Особой правовой регламентации подлежит применение оружия вне территории военной базы. Статьей 2 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения о порядке применения оружия военнослужащими российской военной базы вне территории российской военной базы в Республике Армения[32] установлено, что “военнослужащим российской военной базы при исполнении обязанностей военной службы за пределами пунктов её размещения в качестве крайней меры может выдаваться оружие с правом его хранения, ношения и применения”. “Крайней мерой”, вероятно, следует считать применение оружия — в противном случае ни носить оружие при выполнении обязанностей воинской службы, ни тем более хранить его практически будет невозможно, так как власти страны пребывания всегда могут сослаться на отсутствие ситуации крайней необходимости.
Данное Соглашение с Республикой Армения предусматривает выдачу оружия личному составу решением органа управления российской военной базы в целях:
Ø отражения нападения на охраняемые российские военные объекты, а также на расположения российских воинских частей и подразделений, здания и сооружения российских воинских частей, российские воинские эшелоны, колонны машин и единичные транспортные средства, и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно;
Ø пресечения попытки насильственного завладения оружием, военной техникой и имуществом, принадлежащим российской военной базе, если иными способами и средствами их защитить невозможно;
Ø защиты лиц, входящих в состав российской военной базы, или членов семей этих лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами их защитить невозможно.
В соответствии со ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Грузия о российских военных базах на территории Республики Грузия[33] ношение табельного оружия вне пределов российских военных баз допустимо только в целях выполнения задач военной службы, связанных с обеспечением режима секретности, а также охраны и безопасности воинских формирований Российской Федерации, имущества воинских формирований Российской Федерации, вооружений, боеприпасов и военной техники, денежных и материальных средств.
Особое внимание в соглашениях уделено применению оружия вне российской военной базы. Общий порядок применения оружия военнослужащими российской военной базы, входящими в состав караула, выполняющими боевые задачи вне военной базы, регламентируется Уставом гарнизонной и караульной службы ВС РФ. Но двусторонние соглашения могут устанавливать и некоторые особые правила. Так ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения о порядке применения оружия военнослужащими российской военной базы вне территории российской военной базы в Республике Армения[34] устанавливает, что за пределами базы оружие может применяться при внезапном или вооружённом нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств или летательных аппаратов. Следует отметить несоответствие ст. 2 рассматриваемого соглашения ст. 5: оружие для отражения нападения может потребоваться внезапно, а поэтому оно может и должно выдаваться всякий раз, когда речь идёт о выполнении обязанностей военной службы, а не только как "крайняя мера".
Необходимое условие эффективного управления военными базами — право свободы сношений со своим государством. Статья 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о порядке обеспечения связью российских военных баз на территории Грузии[35], например, предусматривает, что "связь между Министерством Обороны Российской Федерации и командованием российских военных баз на территории Грузии организуется с использованием средств радиосвязи, радиорелейной, тропосферной, космической и фельдъегерско-почтовой связи, принадлежащих российской стороне и находящихся на российских военных базах".
Международное право требует, чтобы государство пребывания обеспечивало иностранному учреждению (а военная база является таковым) все условия для свободной связи со своим государством. Названное соглашение, в частности, обязует Грузию обеспечивать бесперебойное функционирование принадлежащих ей каналов и других средств связи, которые используются в интересах российских военных баз (ст. 3). Грузинская сторона будет также вне очереди удовлетворять заявки командования на аренду или замену вышедшего из строя оборудования (ст. 4) и устранять помехи средствам связи, используемым в интересах российских военных баз (ст. 10). Следует отметить, однако, что свобода использования радиоэлектронных средств связи не безгранична и не безусловна. Командование российских военных баз обязано предоставлять компетентным органам страны пребывания сведения о принадлежности и дислокации своих радиоэлектронных объектов, а также ежегодно согласовывать с ними подлежащие регистрации радиоэлектронные объекты. Чтобы избежать радиопомех и решать другие вопросы, дежурные по связи российских военных баз и дежурные военных ведомств страны пребывания взаимодействуют между собой. Возможно и совместное использование радиочастот российскими военными базами и соответствующими службами страны пребывания, а также обмен между ними соответствующей информацией.
Обмен почтовыми отправлениями между командованием российских военных баз и Министерством Обороны РФ, доставка периодической печати осуществляются через узлы и станции фельдъегерско-почтовой связи на российских военных базах. Так, по договорённости с грузинской стороной периодическая печать и почтовые отправления могут доставляться авиационным, автомобильным, железнодорожным и водным транспортом России, а при необходимости — и транспортом Грузии по согласованию с соответствующими органами. При этом организуется работа пунктов обмена в согласованном между исполнительными органами обоих государств количестве, устанавливаются формы сопроводительных документов и документов, удостоверяющих право обмена, и образцы печатей (штампов).
