Рефераты. Мировые цены на нефть и их влияние на экономику России

Результаты обследования позволяют говорить о наличии в промышленности, причем в различных отраслях, группы предприятий-лидеров и группы аутсайдеров. По разным оценкам (с использованием различных критериев), к группе конкурентоспособных можно отнести 20-25% предприятий. Из них около половины не только имеют более высокий уровень производительности труда, но и одновременно расширяют выпуск, увеличивают производительность темпами, превышающими среднеотраслевые. Именно эти предприятия обладают сегодня наибольшим потенциалом роста, являясь двигателем экономического развития.

Вместе с тем 35-40% предприятий выборки составляют группу аутсайдеров, которые демонстрируют низкие уровень и динамику эффективности производства и очевидно теряют свою конкурентоспособность. В перспективе эти предприятия должны быть либо серьезно реструктурированы, либо вытеснены с рынка более эффективными компаниями.

Анализ показал, что вероятность оказаться в группе конкурентоспособных предприятий повышается с ростом, размера компании, при размещении предприятия в крупном городе со статусом федеральной или региональной столицы. Так, среди предприятий с численностью более 1000 человек доля компаний с высокой конкурентоспособностью более чем вдвое превышает соответствующий показатель в группе 100-250 человек. Аналогично "столичный" статус повышает вероятность оказаться в группе лидеров в 2-3 раза. Таким образом, концентрация производства на крупных предприятиях в промышленных агломерациях, как и прежде, во многом предопределяет позиции компании. Показательно, что отраслевая принадлежность предприятия не стала решающим фактором конкурентоспособности: даже в депрессивных секторах есть вполне конкурентоспособные лидеры. Однако благоприятная внешняя конъюнктура и "торгуемость" основных товаров химической промышленности на внешнем рынке повлияли на то, что доля лидеров в ней больше, чем в других обрабатывающих отраслях.

Способы создания и удержания конкурентных преимуществ лидерами практически точно повторяют описанные в учебниках алгоритмы. Эти предприятия больше экспортируют, преодолевая ограничения спроса на внутреннем рынке, они активно занимаются инновациями, создавая основы будущего роста производительности. У конкурентоспособных предприятий значимо выше уровень квалификации менеджмента и технической оснащенности труда управленческого персонала, они активнее совершенствуют систему управления, уделяя основное внимание контролю над издержками и качеству продукции. Лидеры серьезно занимаются обучением персонала и платят более высокую зарплату, выигрывая конкуренцию за квалифицированные кадры.

В то же время даже в группе конкурентоспособных лидеров далеко не все благополучно. Так, половина предприятий с высокой конкурентоспособностью не занималась в последние три года технологическими инновациями, а 9% - ни технологическими, ни организационными. Физический износ оборудования в группе лидеров также достиг угрожающей степени: только у 1/4 из них парк машин и оборудования можно считать приемлемым, а у половины оборудование совершенно изношено. Следовательно, можно сделать вывод о том, что группа конкурентоспособных лидеров неустойчива. При сохранении сегодняшних тенденций, вероятно, через 3-5 лет доля конкурентоспособных предприятий в обрабатывающей промышленности сократится вдвое - до 10-12%.

Несмотря на то, что основным рынком сбыта для предприятий российской обрабатывающей промышленности является внутренний рынок, исследование показало, что среди экспортеров доля конкурентоспособных компаний вдвое выше, чем среди предприятий, работающих исключительно на внутреннем рынке, независимо от доли экспорта в объеме продаж. Это означает, что экспорт можно считать признаком конкурентоспособности, и для его стимулирования целесообразно использовать меры промышленной политики.

