Рефераты. Роль стимулирования персонала в повышении эффективности работы предприятия (ОАО "СургутГазпром&...

Роль стимулирования персонала в повышении эффективности работы предприятия (ОАО "СургутГазпром&...

 

 

 

 

 

Роль стимулирования персонала в повышении эффективности работы предприятия (ОАО «СургутГазпром»).

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3

1. Рынок труда и эффективность работы предприятия......... 6

1.1 Понятия и определения рынка труда...................................................... 6

1.2 Конкуренция на рынке труда................................................................ 13

1.3 Предприятие как производственная система....................................... 18

1.5 Мотивация и стимулирование персонала в повышении эффективности работы предприятия................................................................................................... 27

Выводы по первому разделу.......................................................................... 35

2. Направления совершенствования мотивации и стимулирования труда персонала ООО «СургутГазпром»..................................... 37

2.1. Социологические исследования действующих механизмов мотивации и стимулирования труда в ООО «СургутГазпром»...................................... 37

2.2. Методика оценки эффективности труда в ООО «СургутГазпром».... 49

2.3. Методика мотивации и стимулирования труда персонала в ООО «СургутГазпром»..................................................................................................................... 56

2.4. Совершенствование правового поля мотивации и стимулирования персонала в ОАО «СургутГазпром»........................................................................................ 59

Выводы по второму разделу.......................................................................... 64

 3. Повышение эффективности работы предприятия, как результат стимулирования персонала в ООО «СургутГазпром».......... 66

3.1. Повышение объема прибыли............................................................... 66

3.2. Введение бестарифной оплаты труда................................................... 69

3.3 Планирование численности работников и производительности труда 75

Выводы по третьему разделу......................................................................... 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................... 82

ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................................................. 87


ВВЕДЕНИЕ


Одним из ключевых факторов производства любого вида товаров и услуг наряду с инвестиционным капиталом (основными фондами и оборотными средствами) являются трудовые ресурсы. В современных условиях именно трудовые ресурсы рассматривают как наиболее ценный капитал, которым располагает предприятие. Научно-технический прогресс и связанное с ним резкое увеличение доли наукоемких технологий обусловливает рост требований к профессиональным, социально-психологическим качествам и культурному уровню работника. Эффективное управление трудовыми ресурсами как особая функция деятельности, связанной с наймом работников, их обучением, оценкой и оплатой их труда, является важной предпосылкой для эффективного функционирования производства. Подготовленные и квалифицированные работники, находящиеся в штате предприятия, называются его персоналом, или кадрами.

Таким образом, функционирование производства всегда связано с людьми, которые работают на предприятии. Правильные принципы организации производства играют, конечно же, важную роль, но производственных успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации.

Трудовые отношения – едва ли не самая сложная проблема предпринимательства, особенно когда коллектив насчитывает большое количество человек. Трудовые отношения охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса.

Организация труда на предприятии призвана создавать нормальные для человека условия труда, заинтересованность работника в результатах труда и в результатах работы предприятия. Кроме того, организация труда призвана создавать на предприятии системы труда, повышающие доход предприятия. Мотивация является одним из основных факторов, определяющих эффективность трудовой деятельности.

Проблемам управления персоналом были посвящены труды таких отечественных и зарубежных ученных как Куликов Г.Т., Щёкин Г.В., Румянцева З.П., Маслоу А., Литвак Б.Г. (исследовали проблемы мотивации); Богатко А.Н., Белоусова С.В., Полонский В.Г., Белоусов А.М., Маслова И.С. (управления производством и персоналом); Эренберг Дж., Смит С. (вопросы экономики труда)

Объектом исследования является экономическая деятельность предприятия.

Предметом исследования являются подходы к стимулированию персонала предприятия с целью повышения экономической эффективности его деятельности.

Целью данной дипломной работы является теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации труда на ООО «СургутГазпром».

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:

·        изучить теоретические основы функционирования рынка труда;

·        рассмотреть особенности функционирования предприятия как комплексной системы;

·        исследовать методические подходы к организации стимулирования персонала предприятия;

·        проанализировать существующую методику стимулирования труда на ООО «СургутГазпром»;

·        разработать рекомендации по совершенствованию мотивации труда на ООО «СургутГазпром».

В исследовании применены логико-диалектический метод познания, методы системного анализа, абстракции, синтетических оценок, определение корреляционных связей между экономическими явлениями и процессами, метод многомерного статистического анализа, группирований, выборок и т.п..

В качестве информационной базы дипломной работы использованы монографии, учебники, периодические издания, оперативные материалы исследуемого предприятия.

