Анализ политики формирования и использования прибыли ОАО «Алтай» показал, что на показатель прибыли коммерческой организации влияют определенные производственные и ценовые факторы. Среди прочих можно выделить влияние фактора цен, их изменение оказывает сильное влияние на уровень прибыли, поэтому нельзя не учитывать те факторы, которые непосредственно влияют на уровень цен на продукцию рассматриваемого предприятия.
В то же время на изменение уровня цен оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы. Все эти факторы определяют концепцию и направления товарной стратегии коммерческой организации.
Товарная стратегия предполагает определенный курс действий товаропроизводителя. В ее задачу входит обеспечение преемственности решений и мер по формированию ассортимента, поддержанию конкурентоспособности товаров, нахождению оптимальных товарных ниш (сегментов). Кроме этого сюда входит разработка и осуществление стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров.
В настоящее время часть продукции ОАО «Алтай», требует дальнейшего ее сопровождения, т.е. гарантийное и постгарантийное обслуживание. Так предлагая данные услуги покупателям ОАО «Алтай» может привлечь дополнительного покупателя и увеличить рыночную долю данной продукции. Как следствие, это приведет к увеличению объема выручки и прибыли предприятия.
При анализе деятельности ОАО «Алтай» особое внимание следует уделить рассмотрению влияния такого фактора, как рынки сбыта, так как этот фактор оказывает значительное влияние на уровень среднереализационных цен.
ОАО «Алтай» реализует свою продукцию по достаточно широкому спектру сбытовых каналов. В силу своей специфики, а также в силу нехватки оборотных средств, предприятие вынуждено устанавливать различные цены на свою продукцию для разных покупателей.
Например, большую часть своей продукции предприятие реализует по договорным, более высоким ценам многочисленным оптовым покупателям (в основном, это юридические лица), а часть продукции реализуется по линии взаимозачетов с различными поставщиками материалов.
В связи с этим рекомендуется увеличить в общей массе долю продукции, продаваемой по договорным, более высоким ценам. Это обусловит повышение среднего уровня цены одной единицы изделия, и в результате увеличит прибыль от реализации продукции. При постоянной нехватке финансовых средств ОАО «Алтай» не в состоянии в достаточно короткие сроки выполнять крупные заказы клиентов на изготовление отдельных видов продукции, в связи с этим рекомендуется использовать в деятельности займы и кредиты. При этом затраты на оплату процентов по ним будут гораздо ниже, если бы предприятие вообще не произвело и не реализовало эту продукцию.
Немаловажное значение в нахождении путей по максимизации прибыли коммерческой организации играет такой производственный фактор как амортизация основных фондов. Способ начисления амортизации предопределяет налогооблагаемую базу в начислении налога на прибыль и налога на имущество предприятия. Внедрение новых объектов основных фондов, необходимых для прироста объема продаж, обуславливает увеличение амортизационных начислений, закладываемых в себестоимость реализуемой продукции. Себестоимость единицы продукции определяет отпускную цену товаров, работ, услуг и, следовательно, уровень прибыли, приходящийся на единицу продукции. Поэтому в целях снижения затрат на единицу изделия и увеличения рентабельности продаж и продукции рекомендуется выбирать метод начисления амортизации, позволяющий устанавливать цену продукции, покрывающую производственные и реализационные затраты, таким образом, чтобы цена продаж была допустимой как для предприятия, так и для потребителей продукции.
Для успешной реализации предложенных мероприятий предлагается провести следующие действия по совершенствованию производственного процесса:
- ликвидировать диспропорцию цен между потребляемыми в производстве материально денежными средствами (в связи с опережающими темпами роста производственных затрат по сравнению с темпами роста дохода от реализации продукции) и реализуемой фирмой продукцией;
- модернизировать основные средства предприятия.
3.2 Эффективность антикризисной программы
Рассчитаем изменение средней цены реализации продукции ОАО «Алтай» в зависимости от рынков сбыта продукции в табл. 3.2
В результате изменения цены единицы продукции ОАО «Алтай» получит дополнительной суммы прибыли от продаж:
15 х 39539 = 593 тыс. руб.
Размер чистой прибыли, полученной в результате внедрения предлагаемого мероприятия, т.е. без учета налога на прибыль, составит:
593 – (59,3 х 0,24) = 450 тыс. руб.
В связи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены одной единицы изделия увеличился на 5% в общей массе доли продукции, продаваемой по договорным ценам, сумма чистой прибыли увеличилась на 450,0 тыс. руб.
Таблица 3.2. Влияние рынков сбыта продукции на изменение цены единицы продукции ОАО «Алтай»
Рынки сбыта
Средняя цена единицы продукции, руб.
Объем продаж, шт.
Структура продаж, %
Изменение цены единицы продукции, руб.
факт
план
Отклонение
1. Постоянным потребителям
3200
156200
143940
41
36
-5
-16
2. По договорным ценам
3500
205300
234400
54
59
+5
+175
3. Прочие
3300
16840
17050
5
-
ВСЕГО
378340
395390
100
15
В табл. 3.3 отражено влияние разработанных мероприятий на основные показатели деятельности ОАО «Алтай».
Увеличение объемов производства приведет к необходимости расширения рынка сбыта, поиска наиболее выгодных партнеров. Это достигается путем стимулирования работников сбыта (менеджеров) с помощью введения повременно-премиальной системы оплаты труда. Предлагается доплата менеджеру по сбыту определенного процента от суммы дополнительно заключенных договоров с покупателями. Такое стимулирование повысит заинтересованность работников сбыта в поиске новых сбытовых каналов, в заключении договоров на более выгодных условиях. Это приведет к получению дополнительной прибыли предприятия.
Таблица 3.3. Основные показатели деятельности ОАО «Алтай» в результате структурных изменений рынка сбыта
№п/п
Показатели
Отчетный период
Плановый период
1
Выпуск продукции в отчетном периоде, шт.
2
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.
62325
74704,5
3
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.
52043
63746,5
4
Валовая прибыль, тыс. руб.
10282
10958
Затраты на 1 рубль проданных товаров, р.
0,84
0,85
6
Рентабельность производственной деятельности, %
7,9
14,0
7
Рентабельность продаж, %
6,6
7,1
В результате предложенного мероприятия получим следующие результаты.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг:
38434 х 1825 = 74704,5 тыс. руб.
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг:
38434 х 1500 = 63746,5 тыс. руб.
Валовая прибыль: 74704,5 – 63746,5 = 10958 тыс. руб.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия: 10958 – (10958 х 0,24) = 8328 тыс. руб.
Прирост чистой прибыли: 8328 – 7814 = 514 тыс. руб.
Экономический эффект от данного мероприятия представлен в табл. 3.4.
В результате предложенных мероприятий экономического стимулирования работников ОАО «Алтай» существенно повысится производительность труда, а, следовательно, результативность использования рабочего фактора и других производственных факторов.
Таблица 3.4. Экономический эффект от стимулирования работников ОАО «Алтай»
Значение
1. Себестоимость единицы изделия, р.
- факт
- план
2900
3000
2. Цена за единицу изделия, р.
3650
3. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.
132419
140284
4. Объем производства за год, штук
384340
5. Валовая прибыль, тыс. руб.
22701
24982
6. Налог на прибыль, тыс. руб.
5448
5996
7. Чистая прибыль, тыс. руб.
17253
18986
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12