Рефераты. Управление инновациями

Таблица 1.2

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки по видам работ, млн. руб. (до 1998 г. – млрд. руб.)


Год

Всего

В том числе по видам работ

Фундаментальные исследования

Прикладные исследования

Разработки

сумма

удельный вес, %

сумма

удельный вес, %

сумма

удельный вес, %

1997

4996,9

842,0

16,8

1021,9

20,5

3133,0

62,7

1998

11672,1

1829,9

15,7

2118,1

18,1

7724,0

66,2

1999

18641,6

2952,5

15,8

3020,3

16,2

12668,8

68,0

2000

23541,9

4174,3

17,7

3958,5

16,8

15409,1

65,5

2001

24372,9

3918,6

16,1

4115,0

16,9

16339,3

67,0

2002

46412,1

6594,6

14,2

8096,4

17,4

31721,1

68,4

2003

73873,3

9875,7

13,4

12117,5

16,4

51880,2

70,2

2004

100507,4

13940,8

13,9

16506,1

16,4

70060,5

69,7


Как видно из таблицы, общая сумма внутренних текущих зат­рат на исследования и разработки за период 1997 - 2004 гг. последовательно возрастала. Вместе с тем менялась структура затрат по видам работ. Так, удельный вес затрат на фундаментальные исследования снизился за этот период с 16,8 до 13,9%. Снизился и удельный вес затрат на прикладные исследования  - с 20,5 до 16,4%. В то же время предприятия и организации увеличили на 7% долю затрат на разработки (с 62,7 до 69,7%). Это свидетельствует о понижении интереса к исследованиям как фундаментального, так и прикладного характера. Все большее внимание уделяется непосредственно разработкам новой продукции.

Необходимо учесть тот факт, что применительно к вновь учреждаемому инновационному бизнесу абсолютное большинство перечисленных источников финансирования в создании новых продуктовых линий использовать практически весьма затруднительно по следующим причинам:

1. Самофинансирование отпадает уже потому, что инновационный бизнес чаще всего представляет собой вновь начинаемое предприятие, просто не имеющее соответствующих фондов. Начальный же уставный капитал не может быть серьезным источником финансирования, так как его необходимо все время поддерживать, иначе предприятие должно быть ликвидировано. Совсем другое дело, если вновь организуемое для освоения новшества предприятие учреждается  крупной фирмой, которая способна вложить в уставный капитал дочернего предприятия значительные денежные активы в виде необходимого новому предприятию оборудования, недвижимости, прав собственности и т.п.

2. Если рассматривать привлеченные и заемные средства, то слишком велики технические риски разработки и освоения выпуска новшества фирмы, а также коммерческие риски освоения продаж, поэтому обычных кредиторов и инвесторов все это попросту отпугивает.

3. Сказывается недостаточная имущественная база (имущественное обеспечение) вновь организуемой фирмы, не успевшей еще заработать прибылей, которые капитализированы в соответствующие активы, превышающие уставный капитал предприятия.

4. По отношению к сравнительно некапиталоемким новшествам есть еще одно обстоятельство, которое практически исключает использование заемных и привлеченных средств, а также фондов самофинансирования, если они еще не накоплены в необходимом размере. Дело в том, что подобные новшества (особенно когда речь идет о выходе на рынок в порядке присоединения к имеющим коммерческий успех «пионерам» нового продукта, выявившего свою повышенную рентабельность) требуют как можно более быстрой своей реализации. Иначе свободный рынок будет занят конкурентами. В этих ситуациях нет времени на накопление достаточных фондов развития и резервных фондов из собственной прибыли. Поиск заемных средств на обычных условиях (имея в виду наличное имущественное обеспечение ссуд в виде конкретных и, как правило, специфических, т.е. недостаточно ликвидных и устраивающих только немногих кредиторов, активов, располагаемых данным предприятием) также, наверное, займет слишком много времени, не говоря уже о размещении дополнительно выпускаемых акций либо привлечения соучредителей.

