Рефераты. Управление затратами на основе попроцессного метода организации строительного производства

В настоящее время в российской теории и практике управления тема управленческого учета является одной из самых дискуссионных. Прежде всего нет ясности о самом объекте (предмете) управленческого учета.

Понятие «управленческий учет» впервые появилось в России в 50-х. гг., когда на русский язык был переведен отчет английских бухгалтеров об организации управленческого учета в США. Само название понятия «управленческий учет» переведено с английского языка дословно (в оригинале — management accounting) и содержит в себе некоторое противоречие, так как с точки зрения классической российской теории управления любой учет есть функция управления, поэтому учет по определению не может быть не управленческим.

После появления этого отчета долгое время шли споры о переводе термина. Высказывалось мнение, что нужно переводить «учет в управлении», а не «управленческий учет». Но ведь любой вид учета — это система наблюдения (мониторинга) и контроля, формирующая информацию обратной связи в управлении экономическими (хозяйственными) организациями, их объединениями и более общими (народнохозяйственными) системами. Только на основе информации обратной связи невозможно решить задачи внутреннего управления хозяйственными процессами.

То есть при теоретическом и практическом рассмотрении вопросов управленческого учета существует не всегда сознаваемое специалистами и экспертами нерациональное смешение (порой подмена) понятий, инструментов, предметных областей по сути дела двух систем подходов и классификаций экономико-управленческих дисциплин — западной и отечественной.

Определение системы управленческого учета — вопрос дискуссионный. Не существует какого-либо идеального определения, которое устраивало бы всех специалистов в этой области. Мнения авторов разнятся от понимания управленческого учета в узком смысле слова, а именно как подсистемы бухгалтерского учета, включающей в себя сбор, регистрацию и, до трактовки его в широком смысле как системы управления предприятием, охватывающей все функции управления: планирование, организацию, собственно учет, контроль, анализ, принятие решений.

Б. Нидлз и др. считают, что управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего пользования руководству Управленческий учет расширяет финансовый учет и применяется прежде всего при внутренних операциях фирмы. Его цель — обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных целей.

Ч.Т. Хорнгрен и Дж. Фостер определяют управленческий учет как идентификацию, измерение, сбор, систематизацию, анализ, разложение, интерпретацию и передачу информации, необходимой для управления какими-либо объектами.

В книге "Бухгалтерский управленческий учет" М.А. Вахрушина управленческий учет определяется как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений;

Авторы книги "Управленческий учет по формуле "три в одном" к понятию "управленческий учет" относят не только систему сбора и анализа информации об издержках предприятия, но и систему управления бюджетами (то есть планирования) и систему оценки деятельности подразделений, то есть в большей степени управленческие, чем бухгалтерские, технологии.

Многочисленные определения в основном отражают функции управленческого учета в процессе управления организацией, варьируя терминологией, количеством перечислений действий учета, отличий от финансового, расстановкой акцентов.

Концепцию управленческого учета формируют его принципы, функции, цели и задачи. Постановка управленческого учета должна осуществляться в соответствии с принципами ответственности, управляемости, взаимозависимости, релевантности.

Основными объектами управленческого учета являются расходы (затраты, издержки) и доходы предприятия, а также результаты как сопоставление доходов и расходов. Кроме того, в управленческом учете обязательно выделяются такие объекты учета, как "центры ответственности" и система внутренней отчетности.

Цель управленческого учета — помочь управляющим в принятии эффективных управленческих решений.

Целями и задачами управленческого учета определяются его функции. Выделяют следующие функции:

1.                обеспечение информацией различи уровней управления,

2.                оперативный контроль,

3.                перспективное планирование.

Принципы, цели и функции управленческого учета формируют его концепцию, а концепция определяет структуру. Исходя из определений управленческого учета как интегрированной системы счетоведения, нормирования, планирования и анализа, его структуру можно представить в виде блоков (рис. 1.5).



Управленческий учет


Бюджетирование и анализ гибких бюджетов (1)


Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции (и прибыли) (2)


Подготовка информации для принятия проблемных управленческих решений (3)


Внутренний аудит и др. (4)

Рис. 1.5 Структура подсистемы управленческого учета


Основными блоками являются бюджетирование и анализ гибких бюджетов, учет затрат и калькулирование, подготовка информации для принятия проблемных управленческих решений и др. Каждый из блоков в свою очередь можно подразделить на составляющие. Например, блок (2) «Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции» представлен в виде дерева калькуляционных систем. Выделив из блока (1) бюджетирование, можно разделить его на подготовку операционного бюджета (включая составление прогнозного отчета о прибылях и убытках в части операционной деятельности); бюджета движения денежных средств, бюджета инвестиций и бюджета баланса. Блоки могут существовать обособленно, но чаще всего они взаимосвязаны.

