Рефераты. Мировые цены на нефть и их влияние на экономику России

соответственно росли и нефтяные цены (Приложение №3). В июне 2008 года цена достигла максимальной отметки в 135 долларов за баррель нефти марки Brent. Затем цена стала снижаться. Существенную роль в этом сыграл кризис 2008-2009 годов. В 2009 году впервые произошло понижение уровня потребления нефти.

Основной проблемой ценообразования на нефтяном рынке является неточность данных и оценок соотношения спроса и предложения. Промышленные запасы нефти получили реальную оценку только для стран ОЭСР.

Создание эффективных инструментов хеджирования провозглашается одной из главных целей развития биржевого рынка деривативов[9]. Но есть ряд факторов, которые препятствуют осуществлению этой идеи. Так, среди биржевых игроков доминируют производители нефти. На транспорт приходится около 50% спроса. Автомобилистов и владельцев АЗС трудно представить хеджирующими риски изменения цены на бензин. А торговля фьючерсами - рискованное и дорогое дело, которое требует высокой квалификации. Именно поэтому только крупные структуры могут позволить себе такое дорогое удовольствие. Существенная доля НПЗ, а также сбытовых структур находится под контролем крупных вертикально интегрированных компаний, заинтересованных в росте цен на нефть. Маржа переработки, а не нефтяные цены имеют важное значение для независимых НПЗ. При этом маржа не сильно зависит от уровня цен на нефть. Так, на долю крупных производителей, по данным CFTC, приходится около 75% операций с нефтяными фьючерсами на торговой площадке NYMEX.

Следует принимать в расчет также особый менталитет менеджеров, так как для них риском является только изменение уровня цены, приводящее к убыткам, а не любое изменение уровня цены.

Согласно данным, полученным в ходе дополнительных исследований, производители проводят хеджирование в отношении лишь малой части своих рисков, которые связаны с колебаниями нефтяных цен. Большее внимание уделяется рыночным спекуляциям. Существует много подтверждений спекулятивного характера торговли на бирже. Это, например, низкая ликвидность опционов, увеличение объемов торгов с волатильностью, а также тот факт, что примерно три четверти торгов приходится на два ближайших контракта и др.

Интересен тот факт, что нефтяные компании в некотором смысле заинтересованы в повышении уровня волатильности цен, так как это увеличивает рыночную капитализацию, а также фундаментальную стоимость компании. Стоимость месторождений нефти, по сути, является сложным опционом, который связан со стратегией инвестирования. А с увеличением уровня волатильности базового актива стоимость опциона растет.

Еще одной проблемой ценообразования на рынке нефти является зависимость цен большинства сортов (в том числе Urals) от цены марки Brent. Это приводит к чрезмерной волатильности и подверженности рынка манипуляциям. Большую известность получил конфликт, произошедший между Arcadia Petroleum (дочерней компанией Mitsui) и американским НПЗ Tosco. В 2000 году Tosco предъявила судебный иск Arcadia Petroleum, обвинив ее, а также трейдера Glencore в сговоре и монополизации нефтяного рынка, в результате чего цены на нефть выросли более чем на 3 доллара за 1 баррель. В то время компания Tosco понесла значительные убытки. Из-за приостановки по техническим причинам добычи нефти на нескольких месторождениях Северного моря в сентябре ожидалось уменьшение отгрузки с 35танкеров по 500 тысяч баррелей каждый до 22. Arcadia Petroleum и Glencore воспользовались ожиданием сжатия нефтяного рынка, агрессивно скупив в августе пятнадцатисуточный Brent и заключив контракты на 18 судов. Итогом стало то, что в Лондоне до окончания торгов по сентябрьским фьючерсам (15 августа) уровень цен на них превысил стоимость таких контрактов в Нью-Йорке.

