в) По формированию прикладных знаний и умений учащихся в области здоровья в гимназии внесены коррективы в КЦП «Здоровье и здоровый образ жизни». С 1 по 7 класс завершен переход на интегрированный региональный курс «Человекознание» (под руководством Колмогоровой, БГПУ). Команда старшеклассников заняла П место на этапе «теоретическая подготовка» районных соревнований «Школа безопасности» по курсу ОБЖ.
г) Часть выпускников прошла централизованное тестирование в ВУЗах города.
Результаты централизованного тестирования. (Максимальный балл – 100)
Кол-во Предмет Среднее значение балла/
выпускников школьный балл
7 Русский язык и литература 54,6/ 4
2 Математика 60,5/ 4
3. Характеристика состояния здоровья
Таблица 1. «Состояние здоровья учащихся»
Параметры
Годы
Нервно-психические заболевания
Нарушение осанки, сколиоз
Вегето-сосудис-тая дистония
Плоскостопие
Наруше-ния зрения
Нарушения слуха
Наруше-ния речи
1997-1998
22
156
15
76
176
--
80
1998-1999
38
175
29
150
74
1999-2000
58
214
46
60
169
69
2000-2001
42
198
37
65
111
85
2001-2002
Таблица 2. «Состояние здоровья учащихся 1-х классов по состоянию на 1сентября»
Кол-во
уч-ся
в 1-х кл.
Нервно-психические
заболевания
Нарушения зрения
Нарушения речи
1998
8
5
2
1999
49
7
2000
68
1
6
2001
Выводы: а) Наблюдается ухудшение состояния здоровья учащихся 1-х классов: 1998 г. – каждый третий ребенок с нарушением здоровья,
1999 г. – 2,6, 2000 г. – 2.2 ребенка имели нарушения здоровья. Из 7 видов заболеваний представлены в 1998 г. – 4 вида, в 2000 г. – 6 видов.
б) Анализ здоровья учащихся в течение их обучения позволяет выявить рост таких видов нарушений здоровья, как нарушение осанки, ВСД, нарушения речи, нервно-психических заболеваний, при стабильном числе нарушений зрения.
в) Большая часть нервно-психических заболеваний выявляется при обучении в 1 – 2 классах, что свидетельствует о недостаточном внимании к здоровью дошкольников. Большинство детей с нарушением осанки имеют ПШОП (патологии шейного отдела позвоночника) как следствия родовых травм. В гимназии разработана и реализуется специальная программа помощи детям с ПШОП и их родителям.
4. Результаты исследований психического, психологического здоровья учащихся гимназии
Исследования по выявлению отношений учащихся к гимназии:
Вопросы анкеты для учащихся
Результаты обработки анкеты
1. Что вы больше всего цените в учителе?
11 кл.: доброту, взаимопонимание, педагогический талант.
10 кл.: доброту, умение преподавать, справедливость.
9 кл.: доброту, умение преподавать, понимание
7 кл.: доброту, умение учить, справедливость.
5 кл.: доброту, умение учить, понимание.
2. Что по мнению детей, учителя больше ценят в учениках?
11 кл.: ум, знания, старательность.
10 кл.: знания, ум, старательность
9 кл.: знания, трудолюбие, поведение.
7 кл.: поведение, ум, знания.
5 кл.: ум, знания, послушание.
3 кл.: ум, ответственность, знания.
3. Ученики не любят, когда учитель …
кричит на учеников;
ставит плохие оценки совершенно несправедливо;
занижает оценки, ставит плохую оценку и радуется этому;
выбирает себе любимчиков;
меняет свою точку зрения;
не дает ни единого шанса провинившемуся;
срывает зло на детях, обзывает детей;
плохо объясняет, а на дом задает много работы;
ненавижу, когда учитель видит, что я не знаю, и спрашивает;
некоторые учителя похожи на змей;
некоторые учителя злюки: ставит плохую оценку и радуется этому;
опаздывает и часами болтает во время урока;
задает слишком много;
орет на меня и не дает досказать мысль;
унижает перед всем классом;
равнодушный некультурный;
упоминает про зарплату;
не любит детей, не понимает;
выставляет на посмешище, унижает;
не обращает внимания на проблемы класса;
ведет себя вульгарно;
ест во время урока, жует резинку;
все учителя продажные;
несправедливо ставят оценки.
5. Психологический климат в детских коллективах
Под психологическим климатом понимают эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения.
В 1998-99 году служба поставила задачу определить причины, влияющие на психологический климат в коллективах. Анализ анкет детей, родителей и педагогов школы позволили сделать следующие выводы:
- Ведущую роль в создании комфортного психологического климата в детском коллективе играет классный руководитель.
- Общественная активность детей также влияет на психологический комфорт.
- Успеваемость детей по школьным предметам.
- Родители учащихся оказывают влияние на психологический климат в классах.
Поэтому мы определили ряд мер, направленных на улучшение психологического климата в детских коллективах, ведь уменьшение конфликтных ситуаций – серьезная практическая проблема, стоящая перед психологами школ и классными руководителями.
Результаты социометрических исследований, регулярно проводимых МПС службой показывают, что в половине классов сложились коллективы с равномерной структурой, где больше половины составляют лидеры и предпочитаемые.
На диаграммах представлены результаты социометрических исследований 1996-97 учебного года и 1999-2000 учебного года в сравнении.
Анализ полученных данных показывает, что в целом психологический климат в классах (4 из 7 в 1996-1997 учебном году и 5 из 9 в 1999-2000 учебном году) достаточно благоприятный, тем не менее, есть классы, требующие внимания психолога и классного руководителя.
О психологическом климате в детских коллективах также можно сделать вывод с помощью анкеты, в которой дети рассказывали какие чувства они испытывают, находясь в группе одноклассников во внеурочное время: (опрошено 270 учеников 5,6,7 классов)
Радость 137 чел.
Спокойствие 90 чел.
Уверенность 110 чел.
Заинтересованность 44
Коллективизация 14
Безразличие 56
Раздражение 12
Страх 8
Отвращение 6
Отношение к школе
Согласно результатам анкетирования детей и родителей у 83% учащихся отмечено позитивное отношение к школе, а безразличное или отрицательное у 17%.
6. Сфера познавательных интересов
В течение ряда лет психолого-социальная служба проводила исследования, позволяющие определить сферу познавательных интересов учащихся нашей гимназии: Цветовой тест Люшера, позволяющий определить отношение ребят к различным школьным предметам (1995, 1996, 1997, 1998 г.г.), анкета, показывающая эмоциональное состояние детей на различных уроках (1998-1999 учебный год) и характер взаимоотношений между учителем и учениками (1998-1999 учебный год)
Анализ анкеты показал, что существует множество факторов, влияющих на эмоциональное состояние детей на уроках, на их отношение к (школьным) предметам: 1) сам учебный предмет (у каждого ученика разные способности, например к математике);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13