Рефераты. Стратегическое совершенствование МОУ "Гимназия № 45" г. Барнаула на 2002–2007 годы

Особенность учебниками из библиотечного фонда – 80%. Фонд учебников сокращается из-за списания устаревших учебных пособий. Фактически централизованно прекратилась поставка учебников нового поколения.


Социум микрорайона


1.     Социальная карта микрорайона:

-  География: центральная часть города, ограниченная пл.Октября и пл.Советов, пр-т Ленина (четная сторона), пр-т Комсомольский и Сибирским от ул.Советская (нечетная сторона) до ул.Димитрова, включая постройки АлтГТУ.

-  Микрорайон насыщен учреждениями и организациями, численность которых за 5 лет выросла.

ВУЗы

1- АлтГТУ 2- АлтГТУ АГИИК ССУЗы 2 – строительный

2 - строительный текстильный текстильный

Административные 1 – администрация района. 1 – администрация района

1 – комитет по образованию 2 – комитет по образованию города района

Организации

– Барнаулэнерго

1 – ГУВД Алт.края  1 – ГУВД Алт.края

1 – Главпочтампт 1 – Главпочтампт

1 – Городская телефон 1 – Городская станция телефонная

1 – Переговорный центр 1 – Переговорный центр

Учреждения

1 – роддом №2 1 – роддом №2 здравоохранения 1 – краевой диагност.

1 – краевой диагност. центр центр 1 – горбольница

 скорой помощи 1 – Ж/д больница

Общежития

1 – АГМУ 1 – АГМУ 1 – АлтГТУ 1 – АлтГТУ

1 – радиозавод

Предприятия 1 – БЛВЗ

Учреждения культуры 1 – театр муз.комедии

1 – камерный оркестр

Учреждения образования:

1 – ГДЮЦ 1 – гор.психолого-педцентр, 1 – ПТУ-19, 3 – МДОУ (127, 133, 120) 3 – МДОУ (127, 133,120)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

-  Большинство первых этажей жилых зданий в микрорайоне занято магазинами, коммерческими организациями.

-  Микрорайон застроен в 50 – 60ые годы, нового строительства жилья не ведется, поэтому большинство жителей пенсионного и предпенсионного возраста, число учащихся 1 класса сокращается.


2. Зоны социального риска


1996 г.- парк «Октябрьский»

- двор магазина «Старт»

  - район частной застройки от ул.Путиловская до ул.Крупской

- площадь у кинотеатра «Россия», кафе «Петушок»

- общежитие радиозавода

2001 г.- двор магазина «Старт»

- район частной застройки от ул.Путиловская до ул.Крупской

- площадь у кинотеатра «Россия»

- кафе на пл.Советов

- дендрарий гимназии.


Ш. Основные цели и задачи программы (стратегического плана) развития гимназии на 1995–2000 г.г. и степень их реализации.

Программой развития, утвержденной в 1994 г., определены:

1.         миссия школы – готовить выпускников, способных обучаться в любом вузе страны;

2. основные цели по осуществлению миссии:

-      обеспечение государственного стандарта образования;

-      переход на качественно новый уровень содержания образования, соответствующие ему технологии, техники, методики;

-      создание условий для освоения учеником различных типов деятельности с целью саморазвития, самоопределения, задания его личной жизненной траектории;

-      создание условий для самореализации учителя, для раскрытия творческого потенциала каждого учителя;

3. основные ценностные ориентации в деятельности школы:

-      личность, способная к самоопределению, саморазвитию, самореализации;

-      мировые нормы общей и профессиональной культуры.

Для каждой цели сформированы задачи краткосрочные,

среднесрочные, долгосрочные.

Анализ данных концептуальных положений позволяет сделать следующие выводы:

1.     Сохраняется не только актуальность миссии, целей и нравственных

ценностных ориентиров, но со временем возросла их значимость, не только для гимназии.

В условиях сокращения рождаемости и, соответственно, численности учащихся начальной школы отмечается привлекательность гимназии для учащихся старших классов. Число классов в параллелях 10-11х классов выросло с 3 до 5. Многих старшеклассников и их родителей привлекают сочетание принципов универсального образования с принципом свободы выбора курсов для углубленного изучения при сохранении классных коллективов, индивидуального подхода в обучении с учетом склонностей и способностей учеников.

1997 - 1998 учебный год: 170 учащихся старшей ступени

1998 – 1999 учебный год: 195 учащихся старшей ступени

1999 – 2000 учебный год: 209 учащихся старшей ступени

2000 – 2001 учебный год: 240 учащихся старшей ступени

на 01.09.2000 год: 250 учащихся старшей ступени

За 5 лет численность учащихся старшей ступени выросла на 80 человек.

80% и более выпускников продолжают обучение в том числе за пределами города, края, страны.

Таким образом, гимназия успешно осуществляет свою миссию, обучая всех детей микрорайона без конкурсного набора.

