Рефераты. Мировые цены на нефть и их влияние на экономику России

Размер Стабилизационного фонда РФ на 1 января 2008 г. составлял 3 849,11миллиардов рублей. В феврале 2008 г. Стабилизационный фонд РФ разделили на Резервный фонд РФ размером 3069 млрд. рублей и Фонд национального благосостояния РФ размером 783 млрд. рублей. Общая величина денежных средств, зачисляемых на счета нефтегазовых трансфертов, установлена Бюджетным кодексом РФ и привязана к размеру ВВП: 2008 г. - 6,1% ВВП, 2009 г. - 5,5%, 2010 г. - 4,5%, а после 2010 г. данная величина фиксируется в размере 3,7% ВВП.

В июне 2009 года Министр финансов РФ заявил, что Резервный фонд РФ будет практически полностью израсходован в 2010 году. "Мы предполагаем, что Резервный фонд в следующем году будет практически полностью израсходован", - сказал он, подчеркивая, что фонд выполнит свою задачу поддержки бюджета страны в условиях мирового кризиса.

Согласно прогнозу А. Кудрина, средств Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита хватит на ближайшие несколько лет. За это время Министр финансов РФ предлагает разработать новую модель бюджета с обновленной структурой расходов. Эта модель будет "устойчивой и поддержит выход из кризиса". Не исключено также, что средства Фонда национального благосостояния будут направлены на поддержку пенсионной системы.


3.2 Модернизация российской экономики


Основная цель проектов по модернизации и технологическому развитию российской экономики - "сойти с иглы экспорта нефти". Как передает ПРАЙМ-ТАСС, об этом в интервью радиостанции "Эхо Москвы" заявил помощник Президента РФ, секретарь комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики А. Дворкович.

Рассмотрим пять стратегических векторов экономической модернизации, которые были определены Президентом РФ Д.А. Медведевым.

Россия должна стать одной из лидирующих стран по эффективности производства, транспортировке и использовании энергии. Будут разработаны и выведены на внутренние и внешние рынки новые виды топлива.

Ядерные технологии должны быть сохранены и подняты на новый качественный уровень.

Российским специалистам предстоит совершенствовать информационные технологии, добиться серьёзного влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу.

Россия должна будет располагать собственной наземной и космической инфраструктурой передачи всех видов информации; спутники РФ будут "видеть" весь мир, помогать своим гражданам и людям всех стран общаться, путешествовать, заниматься научными исследованиями, сельскохозяйственным и промышленным производством.

Россия должна будет занять передовые позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний.

Президент РФ при этом делает акцент на развитии наиболее значимых традиционных отраслей. Прежде всего это агропромышленный комплекс.

Доступность современных социальных услуг для сельских жителей, рост их доходов, улучшение условий их труда и быта должны стать приоритетом государства.

Важна также поддержка молодых учёных и изобретателей. Деятельность научных учреждений будет сосредоточена на реализации прорывных проектов. Большое внимание будет уделено развитию нанотехнологий.

О своем существовании термин "нано" и различные вариации слов с его использованием громко заявили миру еще около 10 лет назад. Тогда в 2000 г. США объявила "национальную нанотехнологическую инициативу", при президенте был создан специальный комитет, координирующий работы по нанотехнологиям в 12 крупнейших отраслях промышленности и вооруженных силах. Материалы, основу которых составляют структуры и элементы нанометрового масштаба, обладают уникальными свойствами и колоссальными перспективами практического применения. Почти сразу же с подобной инициативой выступили Япония, Китай и страны Европы. Везде исследование в области нанотехнологий получили государственный приоритет и щедрое финансирование. В Японии на базе министерств образования, культуры, спорта, науки и технологии создана нанотехнологическая исследовательская сеть. В Китае - Китайский Нанотехнологический центр, который объединяет фактически все университеты и лаборатории, занимающиеся исследованиями в области нанотехнологий. В Европе нанотехнологические исследования и разработки проводятся более чем в 50 лабораториях, финансируемых как по национальным, так и по международным программам.

В России государственная корпорация "Роснанотех" была учреждена федеральным законом №139-ФЗ 19 июля 2007 г. и стала одной из нескольких госкорпораций (в этом ряду "Газпром", "Роснефть", банк ВТБ, "Банк развития - ВЭБ", Фонд поддержки реформы ЖКХ, "Олимпстрой"), на плечи которых должно лечь выполнение стратегических целей страны.

В 2004г. мировая экономика инвестировала в нанотехнологии 8,6 млрд. долл., в 2006г. эта цифра составила уже 12 млрд. долл. Средняя скорость появления на рынке "нанотехнологичных" потребительских товаров в последние два года составляет 3 - 4 изделия в неделю. Объем продаж товаров, произведенных с применением нанотехнологий, в 2006г. составил сумму в размере 50 млрд. долл. В докладах аналитического агенства LUX Research (США), являющегося ведущей организацией в области анализа международных нанотехнологических рынков, Россия занимает на мировом рынке нанотехнологий место в зоне "младшей лиги" рядом с Бразилией и Индией. Для того чтобы вырваться в зону "доминант", где сейчас располагаются США, Япония, Германия и Южная Корея, России необходимо удержать тот темп, с которым она взялась за освоение и развитие "нано". Догонит ли наша страна лидеров, зависит от объемов денежных вливаний в созданную госкорпорацию и от умения этими деньгами эффективно распорядиться.