Резерв времени для освоения новшества с использованием стандартных источников его финансирования, как и сам объем прогнозируемого на новый продукт платежеспособного спроса должен выявляться по результатам специально проводимых маркетинговых исследований. Эти исследования (так называемый инновационный маркетинг) имеют значительную специфику, если рассматриваемый продукт, будучи новшеством для рынка, еще не достаточно известен потребителям (особенно в случае, когда даже в пробном порядке — через выставки, публичные испытания — не прошел предварительного размещения на рынке). Они опираются не столько на «лобовые» опросы по поводу цены и соответствующего ей вероятного объема покупок, сколько на основательную аналитическую обработку ответов потенциальных покупателей на вопросы, которые касаются особым образом синтезируемых показателей технико-экономического уровня новшества и предпочтений участников целевых сегментов его рынка по поводу уровня этих показателей и способов распределения бюджета вероятных покупателей.

Таким образом, источников финансирования инновационного бизнеса может быть лишь очень немного. Главными из них служат по сути, два:

• средства самих учредителей предприятия, создаваемого для освоения новой продукции, а также связанных с ними («аффилированных») лиц, т.е. родственников, друзей, соавторов разработки новшества (для частных учредителей), либо других, контролируемых тем же инвесторами, фирм (для институциональных учредителей);

• средства сторонних специализированных инвесторов и кредиторов, анализирующих достаточно глубоко и на основе дополнительной предоставляемой информации (технико-экономического обоснования, бизнес-плана) возможную степень доверия, как к самим инициаторам проекта инновации, так и к данному проекту.

При этом мотивацией для сторонних инвесторов и кредиторов, связанных, однако (особенно не экономически, на основе личных отношений), с инициаторами инновационного бизнеса, зачастую служат факторы, не имеющие прямого отношения к проекту инновации как к таковому, например, если речь идет о средствах родственников, желающих помочь близкому человеку.

Капиталовложения прочих соавторов разработки осваиваемого новшества по преимуществу также не имеют под собой экономического обоснования. Здесь скорее сказывается слепая вера со­авторов в перспективы плодов своего творческого труда, которая толкает к риску своими сбережениями инициаторов и основных учредителей инновационного предприятия, если они — авторы соответствующих базовых изобретений и ноу-хау. Характерно все же, что средств инициаторов инновационного бизнеса и связанных с ним лиц не хватает для доработки и освоения капиталоемких инноваций.

Поэтому особое внимание должно быть уделено реальности получения финансирования от рисковых инвесторов — независимых, профессионально анализирующих проект рискованной инновации акционеров, пайщиков и в ряде случаев кредиторов, предоставляющих инвестиционный кредит под перспективный, с их точки зрения, проект без достаточного имущественного обеспечения, но по резко повышенному, компенсирующему кредитный риск проценту.

В частности, интересна такая схема финансирования инновационного предприятия, когда его инициаторы ищут инвесторов (соучредителей новой фирмы), от которых ожидают оплаты акций (паев) предприятия в денежной и/или натуральной (оборудованием, недвижимостью) форме, а сами способны вложить во вновь учреждаемую часть лишь собственные нематериальные активы (так, у авторов разработки новшества ими будут принадлежащие авторам патенты на изобретения, держащееся в секрете ноу-хау). Эти нематериальные активы могут быть, конечно, оценены в стоимостном выражении (что и определит долю авторов разработки в предприятии). Однако решающим для судьбы предприятия в этой схеме все же остается привлечение инвесторов с реальными деньгами и прочими материальными активами.

Универсальность функций инвесторов проявляется в полном участии в инновационном бизнесе:

• в оценке инвестиционной стоимости предприятия;

• в привлечении средств за счет дополнительной эмиссии акций;

• в управлении активами инновационного субъекта.

Инвестор, который покупает акции (паи) новой бизнес-линии, может продолжить участие в этом бизнесе или на определенном этапе продать его в момент достижения максимальной прибыльности от инновации. При этом величина инвестиции, на которую изначально пойдет инвестор, определяется как сумма, меньшая, чем стоимость бизнес-линии при продаже. Соответствующая разница должна быть такой, чтобы, как минимум, обеспечить ставку доходности с учетом инвестиционных рисков.

Инвестиционные коммуникации, посредством которых создаются условия для долгосрочного вложения средств и становления экономических отношений между собственниками новшества капитала, усложняются из-за необходимости создания рациональной схемы финансирования. Существенные по характеру масштабам нововведения используют множество финансовых источников и различных финансовых агентов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.