетом от её юрисдикции только в двух случаях: в отношении действий, совершённых в местах дислокации или при исполнении служебных обязанностей, и в отношении действий, совершённых против Российской Федерации или против лиц, входящих в состав воинских формирований Российской Федерации, а также по делам о воинских преступлениях. По делам о преступлениях такого рода, а также преступлениях, совершённых на территории российских военных баз неустановленными лицами, применяется законодательство Российской Федерации, действуют её компетентные органы.*

Соглашения предусматривают также и порядок осуществления юрисдикции. Если в пределах российской военной базы требуется выполнить процессуальные, оперативно-розыскные, следственные или иные действия по делам, подпадающим под юрисдикцию страны пребывания, то эти действия могут выполняться её компетентными органами совместно с компетентными органами Российской Федерации по письменному запросу компетентных органов страны пребывания, если их проведение не противоречит законодательству Российской Федерации.

При необходимости выполнить такого рода действия по делам, подпадающим под юрисдикцию Российской Федерации, вне территории военной базы они совершаются компетентными органами страны пребывания по письменному запросу российской стороны, если их проведение не противоречит законодательству страны пребывания. По согласованию с местными властями российские представители могут принять участие в этих действиях.

Компетентные органы Российской Федерации и страны пребывания на взаимной основе в рамках действующих соглашений и Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. оказывают друг другу правовую помощь в этих областях и по делам об административных правонарушениях.

Правовое положение военнослужащих во время прохождения ими службы на территории иностранного государства, а также членов их семей удостоверяется, как правило, видом на жительство. Согласно действующим соглашениям, персонал российских военных баз и члены их семей пользуются всей полнотой гражданских, социально-экономических и личных прав и свобод — в соответствии с нормами международного права и действующим законодательством страны пребывания, как и её собственные граждане.[44] Так, согласно ст. 22  Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины[45] лица, входящие в состав воинских формирований, и члены их семей имеют  равные с гражданами Украины права на обучение в учебных заведениях общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования, прием в детские дошкольные учреждения, а также на охрану здоровья и другие  виды социального  обслуживания. В соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о медицинском обеспечении военнослужащих и гражданского персонала воинских частей вооруженных сил российской федерации на территории Киргизской Республики, а также членов их семей[46]  Киргизская Сторона обеспечивает оказание всех  видов  медицинской помощи военнослужащим воинских частей Вооруженных  Сил  Российской Федерации, дислоцированным  на территории Киргизской Республики, в военно-лечебных учреждениях Вооруженных Сил Киргизской Республики в соответствии с законодательством, применяемым к ее Вооруженным Силам.

     Медицинская помощь военнослужащим  Вооруженных  Сил Российской Федерации оказывается в гражданских учреждениях местных органов здравоохранения Киргизской Республики бесплатно при отсутствии по месту службы или проживания военнослужащих воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации военно-лечебных учреждений Вооруженных Сил Киргизской Республики и в неотложных случаях.

Медицинская помощь членам семей военнослужащих и гражданскому персоналу воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированных на территории Киргизской Республики, оказывается в гражданских учреждениях местных органов здравоохранения на тех же условиях, что и гражданам Киргизской Республики.

Персонал российских военных баз и члены их семей могут свободно передвигаться на принадлежащих им транспортных средствах по территории страны пребывания, а также пользоваться на общих основаниях наземным, воздушным и водным транспортом в соответствии с действующим законодательством. Они, выезжая за пределы страны пребывания, сохраняют право собственности на принадлежащее им имущество — в соответствии с действующим законодательством, а полученные за него денежные средства они могут перевести на принадлежащие им вклады и активы в банковские учреждения Российской Федерации.

Военнослужащие воинских формирований обеспечиваются жилой площадью в закрытых и обособленных военных городках за счёт освобождаемой жилой площади или арендуемой командованием в соответствии с жилищным законодательством страны пребывания.[47]

Регламентация правового статуса военных баз Российской Федерации на территории иностранных государств предусматривает также и порядок разрешения споров, возникающих в связи с толкованием или применением действующих соглашений. Для этих целей создаются Смешанные комиссии, в состав которых стороны назначают своих представителей. Положение о смешанных комиссиях есть в любом Соглашении Российской Федерации, которые я использовал в рамках данного реферата. Так, в соответствии со ст. 38 Договора между Российской Федерацией и Республикой Грузия о российских военных базах на территории Республики Грузия[48] смешанные комиссии действуют на основании принятого ими регламента. Собираются данные комиссии на свои заседания, как правило, по мере необходимости. Если комиссия не может разрешить переданный ей на рассмотрение вопрос, он должен быть урегулирован по дипломатическим каналам в возможно короткий срок. Местом нахождения смешанной комиссии, как правило, является столица страны пребывания российской военной базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

        Правовое регулирование вопросов российского военного присутствия в странах СНГ — это определённый шаг в развитии более эффективного механизма поддержания стабильности в регионе, оказания помощи национальным вооружённым силам в повышении обороноспособности, обеспечении национальных интересов государств Содружества. В то же время достижение реальных результатов в этой области сотрудничества во благо, а не в ущерб интересам России потребует ещё больше политической воли, значительной теоретической и законодательной работы.

Самым значительным и позитивным шагом в области сотрудничества в военной области между странами СНГ в последнее время, безусловно, можно считать открытие российской  военной авиабазы в Канте (Киргизия). Соглашение об этом было подписано Министрами обороны двух стран Сергеем Ивановым и Эсеном Топоевым  22 сентября 2003 года.

        Здесь разместились 12 штурмовиков Су-25 и многоцелевых истребителей Су-27, два транспортных самолета, пара вертолетов Ми-8 и 700 военных специалистов. Пожалуй, это первый за последние годы случай, когда Россия не закрывает, а открывает военную базу за рубежом.  И это не может не радовать.

        Как и для России, для Киргизии создание российской авиабазы событие достаточно значимое. Как отметил Эсен Топоев, "размещение в Киргизии авиабазы позволит укрепить обороноспособность республики и будет содействовать техническому переоснащению армии, а также продемонстрирует возможности взаимодействия стран СНГ в рамках Объединенной системы ПВО". [49]

        Хотелось бы надеяться, что результатом дальнейшей работы Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации, станет расширение военного присутствия России в стратегически важных регионах мира, одним из которых является Евроазиатский континент. 

        Отмечу также,  что в рамках данной работы не представляется возможным подробно рассмотреть все аспекты выбранной мной темы, поэтому я остановился на основных, на мой взгляд, самых важных вопросах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.