Рефераты. Стратегическое совершенствование МОУ "Гимназия № 45" г. Барнаула на 2002–2007 годы

Профессионально-педагогические установки педагогов гимназии на восприятие ученика в % (по состоянию на январь 1998 г.)

Активно – положительные – нет

Ситуативные – 15%

Функциональные – 28%

Безразличные – 2%

Скрытно-отрицательные – 55%

Открыто-отрицательные – нет

Поэтому технологическая готовность педагогов, владение личностно ориентированными технологиями и методиками обучения неадекватны психологической готовности выстраивать субъект – субъектные отношения. При сохранении актуальности поставленной цели по переходу на качественно новый уровень содержания образования, соответствующие ему технологии, методики предстоит учесть данное смещение акцентов, когда на первый план выдвигаются задачи не освоения новых технологий, методик, а продолжения работы по постепенной перестройке психологии педагогов, их установок на восприятие ученика. Во многом эта задача связана с одной из ведущих целей, сформулированных и предыдущей программой развития: создание условий для освоения учениками различных типов деятельности с целью его саморазвития, самоопределения, задания его личной жизненной траектории.

В реализации данной цели гимназия сделала огромный шаг, фактически перестроив подход в организации углубленного изучения предметов. Удалось решить противоречие между миссией гимназии, которая предполагает универсальное образование и профильным обучением с введением углубленного изучения отдельных предметов и курсов. Таким выходом стало создание индивидуальных профильных учебных блоков-модулей в 10-11х классах. Учащиеся, оставаясь в своих классных коллективах, изучая все предметы учебного плана в полном объеме (универсальное образование) за счет часов школьного компонента учебного плана выбирают курсы для углубленного изучения (от 3 до5 часов в неделю). Набор предметов достаточно широк, преподавание таких углубленных курсов обеспечивают учителя гимназии и преподаватели вузов. Выбор практически неограничен, в отличие от профильных классов, где углубленное изучение одних предметов осуществляется за счет сокращения часов на изучение других. Ставка на универсализм образования в условиях превращения большинства институтов в университеты, с одной стороны, и в условиях предоставления свободы выбора ученику, с другой стороны, себя оправдала. Набор предметов в таких учебных модулях: русский язык – математика, математика – иностранный язык, обществознание – информатика и т.п. свидетельствует о том, что подобная система действительно помогает строить обучение с учетом интересов, склонностей учащихся. Профильные блоки по большинству предметов разноуровневые (2х, 3х уровневые), что помогает учесть и степень подготовки учеников, и их ориентацию на последующее вузовское образование.

Данная схема, ориентированная на возможность самоопределения, основанная на свободе выбора старшеклассника, привела к перестройке системы работы с одаренными детьми. Эта система факультативов, начиная с начальной школы, сочетающаяся с деятельностью кружков, клубов студий. Сложившееся в гимназии клубно-студийное пространство, вытекающее из учебной деятельности, не только учебную деятельность расширяет и дополняет, но и влияет на ее содержание. Фактически профильные учебные блоки для многих учеников гимназии становятся завершающим этапом, влияющим на жизненный выбор по окончанию гимназии. Сложившееся единое образовательное пространство, взаимосвязь и взаимовлияние учебной и внеурочной деятельности, развивающаяся в последние годы активно внутрипредметная и межпредметная связь подвели гимназия к созданию интегративной модели образовательного учреждения. Чему в немалой степени способствовала и перестройка системы воспитательной работы. Традиционная общешкольная игра «Хоровод талантов», сложившиеся не в результате внешнего влияния, а в результате развития детского самоуправления детские общественные организации «Бригантина», «МОГУ», клуб старшеклассников «Образ», выведший учеников гимназии за рамки гимназии, сделавший наших учеников активными участниками районных и городских творческих мероприятий – неполный перечень того нового, что появилось в воспитательной работе. Изменяются и формы , и содержание воспитательной деятельности: школьный хор преобразовался в вокально-хоровую студию, включающую в себя несколько творческих колективов. Кружок шитья превратился в великолепный театр моды «Сам себе кутюрье». Спортивный клуб «Фанат», клуб психологов – это не кружки, замкнутые на себе, а объединения ребят, активно влияющих на жизнь гимназии. В силу этого возможно говорить о том, что гимназия вышла на реализацию ведущей цели – создания условий для освоения учениками различных типов деятельности с целью их саморазвития, самоопределения, самореализации. Сложившаяся интеграция урочной и внеурочной деятельности, широкий спектр объединений и коллективов учащихся, туры школьной игры ориентированные на то, чтобы могли себя проявить дети с разными склонностями и способностями позволяют помочь каждому ученику в выстраивании его личной жизненной траектории. В 2001 г. оформилась новая модель воспитательной работы, ориентированная на то, чтобы каждый ученик действительно смог себя реализовать, еще обучаясь в гимназии.

