Рефераты. Мировые цены на нефть и их влияние на экономику России

Важным инструментом государственной поддержки малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий прежде всего на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей. Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств. Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.

К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения - союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.

Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов.

Заключение Мировые цены на нефть оказывают значительное влияние на экономику России. При рассмотрении воздействия на темпы экономического роста колебаний экспортных цен на нефть можно отметить положительное влияние благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры в результате стимулирующей денежной и фискальной политики, увеличение объемов инвестиций за счет дополнительной экспортной выручки. Между темпами роста мировых цен на нефть и темпом роста ВВП РФ прослеживается прямая пропорциональная зависимость.

Отрицательное воздействие роста цен на нефть проявляется в виде постоянной угрозы развития "голландской болезни", а также политических и экономических факторов, замедляющих рост экономики страны. В структуре российского экспорта преобладают продукты нефтегазового сектора. Причем наибольший объем экспорта приходится на продукты первичной обработки, в то время как для развития нефтяного сектора необходимо развивать вторичную переработку. Поэтому нефтеперерабатывающая отрасль России нуждается в существенной технической модернизации. Путем грамотных экономических преобразований следует "снять" Россию с "нефтяной иглы", так как, учитывая сегодняшнее состояние отечественной экономики, резкое и долгосрочное снижение нефтяных цен может привести к экономическому коллапсу.

Требует решения проблема увеличения цен на бензин, топливные ресурсы внутри страны.

Россия занимает выгодное географическое положение, обладает богатыми природными ресурсами. Один из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов принадлежит России. На 13% территории земного шара, в стране, где проживает около 3% населения мира, сосредоточено 13% всех мировых разведанных запасов нефти. Этим

достоянием следует грамотно распоряжаться. Только при этом условии страна будет процветать.

Два инструмента государственного налогового регулирования: рентные платежи и фискальные позиции на внешнем контуре (экспортные пошлины) определяют основной баланс сил на нефтяном рынке. Сегодняшние внутренние рентные платежи законодательством РФ привязаны к мировым ценам. Они обуславливают существующую динамику внутренних цен, при этом минимизируя регулятивное воздействие экспортных пошлин на внешнем контуре.

Для развития внешнеторговых отношений необходимо развитие системы нефтепроводов. Наша страна географически связана с тремя главными рынками сбыта нефти: Евросоюзом, США и Азиатско-Тихоокеанским регионом. В "Энергетической стратегии России" в этой связи предусмотрено развитие системы магистральных нефтепроводов и морских терминалов для поставки нефти на эти рынки.

Энергия является основой любого индустриального общества. И из всех источников энергии нефть оказалась самым главным и наиболее проблематичным вследствие своей центральной роли, географического распределения, стратегического характера, повторяющихся кризисов ее поставок и неизбежного искушения захватить ее даром.

Неистовая и жестокая борьба за нефть и за богатство, которое она дает, будет, продолжена. В наше время каждая грань цивилизации подвергается превращениям в горниле завораживающей алхимии нефти.


Библиографический список


Нормативно-правовые акты, учебная и научная литература:

1.                Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2006 года) /ст.96.1

2.                Андреев В.В. Справочник по добыче нефти / В.В. Андреев, К.Р. Уразаков, В.У. Далимов; под ред. К.Р. Уразакова - Москва: Изд-во: ООО "Недра-Бизнесцентр", 2000. - 374с.

3.                Дегтярева О.И. Биржевое дело: Учебник для вузов/ О.И. Дегтярева О.А. Кандинская -Москва: Изд-во: ЮНИТИ, 2000. - 503с.

4.                Диго С.Н. Биржевая деятельность: Учебное пособие/ С.Н. Диго С.С. Диго -Москва: Изд-во: УРАО, 2000. - 200с.

5.                Ергин Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть/Д. Ергин - Москва: Изд-во: ДеНово, 2001. - 968с.