Почтовые отправления военных баз обладают иммунитетом. Так в ст. 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о порядке обеспечения связью российских военных баз на территории Грузии[36] подчёркивается, что “секретная почта российских военных баз не подлежит проверке при пересечении государственной границы Грузии, а также при перевозке по территории Грузии”. Точно так же и “дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию” как в государстве пребывания (п. 3 ст. 27 Венской Конвенции о Дипломатических Сношениях), так и на территории третьих стран (п. 3 ст. 40 Венской Конвенции о Дипломатических Сношениях[37]). Но понятие "не подлежит проверке" шире, чем понятие "не подлежит вскрытию", поскольку проверка возможна и без вскрытия, например рентгеновскими лучами.
Статус специальной (секретной) почты военных баз несколько шире, чем статус дипломатической почты. Дипломатическое право не признаёт транспортное средство (автофургон) дипломатической почтой. А вышеуказанное Соглашение с Грузией устанавливает, что "транспортные средства, перевозящие специальную почту, периодическую печать, другие почтовые отправления и имеющие пропуска установленного образца, не подлежат досмотру" (ст. 8). Образцы пропусков в таком случае разрабатываются российской стороной и уполномоченным ведомством Грузии, что допускает расширительное толкование данного правила. Другие почтовые отправления проверяются в соответствии с действующим законодательством страны пребывания.
Наиболее надёжный способ доставки корреспонденции — её пересылка в сопровождении специально уполномоченного на то лица. Межгосударственные отношения устанавливают, что военная почта через государственную границу перевозится специальными нарочными в закрытых, опечатанных пакетах или в мешках по реестрам, заверенным гербовыми печатями. Согласно ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о порядке пропуска воинских эшелонов воинских формирований Российской Федерации, лиц, входящих в их состав, боевой техники, отдельных подразделений и команд, о порядке перевозки и транзита иных воинских грузов через государственную границу Республики Грузия и о порядке и условиях предоставления таможенных и налоговых льгот[38] кроме документов на право пересечения государственной границы военнослужащие должны иметь документы, удостоверяющие их полномочия на перевозку почты. Если при военнослужащих имеется оружие, оно должно быть вписано в удостоверение личности и в командировочное предписание.
Очевидно, что неприкосновенность почтовых отправлений и корреспонденции во многом зависит от статуса нарочного (сопровождающего или курьера). Однако ни названные соглашения, ни другие документы не вносят ясности в функции, права и обязанности лиц, сопровождающих военную почту, обладают ли они какими-либо иммунитетами и привилегиями.[39]
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ВОЕННЫХ БАЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Ещё одна сфера правового регулирования — это внутренняя жизнь военной базы. Её материально-техническое обеспечение и торгово-бытовое обслуживание осуществляются на долевом выделении российской стороной и правительством страны пребывания фондов в объёмах и номенклатуре, согласованных сторонами. Командование базы взаимодействует с соответствующими государственными органами, заключает договоры с юридическими и физическими лицами страны пребывания о торгово-бытовом обслуживании военных объектов, организации поставок товаров первой необходимости и продуктов питания.
Рассматривая статус военных объектов (баз) Российской Федерации на территории иностранных государств, нельзя не учитывать особенностей правового положения лиц, входящих в их состав. Действующие соглашения относят к ним: военнослужащих Российской Федерации, проходящих военную службу на российских военных базах; гражданский персонал — граждан Российской Федерации, работающих на российских военных базах; лиц, командированных российской стороной на российские военные базы; членов семьи — супругов, детей и близких родственников, проживающих совместно с лицами, входящими в состав российских военных баз, и находящихся на их иждивении.
Практика правового регулирования положения названных лиц показывает, что эти категории никак, по сути дела, не учитываются при установлении к ним пределов юрисдикции государства пребывания. Общее правило гласит, что по делам о преступлениях и иных правонарушениях, совершённых на территории государства пребывания лицами, входящими в состав российской военной базы, и членами их семей, применяется законодательство и действуют компетентные органы этого государства.* Но практически все соглашения предусматривают ограничение юрисдикции государства пребывания — в зависимости от места совершения противоправных действий и объекта преступных посягательств.[40] Так, в соответствии со ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории республики Армения[41] юрисдикция Армении не распространяется на правонарушения и преступления, совершённые лицами из состава российской военной базы и членов их семей на территории базы, против Российской Федерации или лиц этой базы и членов их семей, а также по делам о воинских преступлениях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6