Таким образом, под системой управленческого учета в организациях следует понимать наблюдение, оценку, регистрацию, измерение, обработку, систематизацию и передачу информации преимущественно о затратах и результатах хозяйственной деятельности в интегрированной системе учета, нормирование, планирование, контроль и анализ в целях формирования достаточной информационной базы внутренним пользователям для принятия оперативных (тактических) и прогнозных (стратегических) управленческих решений

При формировании системы управленческого учета, способной удовлетворять потребности менеджеров всех уровней управления организацией, необходимо прежде всего обеспечить сбор и классифицирование всех основных затрат, производимых в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Знание динамики основных расходов организации является главным предварительным условием для планирования затрат.

Для обозначения понятий «потребленные ресурсы» или «деньги», которые нужно заплатить за товары и услуги, используются три термина, отличия которых и область применения строго не определены, — «затраты», «издержки», «расходы».

Размеры использованного живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства. Издержки, понесенные в определенном периоде, называются затратами. Следует различать термины «затраты» и «расходы».

Затраты — стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.

Расходы представляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Такой подход называется соответствием расходов и доходов. Таким образом, в бухгалтерском учете все доходы должны соотносится с затратами на их получение, называемыми расходами.

В экономически развитых странах применяют такие методики учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, которые в наибольшей степени отвечают целям управления. Ч. Хорнгрен и Дж. Фостер сформулировали данный подход следующим образом: «разные группировки затрат для разных целей» [Хорнгрен Ч., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. – М.: Финансы и статистика, 1995. С. 31.]. Из этого следует, что в экономически развитых странах каждый хозяйствующий субъект для организации производственного учета самостоятельно разрабатывает такую номенклатуру статей затрат, которая в наибольшей степени отвечает целям управления.

Управленческий учет имеет дело с классификацией затрат, накоплением себестоимости по видам изделий и издержек, по центрам ответственности или центрам прибыли, составлением смет и отчетности о затратах и их анализом, подготовкой информации руководству для выбора оптимальных решений.

Под центром ответственности понимается сфера, участок деятельности, возглавляемый ответственным лицом (менеджером), имеющим право и возможность принимать решения.

Место затрат представляет собой территориально обособленное подразделение организации, где осуществляются расходы. Оно не всегда связано с персональной ответственностью за величину, целесообразность и экономическую обоснованность издержек.

Центр затрат представляет собой подразделение внутри предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты.

Центр инвестиций - это подразделение, руководитель которого отвечает за затраты и результаты инвестиционного процесса, эффективность использования капитальных вложений.

Центры продаж включают подразделения маркетинго-сбытовой деятельности, руководители которых отвечают только за выручку от реализации продукции, товаров, услуг и за затраты, связанные с их сбытом.

Центры прибыли представляют собой подразделения, руководители которых ответственны не только за затраты, но и за финансовые результаты своей деятельности.

Следует отметить, что как в России, так и за рубежом классификация затрат по различным признакам имеет условный характер.

В теории отечественного учета и анализа разработана классификация затрат по различным основаниям (см. табл. 7).


Таблица 7

Классификация затрат в отечественном учете

Признаки классификации

Подразделение затрат

По экономическим элементам

Материальные затраты,

Затраты на оплату труда,

Отчисления на социальные нужды,

Амортизация,

Прочие затраты

По статьям затрат

В зависимости от отрасли экономики выделяют различные статьи себестоимости

По способу отнесения на себестоимость

Прямые,

Косвенные

По отношению к уровню деловой активности

Переменные,

Постоянные

По отношению к технологическому процессу

Основные,

Накладные

По целесообразности расходования

Производительные,

Непроизводительные

По возможности охвата планом

Планируемые,

Непланируемые

По периодичности возникновения

Текущие,

Единовременные

По возможности регулирования

Регулируемые,

Нерегулируемые

По методу признания в качестве расходов

Затраты на продукт,

Затраты периода

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.