План
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты антикризисного управления предприятием
1.1 Основные понятия антикризисного управления
1.2 Принципы антикризисного управления
1.3 Нормативная база антикризисного управления
2. Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО
2.1 Краткая характеристика ООО "Нейтромикс Украина"
2.2 Анализ состава и структуры имущества и источников его формирования
2.3 Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия ООО "Нейтромикс Украина"
2.4 Оценка финансовой устойчивости предприятия ООО "Нейтромикс Украина"
2.5 Оценка деловой активности ООО "Нейтромикс Украина"
2.6 Анализ рентабельности предприятия ООО "Нейтромикс Украина"
2.7 Диагностика банкротства предприятия ООО "Нейтромикс Украина"
Глава 3. Рекомендации по восстановлению платежеспособности и поддержка эффективной хозяйственной деятельности ООО
3.1 Направления по выведению предприятия из кризисной ситуации
3.2 Направления повышения конкурентоспособности предприятия
3.3 Усовершенствование законодательного регулирования банкротства
Заключение
Перечень использованной литературы
Приложения
Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название «антикризисного». Но название названием, а суть его вызывает большие дискуссии. Кризис, каким бы глубоким он ни был, все-таки когда-нибудь пройдет. История экономического развития многих стран это подтверждает. И надобность в антикризисном управлении отпадет? Значит ли это, что такой тип управления имеет временный характер или сугубо прагматическое значение? Зачем же тогда изучать его, создавать научную концепцию и готовить специалистов в системе высшего образования?
Конечно, обострение кризиса в Украине вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении. Это заказ практики. Но и тенденции развития науки управления ведут нас к необходимости разработки концепции антикризисного управления. Ее предпосылками являются понятия циклического развития, управляемости, ресурсосбережения, мотивации, экономии времени, социального партнерства и многие другие. Их совокупность свидетельствует о реальной опасности кризиса при любом, даже самом успешном управлении.
Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который не исключает его как из настоящего, так и из будущего. Не только экономика, но и природа функционирует циклично, и не только процесс развития экономики рождает кризисные ситуации.
На разных этапах развития общественного сознания отношение к кризисам было различным. Например, одна позиция заключалась в том, что кризис — всегда следствие природных явлений, а другая, — что кризис — порождение самого человека, его ошибок, предрассудков, незнания, неверия.
К. Маркс доказывал, что источником кризисов в общественном развитии является экономика, основанная на частной собственности и влияющая таким образом на структуру и столкновение интересов.
Отсюда многие недальновидные политики и идеологи в нашей стране вывели положение, что общественно-экономическая формация, устранившая частную собственность, исключает и саму возможность кризиса. Вот почему в недавнем прошлом часто употреблялись термины «трудности роста», «проблемы развития», «застой», которые заменяли понятие «кризис», но по существу отражали те же процессы.
Однако наступление кризиса определяется не тем, какими понятиями мы оперируем, а реальными тенденциями развития производства и экономики в целом, потребностями их периодической реконструкции. А глубина и характер кризиса зависят от управления, т. е. возможностей при решении проблем предвидеть и смягчать кризисы, использовать их во благо развития.
Элементарная задача фирмы, попавшей в кризисную ситуацию, - снизить расходы. В докризисной ситуации на большинстве предприятий наблюдалась избыточность персонала. В условиях кризиса сокращение его численности становится острой необходимостью. Нужен взвешенный, рациональный подход при увольнении персонала, отказе от выплаты доплат и надбавок, сокращении социальных льгот (бесплатные обеды, медицинское обслуживание и т.п.). Прямолинейные действия нередко приводят к плачевным результатам. Персонал меньшей численности не в состоянии справиться с резко увеличившимся объемом работ. Снижается заинтересованность в качественном выполнении функций, если перестают платить прежние надбавки, а сокращение социальных льгот уменьшает “преданность” фирме. Происходят снижение мотивации персонала и связанное с этим ухудшение качества труда. И не интересы фирмы, а поиск другой работы становится главным для работника.
Практика показывает, что важным фактором, который может способствовать осуществлению эффективного антикризисного управления, является хорошо подобранный, управляемый, быстро и гибко реагирующий на любые изменения во внешней среде персонал фирмы.
Целью работы является теоретическое обоснование целесообразности применения антикризисного управления в условиях предприятия.
Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач, а именно:
¾ изучение причин возникновения кризисных явлений в деятельности предприятий;
¾ анализ основных принципов антикризисного управления;
¾ анализ нормативно-правового обеспечения антикризисного управления на предприятии;
¾ анализ хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства;
¾ разработка мероприятий и процедур по применению методов антикризисного управления на предприятии.