В среднем по обследованным предприятиям доля экспорта в выручке равна примерно 12%, из которых большая часть приходится на страны СНГ. Исключение составляет деревообрабатывающая отрасль, экспорт которой ориентирован на развитые страны. "Настоящих" экспортеров с долей экспорта в выручке более 20% немного - около 12% предприятий. Однако чем крупнее предприятие, тем выше в среднем доля экспортной продукции: в группе крупных предприятий уже почти у 40% доля экспорта превышает 10% выручки. Анализ также показывает, что высокая доля экспорта значимо и положительно влияет на рентабельность продаж и на абсолютный уровень производительности по ВДС.

Относительно невысокая экспортная активность большинства предприятий обрабатывающей промышленности определяется как низкой конкурентоспособностью производимых товаров на мировых рынках, так и падением прибыльности от экспортных операций из-за повышения цен на внутреннем рынке и высоких трансакционных издержек при экспорте, которые делают выход на внешние рынки слишком дорогим при небольших его объемах. В то же время анализ показал, что низкий уровень экспорта российских обрабатывающих производств - это все-таки следствие внутренних проблем экономики предприятий. Например, иностранные собственники, в отличие от российских, чаще находят эффективные ниши для производства экспортных товаров на территории России. В группе

предприятий с участием иностранного капитала доля экспортеров составляет 74%, у почти половины предприятий этой группы экспорт превышает 10% от выручки. В группе предприятий с иностранным участием наблюдается и более совершенная региональная структура экспорта: свыше 60% составляет экспорт в страны дальнего зарубежья против примерно 30% у предприятий с частным российским капиталом.

Российская обрабатывающая промышленность в значительной мере находится вне глобальной конкуренции. Существенная часть предприятий обрабатывающей промышленности ориентирована на внутрироссийский или на еще более узкий региональный рынок, на которых они конкурируют преимущественно с такими же отечественными производителями. Пятая часть респондентов вообще не испытывает серьезного конкурентного давления, 1/3конкурирует только с российскими производителями; 13% - с зарубежными производителями и менее 40% - с теми и другими. Только легкая и химическая отрасли сталкиваются с достаточно сильной конкуренцией с иностранными производителями, работающими в России. Также уровень конкуренции оказался чувствительным к ситуации на товарных рынках: на быстро растущих конкуренция снижается, но резко обостряется на стагнирующих либо сжимающихся.


3.4 Развитие малого и среднего бизнеса в РФ


Развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий преодоления зависимости экономики России от экспорта энергоресурсов. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости населения, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Успех малого бизнеса в этих областях объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках приводит к тому, что в большинстве случаев небольшие фирмы идут по более быстрому и рискованному пути, работают в менее перспективных отраслях. Мелкие предприятия охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся быстро наладить массовое производство. Это приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего бизнеса.

Важность малых предприятий заключается в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они постоянно развиваются и адаптируются к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

Мелкие и средние фирмы, в свою очередь, являются опорой для крупных компаний, т.к. массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т.д.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Малые предприятия с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных товарах и услугах на основе разработки местных источников и обеспечивают при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантией политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым предпринимательством является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

Таким образом, малый бизнес ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в стране.

Для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется содействие государства в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса должна состоять в следующем:

1) создание институциональных основ;

2) управленческая научно-методическая поддержка;

3) правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;

4) финансово-кредитная поддержка;

5) налоговая политика;

6) антимонопольная политика.

Динамичное развитие малого бизнеса и его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ.

К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего бизнеса, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром "Москва", 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам РФ. Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малого предпринимательства.

Под управленческой научно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение, информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а также через различные программы на местах. Сюда же относятся финансирование и участие в работе учебных и консультационных центров и других организаций, оказывающих непосредственную поддержку предпринимателям. Проведение

разработки учебных пособий, курса лекций для начинающих предпринимателей. А так же создание благоприятных условий и помощь в разработке и передаче инновационных технологий.

Одну из прогрессивных и действенных форм поддержки малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование. Главное назначение бизнес-инкубатора в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для "выращивания" малых предприятий путем предоставления различных видов услуг (консалтинговых, арендных обучения, кредитования) на льготных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.