Ближайший Brent на бирже LIPE подешевел (последствие бэквардации) в то время как пятнадцатисуточный продолжал расти. Скачок уровня цены ссоставил 2,71 долларов за баррель в день. Котировки Brent достигли максимального значения за последнее десятилетие в результате спекулятивной игры. Конфликт между Arcadia Petroleum и Tosco уладили еще до суда, но проблема манипуляций на рынке до сих пор не решена.


1.4 Анализ специфики развития нефтяного рынка РФ


Европейский союз располагает лишь 0,5% мировых запасов нефти (Приложение №6), при этом потребляет 17,9% произведенной нефти (Приложение №7), поэтому его зависимость от импорта неуклонно растет. Зависимость от импортируемой нефти в настоящее время равна 70%. Вторым важнейшим источником нефти для Европейского союза является РФ[10]. В настоящее время более 15% нефти ЕС получает из РФ. По сравнению с ЕС нефтяной баланс США является еще менее устойчивым. США располагают только 2,4% мировых запасов нефти (Приложение №6), а потребляют 22,5% ее мирового производства (Приложение №7). Экономика США в большой степени зависит от импорта энергоносителей. На сегодняшний день эта страна располагает запасами нефти, равными 30500 млн. баррелей (Приложение №6), которые израсходует через 4-5 лет, если откажется от импорта. Запасы нефти соседних с США стран весьма существенны: у Мексики - 11900 млн. баррелей, что составляет 0,9% мировых. В целом в на двух американских континентах расположено около 15,4% глобальных запасов нефти (Приложение №6).

В 2000 году производство нефти в РФ составило около 6178 тысяч баррелей в сутки, в 2009 году оно достигло 9886 тысяч баррелей в сутки (Приложение №8). Около 75% запасов российской нефти расположено в Западной Сибири. Существенные запасы были обнаружены на севере европейской части РФ. Самыми крупными нефтяными компаниями России являются Роснефть, Лукойл, ТНК-BP, Сургутнефтегаз, Газпром нефть, Татнефть, Славнефть, Башнефть[11].

Транспортировку нефти осуществляют предприятия двух компаний: "Транснефть" и "Транснефтепродукт"[12].

В РФ нефть добывают более 100 компаний, однако большая часть добычи находится под контролем десяти крупнейших вертикально интегрированных компаний.

В России также начали свою деятельность несколько иностранных нефтяных компаний. В 2001 году их объем производства достигал 6,5% российского. Основные иностранные игроки в российском бизнесе по добыче нефти: Mitsui, Agip, RD Shell, British Petroleum, Statoil, British Gas, TotalFinaElf, ChevronTexaco, Mitsubishi, Conoco, Neste Oy, ExxonMobil, Nirsk Hidro.

Сырая нефть составляет около 40% суммарного экспорта РФ[13]. Россия - один из ведущих операторов в мировом нефтяном бизнесе, т.к является вторым по величине чистым экспортером нефти (после Саудовской Аравии). Среди десяти самых крупных мировых экспортеров только РФ, Мексика и Норвегия не входят в ОПЕК. В 2000 году РФ экспортировала около 144,5 (Приложение №9) млн. тонн сырой нефти и 50 млн. тонн нефтепродуктов. С 2000 года величина экспорта начала расти, а в 2009 году составила около 246 млн. тонн (Приложение №9).

Увеличение экспорта сырой нефти ограничивается техническими возможностями трубопроводов (так называемые "узкие места"). Однако главной проблемой нефтепродуктов российского производства является их низкое качество.

Большая часть нефти, произведенной в России, экспортируется за пределы постсоветского пространства (Приложение №9). Так, объем нефти, поступающей в страны дальнего зарубежья, равен 85% от всей экспортируемой нефти. Основные страны-импортеры: Германия, Франция, Великобритания, Италия, Испания[14].