6.                Иншаков О.В. Биржа. Эволюция экономического института/О.В. Иншаков, A. M. Белобородько, Д.П. Фролов - Москва: Изд-во: Москва, 2008. - 356с.

7.                Керимов М.З. Трубопроводы нефти и газа/ М.З. Керимов -Москва: Изд-во: Наука, 2002. - 256с.

8.                Мохов М.А. Нефтегазовая микроэнциклопедия: техническая литература для нефтяников / М.А. Мохов - Москва: Изд-во: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2005. - 125с.

9.                Роджерс Д. Товарные биржи. Самые горячие рынки в мире / Д. Роджерс; пер. с англ. М. Мацковская; под ред. О. Дегтяровой- Москва: Изд-во: Олимп-Бизнес, 2008. - 243с.

10.           Торговля нефтью: учебный курс, разработанный Московской нефтяной биржей и Financial Research Associates -несерийное издание -Москва: Изд-во: Нефть и Газ, 1994. - 124с.

11.           Шмаров А.И. Нефтяной комплекс России и его роль в воспроизводственном процессе / А.И. Шмаров - Москва: Изд-во: Москва, 2000. - 202с.

12.           Щелкачев В.Н. Отечественная и мировая нефтедобыча - история развития, современное состояние и прогнозы/ В.Н. Щелкачев - Москва: Изд-во: Институт компьютерных исследований, 2002. - 132с.

Периодические издания:

13.           Виньков А. По бензину плакать будем / А. Виньков // Эксперт. - 5 декабря 2005. - №46 (492). - с.22

14.           Гурвич Е. Макроэкономическая оценка роли российского нефтегазового комплекса /Гурвич Е. // Вопросы экономики-2004. - №10. -с.4.

15.           Кудрин А. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт/А. Кудрин // Вопросы экономики-2006. - №2. -с.28-45.

16.           Рейтинг "Эксперт-400" // Эксперт. - 5 октября 2009. - №38 (675). -с.73

17.           Саватюгин А.Л. Стабилизационный фонд: формирование и использование/А.Л. Саватюгин // Финансы-2004. - №12. -с.3-6.

18.           Ишкаускас Ч. Принимать ли Россию в ОПЕК? / Ч. Ишкаускас // Geopolitika-2009. - 11 января.

19.           Хэнсон В. Пора слезать с "нефтяной иглы"/ В. Хэнсон // Chicago Tribune -2006. - 18 января.

Интернет-ресурсы:

20. #"#">#"#">#"#">#"1.files/image022.gif">

Рисунок 1. Крупнейшие нефтедобывающие компании мира (по данным PetroStrategies, Inc., 2009)

Добыча нефти в 2009г., млн. баррелей

Рисунок 2. Котировки ближайших фьючерсов

Рисунок 3. Среднемесячный уровень цен на нефть марки Urals и марки Brent в 1998 - 2009 годах, долларов за баррель. Источник: данные МВФ


Рисунок 4. Динамика показателей платежного баланса в 1998-2009 г. г. (данные по 1 кварталу каждого года в млрд. руб)


Рисунок 5. Сальдо операций с капиталом и финансовыми инструментами (млрд. долл)


Таблица 1. Запасы нефти в мире (по данным Мирового энергетического агентства)

В тысячах миллионов баррелей


1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Изменения 2008 по сравн. с 2008

Процент от общего количества (2009 год)

















