Требуют также уточнения вопросы статуса, порядка назначения и отстранения от должности "политических назначенцев" (государственные должности категорий "А" и "Б"), более четкого определения круга должностей, относящихся к этой категории (возможно, определенного его расширения, например, за счет включения части заместителей министров).
В том, что касается госслужащих категории "В", представляется необходимым расширение возможностей "бокового входа", привлечения на достаточно высокие должности государственной службы квалифицированных специалистов с опытом работы в негосударственном секторе (при создании механизмов, противодействующих коррупционной опасности).
Необходимо пересмотреть "социальный пакет" (медицинское, транспортное и другое обслуживание) государственных служащих, обеспечив обоснованность и прозрачность его состава для каждой группы должностей, а также возможность полного либо частичного замещения льгот денежными выплатами.
По мере усиления привлекательности государственной службы станет возможным переход к конкурсному замещению соответствующих должностей с периодической аттестацией и заключением, по взаимному желанию работника и работодателя, срочным контрактам.
27. Общие принципы управления городским хозяйством
Жилищная проблема в России является одной из самых болезненных и самых трудноразрешимых проблем городского хозяйства страны. Устойчивое функционирование городов и городских поселений предусматривает наличие двух крупных сфер деятельности: градообразующей, ориентированной на развитие данной территории, и градообслуживающей, нацеленной на обеспечение жизненно важных потребностей этой территории в Ресурсах, товарах и услугах.
Основная задача управления городом состоит в обеспечении пропорционального развития обеих сфер местной жизни. Для успешного решения этих задач возникает необходимость создания эффективной системы управления, основанной на механизме территориального хозяйствования и стратегическом подходе к развитию города. Такой механизм должен быть ориентирован на повышение качества жизни населения, на укрепление экономической самостоятельности и значимости городов, на повышение эффективности и комплексности развития данной территории, на создание благоприятных условий для конкурентного функционирования рыночных структур и привлечения инвестиционных ресурсов.
Необходимо выявить среди секторов экономики те, которые определяют наличие тех или иных факторов влияния на содержание деятельности предприятий городского хозяйства. Система городского управления включает ряд целевых, функциональных и обеспечивающих подсистем, ориентированных на достижение актуальных целей и решение поставленных задач. Среди них особое место занимает городское хозяйство, которое представляет собой жизненно важную сферу обеспечения услугами населения городов.
Городское хозяйство - это сложная экономическая система, обеспечивающая удовлетворение населения жизненно важными потребностями и предприятия города необходимыми для работы ресурсами и инфраструктурой. В городское хозяйство входят эксплуатационные, ремонтно-строительные, энергетические и транспортные предприятия, от результатов функционирования которых зависит жизнь города. Структура городского хозяйства опирается на классификацию связей, которые существуют между элементами городского хозяйства. В состав городского хозяйства входят предприятия, отвечающие следующим условиям: эти предприятия и учреждения осуществляют свою деятельность на территории города, их деятельность направлена на удовлетворение общественных интересов. В состав городского хозяйства входит комплекс различных предприятий, среди которых выделяются:
■ Жилищный комплекс и ремонтно-строительные предприятия.
■ Дорожное хозяйство и городской пассажирский транспорт.
■ Теплоэнергетическое и газовое хозяйство.
■ Инженерные коммуникации, системы сигнализации и пожарной охраны.
■ Водопроводно-канализационное хозяйство.
■ Предприятия обслуживания инженерных сетей и сооружений.
■ Электроснабжение и уличное освещение.
■ Благоустройство, зеленое хозяйство, зоны отдыха, парки.
■ Памятники, исторические комплексы.
■ Гостиничное хозяйство, мотели, банно-прачечное хозяйство.
■ Службы обеспечения и контроля экологической обстановки в городе.
■ Объекты социальной сферы и бытового обслуживания.
Так как основную роль реформирования предприятий городского хозяйства играет реформирование и оптимизация управления отраслями жилищно-коммунального хозяйства, для основной массы населения муниципального образования наиболее острым и волнующим вопросом является повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и, как следствие, повышенное внимание ко всему процессу проведения жилищно-коммунальной реформы. Важнейшими направлениями проводимой реформы являются: создание конкурентной среды для предприятий, предоставляющих услуги ЖКХ, контроль над установлением тарифов предприятиями-монополистами, обеспечение социальной защиты населения.
Эффективность хозяйственной деятельности городских предприятий — одна из важнейших характеристик системы отраслей городского хозяйства, которая рассматривает всю систему с точки зрения соотношения затрат и результатов ее функционирования.