В последнее время появились публикации, в которых указывается на необходимость активизации работы персонала, анализируются взаимоотношения управляющих с персоналом и т.п. Исследуя причины, по которым производительность труда в российской экономике была в 8-9 раз ниже, чем в американской, зарубежные аналитики среди других причин указывают на недостаточное использование мотивации работников к производительному труду. Проблеме управления персоналом в зарубежных странах придается все большее значение даже в условиях антикризисного управления.
Объектом исследования является процесс антикризисного управления на предприятии.
Предметом исследования в данной работе выступает механизм применения основных положений антикризисного управления в условиях предприятия.
Аксиома предпринимательской деятельности — на каждый проект предприятия должен быть разработан серьезный, с учетом перспектив развития фирм фирмы и требований рынка бизнес-план. Он должен быть в порядке обычной рыночной деятельности с сочетанием стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, управления денежными потоками и нахождения оптимальных решений расходов и доходов и обеспечения прибыли. Сущность же антикризисного управления предприятием состоит в способности руководства к анализу и регулированию механизма планирования и распределения прибыли. Основным проблемным вопросом в кризисном положении предприятия является финансирование.
В условиях углубления кризисных явлений антикризисное управление предприятием занимает ведущее место в системе государственного регулирования рыночных отношений на федеральном, региональном и местном уровнях. Преодоление кризисного состояния и повышение эффективности производства возможно за счет выявления реального собственника активов предприятия, реформирования несостоятельных предприятий и представляет сложный процесс разработки и реализации комплекса мероприятий экономического, правового, организационного и технического характера. Применение новых методов управления и антикризисных процедур обязательно, так как диктуется современными условиями. Экономические мероприятия наиболее эффективны, так как позволяют предупредить несостоятельность и банкротство при своевременном анализе состояния предприятия и в перспективе увидеть углубляющийся экономический кризис на успешно работающем предприятии. А это возможно благодаря применению системы внутреннего контроля внешнего аудита, государственного финансового контроля и за расходом средств, распределением прибыли, отклонениях от показателей бизнес-плана, нормативных данных, перспективного планирования и прогнозирования на международном рынке капиталов, товаров, сырья и услуг [2].
Кризисное явление может вызываться ошибками и непрофессиональным управлением. Кроме того кризис жестко связан с риском. Исключение его из управленческого решения станет неожиданным наступлением кризиса, позволит создать кризисные ситуации. Кризисы возникают как в процессе функционирования предприятия, так и при управлении развитием организации. Они угрожают жизнестойкости. Причины развития кризиса могут быть различными: объективные, субъективные, природные, связанные с уровнем научных знаний, несовершенством управления, противоречием интересов и потребности рынка. Поэтому в зависимости от причины возникновения кризиса и антикризисного управления последствия кризиса могут вести к резким изменениям: к банкротству, санации или мягкому продолжительному и последовательному выходу предприятия на более высокие показатели. Возможности антикризисного управления зависят от цели, искусства управления руководителей, характера, мотивации, ответственности, внешней помощи со стороны государственных и муниципальных властей, оказывается иногда решающим энтузиазм, хотя его действие непродолжительно. Нельзя исключать из программы антикризисного управления национальные особенности, традиции культуры, обычаи, а также грубые ошибки, неконтактность руководителей, корыстные цели и другие мотивации.
По типологии кризисы могут быть частичными, системными, управляемыми, кратковременными и затяжными, скрытыми и локальными, случайными и закономерными, искусственными и естественными. Их последствия могут быть разрушительными. С экономической точки классификации рисков также разнообразны это риски частые и спекулятивные. Частые риски подразделяются на природно-естественные, экологические, политические, транспортные, имущественные, производственные, торговые и коммерческие. Спекулятивные риски представляются финансовыми рисками, инвестиционными, процентными, кредитными, бюджетными, рисками банкротства, селективными рисками, инфляционными, валютными, рисками ликвидности. Эти кризисы выражают финансовые возможности и противоречия денежного выражения экономических процессов. Социальные кризисы являются продолжением кризисов экономических (как недовольство условиями труда), экологических проблем и кризисов власти. Они занимают особое положение как политический кризис, возникающий в результате реализации различных интересов социальных групп и классов в управлении страной. Политические кризисы переходят в кризисы экономические и наоборот. В современных условиях возникают и психологические кризисы при особом состоянии человека: стресса, чувства неуверенности, паники, незащищенности социального положения множества людей в обществе. Кризисы научно-технического прогресса возникают как противоречия между тенденциями, несовместимости идей, изделий, технологий, отторжение новых технологических решений. Их называют технологическими кризисами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14