США

29,8

29,8

30,5

28,6

29,7

30,4

30,4

30,7

29,4

29,3

29,9

29,4

30,5

30,5

-

2,4%

Канада

10,5

11,0

10,7

15,1

18,3

18,3

17,8

17,6

16,8

16,6

17,1

27,7

28,6

28,6

-

2,3%

Мексика

48,8

48,5

47,8

21,6

21,5

20,2

18,8

17,2

16,0

14,8

13,7

12,8

12,2

11,9

-2,6%

0,9%

Северная Америка

89,0

89,3

89,0

65,3

69,5

68,9

67,0

65,5

62,2

60,7

60,7

70,0

71,3

70,9

-0,4%

5,6%


















Аргентина

2,4

2,6

2,6

2,8

3,1

3,0

2,9

2,8

2,7

2,5

2,2

2,6

2,6

2,6

-

0,2%

Бразилия

6,2

6,7

7,1

7,4

8,2

8,5

8,5

9,8

10,6

11,2

11,8

12,2

12,6

12,6

0,1%

1,0%

Колумбия

3,0

2,8

2,6

2,5

2,3

2,0

1,8

1,6

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,4

-9,8%

0,1%

Эквадор

3,4

3,5

3,7

4,1

4,4

4,6

4,6

5,1

5,1

5,1

4,9

4,5

4,0

3,8

-4,6%

0,3%

Перу

0,8

0,8

0,8

0,9

0,9

0,9

1,0

1,0

0,9

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

-

0,1%

Тринидад и Тобаго

0,7

0,7

0,7

0,7

0,8

0,9

1,0

1,1

0,9

0,8

0,8

0,8

0,9

0,8

-4,7%

0,1%

Венесуэла

66,3

72,7

74,9

76,1

76,8

76,8

77,7

77,3

77,2

79,7

80,0

87,3

99,4

99,4

-

7,9%

Др. страны Юж. и Центр. Америки

1,0

1,0

1,1

1,1

1,3

1,3

1,4

1,4

1,3

1,3

1,3

1,4

1,4

1,4

-0,6%

0,1%

Юж. и Центр. Америка

83,7

90,7

93,4

95,6

97,8

97,9

98,8

100,1

100,2

103,2

103,4

111,4

123,5

123,2

-0,3%

9,8%

Азербайджан

-

-

-

1,2

1,2

1,2

1,2

7,0

7,0

7,0

7,0

7,0

7,0

7,0

-

0,6%

Германия

0,9

0,9

0,9

0,9

0,9

1,1

1,3

1,3

1,3

1,3

1,3

1,2

1,1

0,8

-27,1%

0,1%

Италия

0,8

0,8

0,8

0,8

0,9

0,9

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

0,9

0,8

-4,5%

0,1%

Казахстан

-

-

-

25,0

25,0

25,0

39,6

39,6

39,6

39,6

39,8

39,8

39,8

39,8

-

3,2%

Норвегия

10,8

11,6

12,0

11,7

10,9

11,4

11,6

10,4

10,1

9,7

9,7

8,5

8,2

7,5

-8,2%

0,6%

Румыния

1,0

1,0

0,9

1,2

1,2

1,2

1,2

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-

-

Российская федерация

-

-

-

55,8

59,2

59,6

64,6

73,9

77,3

76,8

77,6

79,0

80,4

79,0

-1,7%

6,3%

Туркменистан

-

-

-

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,6

0,6

0,6

-

-

Великобритания

4,5

5,0

5,2

5,1

5,0

4,7

4,5

4,5

4,3

4,0

3,9

3,6

3,4

3,4

-

0,3%

Узбекистан

-

-

-

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

-

-

Др. страны Европы и Евразии

63,7

63,5

68,0

2,1

2,3

2,3

2,2

2,2

2,3

2,2

2,2

2,2

2,1

2,1

-2,2%

0,2%

Европа и Евразия

81,6

82,8

88,0

104,9

107,8

108,5

128,2

141,4

144,5

143,1

143,8

143,8

144,6

142,2

-1,7%

11,3%

Иран

93,7

92,6

92,6

93,7

93,1

99,5

99,1

130,7

133,3

132,7

137,5

138,4

138,2

137,6

-0,4%

10,9%

Ирак

100,0

112,0

112,5

112,5

112,5

112,5

115,0

115,0

115,0

115,0

115,0

115,0

115,0

115,0

-

9,1%

Кувейт

96,5

96,5

96,5

96,5

96,5

96,5

96,5

96,5

99,0

101,5

101,5

101,5

101,5

101,5

-

8,1%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.