Рефераты. Особенности стиля управления руководителя в современных условиях
К.
Левин дал толчок исследованиям в области стилей управления. Деловому человеку важно знать, какой стиль управления
ему больше всего присущ, в каких случаях
следует применять методы партисипативного управления, каковы возможности адаптивного, гибкого управления, какой стиль
управления предпочтителен в
соответствующих ситуациях. В
приложении приводится методика определения стилей управления персоналом и методика
самооценки руководителем своего стиля управления.
1.2 Теория стилей руководства Р. Лайкерта
Последовательность
доктрины «человеческих отношений», коллега Херцберга и Макгрегора, Ренсис
Лайкерт разработал собственную теорию стилей руководства. Он обобщил реальные
методы управления и расположил их на некотором континууме от 1 до 4.
В
модели № 1 (эксплуататорско-авторитарная ) руководитель не доверяет
подчиненным, редко подключает их к принятию решений, а задачи спускаются сверху
вниз уже готовыми. Основной стимул – страх и угроза наказания, а вознаграждения
здесь случайны, как и взаимодействие руководителя с подчиненными, которое
строится на взаимном недоверии. формальная и неформальная организации находятся
в противоборстве.
Модель
№ 2 (благосклонно-авторитарная ) предполагает, что руководство удостаивает
подчиненных некоторым доверием, но как хозяин слугу. Часть решений делегируется
вниз, но принимаются они в строго предписанных границах. Вознаграждение здесь
действительное, а наказание – потенциальное, и оба используются для мотивации
работников. Взаимодействие осуществляется через снисходительность со стороны
руководителя и осторожности – у подчиненного. Неформальная организация
существует, но только отчасти противостоит формальной [2,
c.41-42].
В
модели № 3 (консультативно-демократическая ) руководство проявляет
большое, но не окончательное доверие к подчиненным. Общие вопросы решаются
наверху, частные делегируются вниз. Кроме систематического вознаграждения и
случайных наказаний для мотивации используется ограниченное включение в
принятие решений. Умеренное взаимодействие сопровождается доверием и
откровенностью с примесью элементов страха. Неформальная организация ожжет и не
возникнуть, но если она существует, то несовпадение с формальной частичное.
Наконец,
модель № 4 (основанная на участи ) характеризует полное доверие. Процесс
принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток
коммуникаций идет не только вверх-вниз, но и горизонтально. Работники
мотивируются к лучшему исполнению через участие в принятии решений, касающихся
установления целей организации, форм стимулирования и методов организации
труда. Дружественное взаимодействие с высоким уровнем доверия присутствует в
организациях с таким типом руководства. Формальная и неформальная организации,
как правило, совпадают.
Лайкерт
назвал модель № 1 ориентированной на задачу с жестко структурированной системой
управления, а модель № 4 – ориентированной на взаимоотношения, в основе которых
лежит бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование
полномочий и общий контроль. Модели № 2 и № 3 являются промежуточными [2, c.42].
Для
ускорения анализа организации автор разработал специальный инструмент, полный
вариант которого включает 20 пунктов (переменных). К примеру «уровень
доверительности в отношениях руководителя и подчиненного», «характер
мотивации», «характер взаимодействия» и др. Их можно строить в виде шкалы и
опрашивать как руководителей, так и подчиненных. Так, переменная «уровень
доверительности» включает в себя описания следующих четырех пунктов шкалы: «не
существует доверия к подчиненным», «существует снисходительное, как у хозяина
к слуге», «рачительное, но не полное: проявляется желание удержать контроль в
своих руках» и «полное доверие по всем вопросам». Пункты шкалы взяты из
описания моделей 1, 2, 3 и 4, но более конкретизированы. Лайкерт опросил сотни
менеджеров в десятках компаний не только для проверки своей модели, но и для
того, чтобы доказать: самая эффективная, продуктивная организация имеет
руководителя, которого можно охарактеризовать моделью № 4 [2,
c.42-43].
Исследования
Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли
внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих перед их
подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Однако выводы
Лайкерта применимы не ко всем ситуациям [5, c, 298].
Преимущества
концепции Лайкерта в том, что ее можно легко использовать в социологическом
исследовании.
1.3 Теория стилей руководства Д. Макгрегора
Широкую
известность приобрела «Теория X» и «Теория Y»
Дугласа Макгрегора, разработанная в 1957 году.
Руководители
групп с высокой и низкой производительностью классифицировались в пределах от
донной крайности – сосредоточенные на работе («Теория X»)
– до другой – сосредоточение на человеке («Теория Y»).