"Мы должны оставаться энергетической державой, но это не означает, что мы должны просто качать нефть, мы должны быть лидерами во всех современных технологиях", - заявил помощник Президента РФ.


3.3 Развитие обрабатывающей промышленности России


Для преодоления зависимости от сырьевого экспорта следует развивать обрабатывающую промышленность России. В современной России сырьевые отрасли занимают особое положение. Их продукция преимущественно экспортируется и цена ее зависит от конъюнктуры на мировом рынке. Эта цена существенно выше равновесной цены на внутреннем рынке. Внутренние цены отчасти формируются в результате договоренности с правительством, отчасти назначаются волюнтаристически, отчасти соответствуют мировым ценам. В любом случае цены сырья и энергоносителей не соответствуют балансу спроса и предложения на внутреннем рынке РФ.

Обрабатывающая промышленность сегодня является одним из наиболее проблемных секторов российской экономики, и отношение к ее будущему варьирует в очень широких пределах - от "закрыть как ресурсорасточительный сегмент" до "сделать локомотивом роста, перераспределив природную ренту в интересах ее модернизации". Последняя цель часто рассматривается в контексте новой индустриализации, призванной восстановить в первую очередь машиностроение и, по сути, вернуться к дореформенной структуре экономики. Предлагается также перенести акцент в политике с реформирования неуспешных предприятий на создание новых компаний с чистого листа, не обремененных прошлыми проблемами, с новыми технологиями производства и управления.

Развитие этого сегмента экономики определяет позиционирование страны на мировом рынке, способствует диверсификации и устойчивости экономического развития. Несмотря на рост в обрабатывающих отраслях в 1999-2006 годах, объемы производства здесь все еще существенно ниже уровня 1990 года. При этом темпы роста обрабатывающих отраслей, за исключением черной металлургии, заметно отстают от темпов роста экономики в целом, а их доля в промышленном производстве снижается.

По оценкам экспертов Всемирного банка, уровень производительности труда на предприятиях обрабатывающей промышленности России отстает не только от развитых стран Европы, но и от стран Центральной и Восточной Европы, осуществивших переход к рынку, и от многих развивающихся стран, таких как Бразилия или ЮАР. Российские предприятия обрабатывающей промышленности по показателю производительности труда близки к китайским и индийским фирмам, но заметно проигрывают им по стоимости рабочей силы, что снижает их конкурентоспособность как на мировом рынке, так и на рынке РФ.

Ситуация усугубляется тем, что в среднесрочной перспективе объективные условия функционирования российских предприятий окажутся, вероятно, более жесткими. Российская экономика становится все более открытой как для потоков товаров, так и для иностранных фирм, работающих на территории России. Экстенсивные дешевые источники экономического роста уже исчерпаны.

Опережающими темпами будут, скорее всего, расти и цены на ресурсы для производственных целей, в первую очередь на топливо, энергию, землю и т.д. Сохранение конкурентных позиций требует значительного роста эффективности использования этих ресурсов, что, в свою очередь, предполагает коренное техническое перевооружение, смену номенклатуры выпускаемой продукции, повышение ее качественных характеристик. В противном случае российские предприятия вряд ли смогут выдержать конкуренцию с фирмами крупных развивающихся стран, таких как Китай, промышленность которого создана на более современной технической базе. Кардинальная модернизация производства невозможна без значительных инвестиций. Но при том уровне рентабельности, который характерен для большинства российских промышленных предприятий, они не являются привлекательным объектом для внешних инвесторов, а собственных средств для решения масштабных задач модернизации недостаточно.

Выходом из положения могло бы стать создание в отраслях обрабатывающей промышленности новых, высокоэффективных предприятий, не обремененных наследием устаревшей технической базы и тяжелым финансовым положением. Пока новые предприятия в основном ориентируются на внутренний рынок России и/или на импортозамещение, возникая в тех сегментах, которые относительно защищены от внешней конкуренции и не способны радикально изменить сырьевое позиционирование России в глобальной экономике. Кроме того, создание новых предприятий тормозится целым рядом факторов, в частности недостаточно благоприятным инвестиционным климатом, высокими административными барьерами, ужесточением доступа к инфраструктуре (инженерные и транспортные коммуникации, энергообеспечение) и к дешевым источникам топлива (прежде всего газа), обострением дефицита квалифицированных кадров.

"Нелицеприятная" оценка положения в российской обрабатывающей промышленности отнюдь не означает, что у нее нет перспектив. Анализ ситуации на микроуровне показывает, что за низкими средними показателями скрываются гигантские различия в уровне и динамике эффективности на отдельных предприятиях. Так, по данным обследования ГУ-ВШЭ и Всемирного банка, разрыв в уровне производительности труда между 20% лучших и 20% худших предприятий в одной отрасли составляет от 9 до 24 раз в зависимости от отрасли. Лучшие 20% работают в 2,5 - 3 раза более эффективно, чем отрасль в среднем. Межотраслевые разрывы, в уровне эффективности менее существенны, чем различия внутри отраслей.

Таким образом, российская обрабатывающая промышленность отличается значительной многоукладностыо, причем наименее конкурентоспособный сегмент попал в порочный круг неэффективности. По сути, задача повышения конкурентоспособности и заключается в том, чтобы разорвать этот порочный круг: увеличить число и повысить устойчивость конкурентных преимуществ лидеров и сократить долю неконкурентоспособных предприятий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.