Возросла актуальность задачи обеспечения государственного стандарта в связи с переходом к системе централизованной итоговой аттестации выпускников. Тестирование выпускников 2000 года, проведенное АКИПКРО, результаты ежегодной итоговой аттестации и вступительных экзаменов. В ВУЗы (данные приведены мониторинговой карте), в том числе медалистов подтверждают, что гимназия решает данную цель. В ходе достижения этой цели были решены поставленные по времени задачи. Педсовет «Стандартизация и мониторинг уровня образования» (ноябрь 1998 г.), посвященный содержанию, функциям, компонентам государственного стандарта, работа, проводимая кафедрами по различным направлениям обеспечения требований временного стандарта привела к тому, что в практику педагогов гимназии вошли технологии и методики, способствующие и усвоению, и контролю за усвоением стандартов (методика уровневой дифференциации, тестовая методика, модульная технология и другие). Опыт кафедры общественных дисциплин, первой в районе перешедшей на концентрическую структуру исторического образования обобщен в ходе районного семинара (2000) и представлен на районной методической выставке. Успешный опыт педагогов гимназии по оцениванию результатов учебного процесса, представленный на педсовете в феврале 2001 г., показал, что у многих педагогов сложилась система диагностики с учетом уровня классов и особенностей учащихся (на педсовете – методическом дне в ходе открытых уроков и в виде видеофрагментов уроков был представлен опыт 16 учителей гимназии).

В тоже время данная задача остается актуальной в связи с процессами в народном образовании, направленными на перестройку всей системы итоговой аттестации выпускников. В связи с изменением форм проведения итоговой аттестации как основного вида контроля за усвоением госстандарта на ближайшие 5 лет данная цель остается одной из ведущей в деятельности гимназии, но видоизменяются задачи по ее реализации, так как ранее поставленные задачи в основном решены.

Не менее актуальной остается и такая цель, как переход на качественно новый уровень содержания образования, соответствующие ему технологии, техники, методики. Определенные программой развития краткосрочные и среднесрочные задачи решены. Во-первых, большинство педагогов (на разном уровне) признают ценности недирективной педагогики, чему в немалой степени способствовало внедрение в практику гимназии личностно-ориентированных методик и технологий, направленных на развитие ребенка в зоне его ближайшего развития (по Выготскому): развивающая методика Л.В. Занкова, ее выход за рамки начальной школы, методика полного усвоения, новая технология литературного образования, уровневая дифференциация, интенсивная технология обучения иностранным языкам, модульная технология, программированное обучение и др. Учебники нового поколения, знакомство с опытом коллег в школе, районе, крае, участие в экспериментальной деятельности, в том числе по апробированию регионального компонента содержания образования (история Алтайского края, региональная программа и учебник по обществознанию, авторского коллектива АГУ под руководством Григорьева, региональный компонент в обучении русскому языку) также способствовали решению сквозной задачи – выделению сущности нового качества содержания образования: Педагоги гимназии не только прошли обучение на курсах, семинарах, в районных школах-лабораториях, но и их многим проблемам активно участвуют в деятельности творческих микрогрупп. Что явилось результатом решения еще одной задачи – перестройки системы повышения квалификации педагогов. В гимназии сложилась новая система повышения квалификации, в основе которой лежит создание «мест демонстрации успешности учителя» с последующим выходом к созданию «мест подготовки будущего успеха». Создана концепция научно-методической работы, что позволило решить и такие долговременные задачи по данному направлению деятельности, как создание системы диагностики профессионального уровня педагогов ее результаты представлены в мониторинговой карте, и на ее основе перейти на такую систему работы с кадрами, которая учитывает различные квалификационные уровни и их индивидуальные потребности через создание на основе диагностики микрогрупп и систему отчетов педагогов по участию в опытно-экспериментальной и методической работе гимназии и творческих отчетов предметных кафедр по различным направлениям их деятельности. Кафедры гимназии достигли уровня, позволяющего им не только представлять свой опыт работы перед коллегами в школе, но и выходить за рамки гимназии. Только за 1999 – 2000 и 2000 – 2001 учебные годы кафедрами были подготовлены и проведены 6 районных семинаров и 4 краевых. Наиболее активны кафедры гуманитарных дисциплин, математики и информатики. Поэтому можно говорить и о решении такой сквозной задачи как овладение педагогами гимназии новыми методиками и технологиями, соответствующими новому качеству образования. Решена долговременная задача: создана методическая служба, способная оказать помощь учителю в овладении новыми методиками и технологиями. При этом экспериментальная работа гимназии в данном направлении вышла на этап массовой практики внутри гимназии и на этап распространения опыта во внешних структурах. В 2000 и 2001 годах опыт педагогов был представлен на Сибирской ярмарке образовательных услуг (два диплома и малая золотая медаль) и на краевой образовательной выставке (три лауреата и один дипломант).

Анализ деятельности гимназии по реализации такой цели как переход на качественно новый уровень содержания образования, соответствующие ему технологии, техники, методики позволяет выделить ряд проблем.

Главная из проблем в том, что министерство на основе разрабатываемой новой концепции российского образования начинает очередной этап реформирования системы образования. Поэтому коллективу педагогов гимназии предстоит знакомство с новой моделью российского образования. Определение вектора преобразований позволяет сделать вывод о том, что гимназия в своем развитии движется в том же направлении, когда в центре системы образования находится личность ученика. А это один из главных ценностных ориентиров гимназии.

Следующая проблема заключается в том, что, несмотря на то, 100% педагогов признают ценности недирективной педагогики, субъект – субъектных отношений, 83% на разном уровне, но признает ценности директивной педагогики (см. мониторинговую карту). То есть психологическая перестройка педагогов не завершилась. С одной стороны такой перестройке мешает, в основном сохраняется система подготовки специалистов в вузах, где хотя и идет знакомство студентов с новыми методиками и технологиями, но в основном сохраняется ориентация на субъект – объектные отношения в процессе обучения и воспитания. Поэтому молодые специалисты и ветераны педагогического труда отличаются высоким уровнем принятия ценностей директивной педагогики. С другой стороны, психологические установки на личность ученика пока сформированы у большинства педагогов на уровне сознания, о чем свидетельствуют данные исследования, проведенные кафедрой психологии БГПУ:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.