Рефераты. Правовое положение российских военных баз на территории стран СНГ

Правовое положение российских военных баз на территории стран СНГ

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.

 

 

 

 

РЕФЕРАТ.

 

ПО МЕЖДУНАРОДНО-ПУБЛИЧНОМУ ПРАВУ.

 

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ БАЗ НА ТЕРРИТОРИИ СТРАН СНГ.






                                                                                              






                                                                            




Выполнил:

студент четвертого курса

юридического факультета

группы № 402

Шаповалов Роман Юрьевич.

Проверил:

КоЗЗЗлов Александр Павлович.


Санкт-Петербург 2003.


СОДЕРЖАНИЕ.



 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3-4

 

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ БАЗ

НА ТЕРРИТОРИИ СТРАН СНГ……………………………………..5-26

 

ПОНЯТИЕ ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СНГ………………………………5-8

 

ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОЕННЫХ БАЗ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………8-11

 

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ДИСЛОКАЦИИ

ВОЕННЫХ БАЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………..11-16

 

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ БОЕГОТОВНОСТИ,

ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ ВОЕННЫХ БАЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………16-21

 

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ

ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ВОЕННЫХ БАЗ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………21-26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….28-31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Согласно Концепции Национальной Безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300  (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24)[1], интересы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства, ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и  давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.

Кроме того, в соответствии со  Стратегическим курсом Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (утв. Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. № 940)[2] особая заинтересованность в развитии отношений с государствами ближнего зарубежья предопределяет — в случае обоюдной заинтересованности сторон — создание российских военных баз и там.

В настоящее время в странах СНГ расположено около 30 военных баз, отдельных военных объектов, испытательных полигонов, арсеналов, аэродромов, складов, отдельных частей, соединений и т.п.[3] Общая численность военных группировок РФ в странах ближнего зарубежья — около 125 тыс. солдат и офицеров. Из них 25 тыс. входят в состав зарубежных групп Федеральной пограничной службы России и около 100 тыс. — в состав миротворческих контингентов стран Содружества или размещены на военных базах.

Военное присутствие России в странах СНГ использует богатый опыт сотрудничества бывшего СССР с рядом зарубежных государств (Венгрией, Чехословакией, Кубой, Вьетнамом и т.д.) и основывается на Договоре о коллективной безопасности 1992 года, Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств — участников СНГ 1994 года, Меморандуме о поддержании мира и стабильности в Содружестве, двусторонних соглашениях государств-участников.

В данной работе, я, в соответствии с тем опытом, который имею как студент 4 курса юридического факультета, действующим законодательством Российской Федерации, международными соглашениями, и научными исследованиями  в области международного права, попытаюсь рассмотреть, насколько мне позволят рамки реферата, вопросы функционирования военных баз Российской Федерации на территории стран участников Содружества Независимых Государств.

Хотелось бы отметить, что используемый мной в данном реферате Научно-технический центр правовой информации “Система” (#"#_ftn4" name="_ftnref4" title="">[4]

Составными частями права международной безопасности являются универсальная и региональная системы коллективной безопасности, разоружение и меры по укреплению доверия.

Коллективная безопасность – это система коллективных мер, принимаемых государствами на универсальной или региональной основе с целью устранения угрозы миру, предотвращения или подавления актов агрессии и восстановления международного мира и безопасности. В более упрощенном виде это – одна из форм борьбы государств против агрессии.[5]

Организацией универсальной системы коллективной безопасности является Организация Объединенных Наций. В соответствии с п. 1 ст. 1 Устава[6] Организации Объединенных Наций  главной целью ООН является поддержание международного мира и безопасности, для чего она уполномочена “принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира”.

Кроме того, глава  VIII Устава ООН допускает возможность создания международных региональных организаций коллективной безопасности для поддержания международного мира и безопасности на региональной основе. При этом должны выполнятся следующие условия:

Ø   действия на региональной основе должны быть совместимы с целями и принципами ООН, касаться только местных споров и не выходить за пределы данного района;

Ø   ни какие принудительные меры не должны приниматься без полномочий от Совета Безопасности ООН;

Ø   все местные споры, возникающие между государствами какого – либо региона, должны решатся только мирными средствами;

Ø   Совет Безопасности ООН должен быть всегда информирован о действиях, предпринятых или намеченных  в рамках региональных соглашений;

Ø   любые действия на региональной основе не должны противоречить действиям в рамках универсальной системы международной безопасности ООН.

Региональной организацией коллективной безопасности на Евроазиатском континенте является Содружество Независимых Государств (СНГ). Правовой основой коллективной безопасности в рамках СНГ являются: Устав СНГ 1993 года[7], Договор о коллективной безопасности 1992 года, Соглашение о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в СНГ.[8]

В соответствии со ст. 12 Устава СНГ в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности государства-члены незамедлительно приводят в действие механизм взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости Вооруженных Сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно статье 51 Устава ООН.

На основе Договора о коллективной безопасности от 1992[9] года создан Совет коллективной безопасности (СКБ), в состав которого входят главы государств участников Договора и главнокомандующий ОВС СНГ. СКБ уполномочен проводить консультации  с целью координации позиций государств участников в случае возникновения угрозы безопасности, рассматривать вопросы оказания необходимой помощи, в том числе военной государству  жертве агрессии, принимать необходимые меры для поддержания или восстановления мира и безопасности.

В 1995 году СКБ утвердил Концепцию Коллективной Безопасности[10]  участников Договора о коллективной безопасности 1992 года (Азербайджан не подписал решение о Концепции), в которой были выделены приоритетные направления сотрудничества государств для укрепления коллективной безопасности: разоружение; меры доверия; охрана внешних границ; развитие равноправных партнерских отношений с НАТО,  другими военно-политическими организациями и региональными структурами безопасности,  направленных на эффективное решение задач по укреплению мира; поддержание вооруженных сил и других войск государств-участников на уровне, обеспечивающем оборонную достаточность и т.д. (п.1 Концепции).

В соответствии со ст. 16 Устава СНГ государства-члены принимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека.

Согласно ст. 1 Соглашения о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств[11] в целях урегулирования таких конфликтов предусмотрено создание  Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, основными задачами которых является:

Ø   разъединение  конфликтующих   сторон;

Ø   наблюдение за выполнением   договоренностей  о  прекращении  огня  или  перемирия;

Ø   контроль за соблюдением договоренностей о разоружении противоборствующих    сторон;

Ø   создание условий для мирного урегулирования возникающих   споров и конфликтов;

Ø   содействие обеспечению прав и свобод человека;

Ø   оказание гуманитарной помощи, в том числе в случае экологических катастроф или  стихийных  бедствий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.