Новизна дипломной работы состоит в следующем:

·        предложена эффективная методика по стимулированию и мотивации труда персонала ООО «СургутГазпром»;

·        обоснована необходимость внедрения систем мотивации и стимулирования труда;

·        проанализировано процесс стимулирования труда персонала ООО «СургутГазпром».

Практическое значение полученных результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы для разработки новых систем мотивации и стимулирования труда не только на ООО «СургутГазпром», но и аналогичных предприятиях.

 1. Рынок труда и эффективность работы предприятия

 

1.1 Понятия и определения рынка труда


Развитие рыночных отношений в современной экономике вносит существенные коррективы в механизм занятости, рождает множество вопросов о процессах и механизмах, обусловливающих эффективное функционирование рыночной системы в трудовой сфере, решение которых требует проработки теоретических подходов к рынку труда. Надо заметить, что признание рыночных отношений в сфере занятости в постсоциалистической экономике не привело к методологической четкости в анализе данного явления [3, c.58].

Стремление преодолеть негативные социально-экономические явления в период формирования рынка труда обусловили необходимость изучения теоретических основ и сложившихся в традиционной макроэкономике предпосылок его анализа. Предпринимаются попытки встроить западные экономические модели в рамки современной российской концепции рынка труда. Собранные российскими экономистами эмпирические данные довольно противоречивы и позволяют поставить под сомнение правоту некоторых из них. Предлагаются принципиально новые, российские подходы к изучению этого рынка и его механизмов. Однако разработка целостной социо-экономической концепции рынка труда и трудовых отношений пока дело будущего. В России предстоит освоить принципиально новую модель занятости, ориентированную на формирование развитого и социально корректируемого рынка труда и использование его закономерностей. Из этого вытекают новые требования к определению самого рынка труда, основных его характеристик и механизмов его регулирования.

Ряд экономистов определяет рынок труда как сферу обмена, "где происходит купля-продажа рабочей силы" [18, c.101], но при этом ограничивает его лишь трудоспособными лицами, в тот или иной момент свободными от занятости, впервые вступающими в трудовую деятельность или ищущими работу после длительного перерыва. Они обосновывают свою точку зрения тем, что “масштабы рынка труда, размеры и соотношение спроса и предложения определяют его конъюнктуру. Включение же в него всего экономического населения размывает содержание понятия рынка труда и в известной мере затушевывает остроту проблемы занятости” [20, c.377]. На наш взгляд, перечисленные подходы вполне правомерны, но в то же время они как бы сужают проблему занятости, выводят из орбиты рыночных отношений такие вопросы, как стабильность рабочего места, соответствие работы и работника, вознаграждения труда, роль работодателя и др.

Тот факт, что рынок труда не сводится к отношению безработные — вакансии, а охватывает всю сферу наемного труда, имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение. Из него следует, что объектом политики рынка труда и занятости должен быть широкий спектр трудовых отношений и вовлеченных в них лиц. Сюда входят проблемы оплаты, условий труда, объема и интенсивности выполняемой работы, стабилизации занятости на предприятиях, трудовой мотивации, обеспечения гибкости рынка труда, подготовки и переподготовки рабочей силы. Трактовка рынка труда как феномена, охватывающего исключительно лиц, занятых активным поиском работы, ведет к выпячиванию хотя и очень важной, но далеко не единственной проблемы в сфере трудовых отношений. Как на любом рынке, количество реализуемого товара (в данном случае — это уровень занятости) и его цена (заработная плата) определяются в результате взаимодействия спроса и предложения.

Другая позиция, отграничивающая рынок труда рамками узкого подхода к нему как к  месту, где совершаются сделки между нанимателем и продавцом рабочей силы, или институту (механизму), "сводящему вместе покупателей (предъявляющих спрос) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг ", также достаточна распространена. Такая трактовка позволяет выявить сущностную основу рыночных отношений в сфере занятости. Но она и существенно обедняет содержание понятия рынка труда. Недостаток этих определений, на наш взгляд, помимо субъективизации рынка как некого института организации и сведении его к механизму регулирования спроса и предложения, в сужении процесса обмена до торговли. То, что рынок труда не только торговля, подтверждает практика, в которой ощущаются трудности с подготовкой кадров, движением рабочей силы к установлению отношений найма и т.д. Следует учесть также, что отношениям найма предшествуют отношения принятия решений, которые осуществляют как наемные работники, так и работодатели. Они выражают интересы конкретных субъектов, сопровождаются мотивацией и формируют поведенческие ориентации вступающих в отношения людей и тем самым выходят за рамки соотношения “спрос–предложение” [21, c.169].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.