Анализ и формирование организационной структуры управления муниципальным предприятием, значение и задачи организационного проектирования, научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации предприятий городского хозяйства к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
Во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления.
Во-вторых, в сфере управления техническими системами, комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменен работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.
В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
В-четвертых, проектирование сложнейшего механизма — механизма управления -должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирования организационных систем.
Целью совершенствования организационных структур муниципальных предприятий являются оптимизация издержек, обеспечение высокого уровня управляемости и гибкости, повышение качества услуг, повышения ответственности структурных подразделений предприятия за результаты деятельности. Кроме организационных изменений, значительно влияет на результаты хозяйственной деятельности организационно-правовая форма, в которой находится предприятие.
Наиболее следующие формы организации, например общества с участием муни-ципального образования. Также целью организационных совершенствований являются: модернизация производства, введение прогрессивных технологий, повышение ответственности предприятий, совершенствование системы формирования тарифов.
Еще одним фактором, определяющим хозяйственную деятельность муниципальных предприятий, является невмешательство муниципалитета на те рынки, где с успехом работают частные предприятия. Как правило, предприятия, принадлежащие органам власти, оказываются в более привилегированном положении, поскольку их учредители имеют соответственно возможности влиять на экономическую ситуацию и условия деятельности этих предприятий. К тому же частное предприятие почти всегда осуществляет предпринимательскую деятельность лучше и дешевле, нежели государственное или муниципальное предприятие. Перенос некоторых видов деятельности из ведения городских властей в рыночную конкурентную экономику продолжается и, как показывает опыт, дает положительный эффект при условии контроля за ней. С одной стороны муниципалитет отрешается от предпринимательских задач и сосредотачивает свое внимание на непосредственных своих функциях и на традиционно своих отраслях экономики. С другой стороны, растут качество предоставляемых услуг и внимание к потребностям рядового потребителя.
В настоящее время существуют два различных направления, по которым может идти реформирование предприятий городского хозяйства. Согласно первому, основное внимание уделяется экономии бюджетных средств, повышению эффективности их использования путем постепенного перекладывания затрат на финансирование предприятий городского хозяйства на плечи потребителей. Это происходит путем повышения тарифов на услуги предприятий городского хозяйства. Однако у этого направления есть серьезные недостатки.- в результате простого повышения тарифов до уровня окупаемости, у этих предприятий не возникнет стимула повышать качество предоставляемых услуг, а также со стороны населения будет резкое недовольство политикой, проводимой местными властями, а также ухудшение социальной ситуации целом. Согласно второму направлению, основные усилия должны быть направлены на активизацию экономических путей решения существующих проблем. Нужна демонополизация рынков услуг предприятий городского хозяйства, создание конкуренции между предприятиями различных форм собственности, что повлечет сбережение ресурсов и также постепенное повышение тарифов, которое также является частью реформ.
Повышение тарифов на услуги предприятий городского хозяйства — неотъемлемая часть каждого из направлений реформирования, но целью проведения реформ является повышение качества обслуживания населения города с переводом предприятий городского хозяйства на принципы работы в условиях рыночной экономики. До нынешнего момента повышение тарифов предприятиями городского хозяйства было оторвано по времени от каких-либо качественных результатов этого повышения либо вовсе не имело своим следствием ни снижения бюджетных расходов, ни повышения качества работ и услуг в данной сфере, ни, тем более, стимулирования снижения производственных издержек в данной сфере.
В частности, система управления городскими предприятиями такова, что заказчик не имеет возможности полноценно спрашивать с подрядчика за качество производимых услуг и работ вследствие слабо развитых правовых и договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, неразделенности Функции заказчика и подрядчика. Управление и хозяйствование, по сути, находится в одних руках. Формирование городского заказа идет очень неэффективно, не во всех сферах городского хозяйства присутствуют предприятия различных Форм собственности, альтернативных государственной. Городские заказы автоматически переходят к фирмам, которые работали на этом поприще до внедрения системы городских заказов, вследствие неразвитости методов и средств привлечения негосударственного сектора в жилищную систему.
Проведение реформ ЖКХ обусловлено тем, что, во-первых, расходы на содержание ЖКХ всегда составляли существенную часть бюджетных расходов, прежде всего местных органов управления. Во-вторых, необходимо конкретным образом изменить отношение к имеющимся материальным ресурсам. Их экономия дает значительные выгоды всему народному хозяйству страны. В-третьих, существовавшая система обеспечения этой сферы материальными и финансовыми ресурсами не позволяла удовлетворительным образом содержать ее и обеспечить потребности населения. Изменение политико-экономических отношений административных структур управления на всех уровнях власти также предопределило необходимость реформы ЖКХ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19