Работа над реализацией данной цели выявила ряд проблем, которые гимназии предстоит в дальнейшем решать. Проблема классного руководителя. Если учитель-предметник получил в руки целый спектр обучающих технологий, методик, за ним остается только выбор и дальнейшая реализация их в повседневной деятельности. То классный руководитель, педагог дополнительного образования пока такого выбора форм, методик, технологий воспитательной работы не имеют. Созданная модель воспитательной работы предусматривает поэтому не только направления и формы работы с учащимися, но предусматривает и перестройку системы работы с классными руководителями, с педагогами дополнительного образования.

Проблема вовлечения родителей в образовательное пространство гимназии, превращение их в полноправных участников образовательной деятельности, неподменяющих учителей и классных руководителей, а их активных союзников. Во многом от родителей зависит внешний облик гимназии, ее кабинетов, рекреаций, коридоров. От их помощи, участия зависит, будет ли интересной жизнь в классе, в школе. Дети живут днем сегодняшним, поэтому их поощрение, стимулирование активной общественной жизни во многом зависит от поддержки родителей. Пока это остается проблемой, хотя есть сдвиги благодаря деятельности Попечительского совета. Одна из причин отстраненности родителей, помимо сложившегося стереотипа мышления некоторых родителей, рассматривающих школу как «камеру хранения», куда сдают на день детей, является психологическая установка многих педагогов, часто видящих в родителях не помощников, даже помеху в работе с детьми.

Проблема материально-финансового обеспечения образовательного процесса в целом, которая усугубляется в условиях, когда финансирование воспитательной работы вообще никак не осуществляется, за исключением доплат за классное руководство. Частично эта проблема решается за счет тесного сотрудничества с районным и городским центрами детского творчества. Частично за счет помощи родителей. Но этого недостаточно, поэтому эта проблема сохраняет свою актуальность. Часть мероприятий, деятельность отдельных кружков финансируется как дополнительные платные услуги. Но так как большинство семей учащихся – служащие, бюджетники, то и этот канал финансирования не будет в ближайшей перспективе расширяться. Данная проблема мешает решению такой задачи, как собственная издательская деятельность, как создание современного внешнего оформления школьных помещений.

При рассмотрении реализации ведущих целей происходит постоянное обращение к личности учителя. В программе развития, поэтому одной их ведущих целей определена такая как создание условий для самореализации учителя, для раскрытия творческого потенциала каждого учителя. Осуществление данной цели предполагало решение такой задачи, как выявление степени принятия миссии школы, стратегии и тактики ее реализации. Данные, представленные в мониторинговой карте позволяют сделать вывод, что стратегия развития гимназии (ориентация на педагогику недирективную, на личность ученика) на уровне сознания принимается 100% педагогов, но 86% педагогов сохраняют (пусть не очень высокую степень) принятия ценностей директивной педагогики. Поэтому говорить о невозможности возвращения к старой школе, основанной на восприятии ученика как объекта обучения, пока рано. Диагностическая карта педагога учитывает роль отдельного педагога в создании образовательного пространства гимназии. Поэтому легче поддается оценке деятельность всего коллектива. В ходе участия в краевом конкурсе «Школа года – 2000» все члены краевого жюри отмечали особый дух гимназии, для каждого характерны чувства сопричастности учителей и учеников, взаимоуважение, определенный уровень воспитанности, доброжелательность.

Задача сохранения, поддержания такой атмосферы во многом зависит от жизненного тонуса учителя, либо работника гимназии. Но среди задач, направленных на создание условий для учителя, пока не удалось решить такую, как формирование системы материального стимулирования специалистов из-за жесткой ограниченности финансовых возможностей.

Программа развития гимназии. Помимо определения целей и задач, рассматривала и вопросы перестройки системы управления. За прошедший период изменилась сама структура управления.

В 1995 году она выглядела следующим образом:


Директор

 

Психологическая служба

 
Попечительский совет
Совет школы
 

НМС

 

Служба диагностики

 

Служба здоровья

 

Заведующие кафедрами

 

Классные руководители

 

Учителя-предметники

 
 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.