55% российской нефти экспортируется морским путем, 40% - через трубопровод "Дружба" и 5% - железнодорожными перевозками. Трубопровод "Дружба" имеет номинальную пропускную способность 60 миллионов тонн и пересекает соседнюю Белоруссию, разделяясь на северную и южную ветки. Южная ветка пересекает север Украины, Венгрию, Словакию и заканчивается в Чехии. Северная ветка идет через Белоруссию в Польшу и Южная ветка имеет запас пропускной способности, в то время как северная загружена полностью[15].

РФ стремится соединить южную ветвь нефтепровода "Дружба" с трубопроводом "Adria". Это обеспечит прямой доступ к Адриатическому морю, где можно загружать танкеры в глубоководном порту Омисал. Глубина порта позволяет заходить туда танкерам водоизмещением до 500 тыс. тонн, что сделает экспорт нефти в США экономически целесообразным.

Еще одним преимуществом порта Омисал является маленькое расстояние до портов США. Альтернативой, которая может обеспечить более низкие издержки транспортировки экспортируемой нефти в США и Западную Европу, является строительство Мурманского порта.

Балтийская трубопроводная система (БТС) включает трубопровод от Харяги (Ненецкий автономный округ, Архангельская область) до Усы (Республика Коми) протяженностью 450 км, трубопроводы Ухта-Ярославль, Уса-Ухта, Ярославль-Кириши и Кириши-Приморск. Балтийская трубопроводная система принадлежит "Транснефти".

В 2001 году завершилось строительство трубопровода Суходольная - Родионовская протяженностью 250 км, который позволил российским компаниям транспортировать нефть до Новороссийского экспортного нефтяного терминала и не использовать ветку, проходящую по территории Украины. Пропускная способность нового трубопровода составляет от 16 до 25 миллионов тонн.

Строительство подводного нефтепровода через Татарский пролив до порта Де-Кастри протяженностью 250 км, по мнению оператора проекта "Сахалин-1" ExxonMobil, будет способствовать увеличению экспорта российской нефти в азиатские страны. Единственное слабое место проекта заключается в том, что порт Де-Кастри не является незамерзающим.

Экспорт нефти в Южную Корею, Японию, Тайвань планирует консорциум "Сахалин-2", который возглавляет RD Shell. Проект предполагает строительство нефтепровода через Сахалин к порту Пригородное протяженностью 800 км. Это позволит экспортировать нефть круглый год.

Крупнейший экспортный терминал РФ - порт Новороссийск (Черное море). Хотя порт является незамерзающим, проблемы здесь все же есть - это частые шторма. Так, в 2002 году он был закрыт 90 дней, т.е. около двух дней в неделю.

Для экспорта нефти из РФ большое значение имеют также порты на Балтийском море. Порт Вентспилс там традиционно является главным нефтяным терминалом. Но из-за быстрого развития Таллинского порта, к которому нефтепродукты можно транспортировать железнодорожным транспортом, порт Вентспилс сдает свои позиции.

Самым крупным балтийским нефтяным терминалом, находящимся на территории России, является Приморск. В 2009 году в порту Приморска было обслужено около 150 танкеров.

В 2001 году компания "Лукоил" открыла нефтяной терминал в Калининграде с объявленной пропускной способностью 2,5 млн. тонн.

ОПФ (основные производственные фонды) нефтяного комплекса РФ сильно изношены и являются устаревшими в технологическом плане. Так, в целом степень их износа составляет около 50%, а по некоторым компаниям достигла 65% (ТНК, Башнефть, ОНАКО, Татнефть, Самаранефтегаз).

В переработке износ основных производственных фондов составляет 55%. Доля полностью изношенных ОПФ, на которые не начисляется амортизация, составляет в нефтедобыче - 21%, в нефтепереработке - 39%. То есть в нефтепереработке ситуация хуже, чем в нефтедобыче (в том числе с экологической точки зрения).

В настоящее время средняя изношенность оборудования составила около 70%, а срок его службы превышает все допустимые пределы (более 30 лет), а глубина нефтепереработки равна 60-65%. Это происходит по причине финансирования нефтепереработки по остаточному принципу (все ресурсы направляются в нефтедобычу).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.