Таблица
19 – Преимущества и недостатки методов обучения
Преимущества в
обучения
Недостатки в
обучении
Обучение на
рабочем месте
Содержание
курсов и время их проведения могут быть приспособлены к потребностям
организации.
Участники
встречаются только с работниками этой же организации.
Участники
могут быть отозваны простым уведомлением в связи с производственной
необходимостью решить возникшие на работе проблемы.
Участники
могут быть отозваны простым уведомлением в связи с производственной
необходимостью решить возникшие на работе проблемы.
Могут
использоваться реальное технологическое оборудование, имеющееся в Вашей
организации, а так же процедуры и/или методы выполнения работ.
Участники
могут чаще отрываться от обучения простым уведомлением, чем в случае, если
оплачены внешние курсы с использованием безвозвратной формы оплаты.
Может
быть экономически выгодным, если имеются достаточное количества работников с
одинаковыми потребностями в обучении, необходимые средства, преподаватели,
которые смогут провести обучение на предприятии.
Участники
могут неохотно обсуждать некоторые вопросы, открыто и честно в среде своих
коллег или в присутствии менеджера.
Обучение вне
рабочего места
Участники
могут обмениваться информацией, делиться проблемами и опытом их решения с
работниками других организаций.
Вряд ли
точно соответствует потребностям организации.
.
Участники
могут быть отозваны простым уведомлением.
Участники
могут быть отозваны простым уведомлением.
Может
использоваться дорогостоящее учебное оборудование, которое, возможно,
окажется недоступным в стенах вашей организации.
Если
участники были отозваны с курсов, оплата может быть и не возвращена.
Квалифицированный
обучающий персонал может быть доступен вне стен организации, а не внутри
организации.
Доступность
и частота, обычно установлены внешней организацией.
Может
быть более экономически выгодным, если вы имеете небольшое количество
работников с одинаковыми потребностями в обучении.
Высокие
затраты на привлечение.
В
сравнительно безопасной нейтральной обстановке участники могут более охотно
обсуждать какие-то вопросы.
Социально-психологический
климат.
Переходить от обучения на учебных примерах к непосредственному
выполнению работы легче, если учебный материал
непосредственно связан с работой.
В
таблице 9 перечислены основные преимущества и недостатки способов предоставления
обучения. Большая часть из них
подтверждается опытом многих организаций. Перечисленные выше методы
могут быть скомбинированы между собой. К сочетанию этих двух методов можно
отнести брифинги, программируемое обучение, лекции, обучение с помощью
компьютера, практические занятия,
дистанционное обучение.
Хотя развитие техники в перспективе
будет оказывать все большее влияние на процессы обучения, оно вряд ли сможет
полностью исключить личные контакты человека с человеком. Это еще раз
подчеркивает важность роли руководства в процессе подготовки персонала.
Разработка учебных материалов
предполагает:
- определение списка тем для изучения
исходя из поставленных целей;
- определение приоритетности тем: что
обязательно для обучения,
- разработку плана проведения
занятия, создания наглядных и раздаточных материалов;
- проверку соответствия
подготовленных материалов поставленным целям.
Проведение обучения – это организация
обучения, подготовка расписания, помещения, необходимого оборудования,
извещение участников о времени, месте и целях обучения, проведении обучения.
Следует подчеркнуть, что оценка
эффективности и обратная связь должны присутствовать на всех этапах разработки
учебной программы. Обучение - это не статичная модель, а динамический процесс,
в котором все этапы тесно взаимосвязаны.