Руководитель,
сосредоточенный на работе
«Теория X »
описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение
к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах. «Теория Y » ,
напротив, говорит о демократичном стиле руководства: использование творческих
способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения,
самоконтроль, стремление к ответственности, моральные стимулы,
заинтересованность в труде, участие в управлении.
Выделив
два противоположных стиля управления, Д. Макгрегор по существу описал прошлое и
настоящее менеджмента. В прошлом господствовал стиль «X»,
характерный, по его мнению, более всего для тейлоризма, а сейчас наступает
эпоха стиля «Y», к которому призывает доктрина
«человеческих отношений».
Почти
сто лет американские менеджеры на практике придерживались «Теория X»,
хотя неадекватно отражала поведение людей. Почему? Макгрегор предположил, что
она удивительно точно соответствует предубеждениям руководителей. Не понимая
истинные мотивы поведения, они склонны видеть источник всех бед на производстве
в лености и инертности их мышления, групповом эгоизме, нежелании сотрудничать[9,
c.
23]. Авторитарный стиль покоится на убеждении, что средний человек ленив, не
любит работы, при любой возможности стремится ее избежать, поэтому его
необходимо постоянно принуждать, используя жесткий контроль и угрозу наказания.
Если работник и согласится работать, то лишь за высокое вознаграждение. А
большинство людей предпочитают, чтобы ими руководили, стремятся не брать на
себя ответственности, лишены больших амбиций и желают прежде всего
безопасности.
Американские
социологи считают, что подобные взгляды отражают викторианскую эпоху – начало
европейской индустриализации. Менеджеры, придерживающиеся их в середине XX
века, наносят своей компании непоправимый вред. Экономическая ситуация в мирре
с тех пор изменилась, рабочие в капиталистических странах удовлетворили свои
материальные потребности, резко повысился их уровень жизни, они стали гораздо
образованнее. Следовательно, материальное поощрение не может служить стимулом,
побуждающим к более эффективной работе. В соответствии с теорией Маслоу,
человек, удовлетворивший низшие потребности, начинает стремиться к высшим.
«Теория X»
описывает как раз низшие потребности, а «Теория Y» –
высшие [10, c. 37].
Но
удовлетворить высшие потребности может только такая работа, которая требует
интеллектуальной активности, инициативы, ответственности. На языке теории
Херцберга всё это называется мотиваторами, а на языке Макгрегора – «Теорией Y».
Его исходные предпосылки: физические и умственные усилия на работе так же
естественны для человека, как отдых и развлечения; цели организации достигаются
лучше в том случае, если они стали также и личными целями; вклад в общее дело –
основа для оценки размеров индивидуального вознаграждения; при соответствующих
условиях человек не только приемлет ответственность, но и стремится к ней.
Характерное
отличие теории Макгрегора от концепций Маслоу и Херцберга заключается в том,
что она не может служить основой для научного исследования. Она носит сугубо
рекомендательный оттенок и говорит о том, что и как нужно делать. Хочется
добавить, что реализация «Теории Y» может
вызвать серьезные изменения в организационной структуре, побудить отказаться от
пирамидальной структуры, где вся власть и ответственность сосредоточены только
наверху [2, c.38].
Выводы
Р. Лайкерта и Д. Макгрегора дали мощный импульс использованию стиля
руководства, построенного на участии работников в принятии решений. Однако
многие управляющие-практики были разочарованы результатами перехода к такому
стилю руководства. Группа ученых в Университете штата Огайо провела комплексное
исследование в области руководства и нашла одну причину этого разочарования.
Они выявили серьёзную ошибку в концепции разделения руководителей на тех, кто
сосредоточен или только на работе, или только на человеке, и разработали
систему, в соответствии с которой поведение руководителя классифицировалось по
двум параметрам: структуре и вниманию к подчиненным.
Согласно
этой точке зрения руководители могут оказывать влияние на людей своим
поведением, которое различается по этим двум критериям (см. рис 1.1).
Внимание
к отношениям в структуре
Внимание к
структуре отношений
Низкое
Высокое
Высокое
Лидер уделяет
меньше внимания структурированию заданий для работников, а больше занимается
удовлетворением их потребностей и желаний.
Лидер в
значительной мере обеспечивает руководство работой, деля одновременно большое
внимание установлению наилучших отношений с работниками.
Низкое
Лидер не
справляется с необходимым структурированием работы, стремясь компенсировать
это приложением максимальных усилий по установлению наилучших отношений с
работниками.
Основное внимание
уделяется лидером структурированию работы и всего того, что с ней связано,
при слабом учете нужд и желаний работников