Рефераты. Особенности государственного управления и социального менеджмента

Особенности государственного управления и социального менеджмента

1. Виды управления и особенности социального управления

государственное управление менеджмент социальный

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цель (цели) организации. Управление - это особый вид деятельности,превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.

Управление предполагает властное воздействие на некоторый объект, называемый объектом управления. В зависимости от ясности границ объекта управления различают: управление объектами с четкими границами и управление с нечеткими границами объектов управления.

В зависимости от вида объекта, на который ориентированы управляющие воздействия, от круга людей, на которых оказывают влияние те, кто управляет, различают управление обществом, государством, экономикой, социальными процессами, предприятиями, производственными коллективами, домашним хозяйством; индивидуально-личностное управление; коллективное управление.

В зависимости от уровня управления оно подразделяется на государственное, территориальное, муниципальное, управление предприятий (учреждений).

В зависимости от продолжительности воздействия на социальный объект управление может быть оперативным и стратегическим.

В зависимости характера воздействия на социальный объект управление может быть явным и скрытым, прямым и косвенным (опосредованным).

В зависимости от способов, методов управления различают: организационно-распорядительное управление, которое часто называют административным, командным, основано на принудительном исполнении управляющих воздействий, генерируемых в форме постановлений, приказов, распоряжений; экономическое управления, основанное на побуждении экономических интересов тех людей, которые представляют собой объект управления; социально-психологическое управление

Социальное управление определяется как один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем; функция его заключается в формировании критериев и показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов.

Социальное управление - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации.

Социальное управление основано на подчинении людей общим интересам.

Социальное управление имеет множественные применения. Оно используется для: обеспечения устойчивого развития социальных организаций (включая общество), выпуска определенной продукции, получения высокой прибыли, предотвращения или ликвидация социальных конфликтов, повышения уровня жизни людей, снижения заболеваемости и смертности населения, решения глобальных проблем человечества.


2. Особенности государственного управления и менеджмента в бизнес-сообществе

Экономико-политическое взаимодействие основных экономических агентов рыночного хозяйства — государства и бизнеса - представляет собой совокупность определенных формальных и неформальных принципов, инструментов и институтов, обеспечивающих консолидацию усилий государства и частного капитала на институциональной основе соответствующих механизмов государственного регулирования национальной экономики, инфраструктурных и общественно значимых проектов .

Под государственно-частным партнерством (в западной литературе оно называется еще и частно-публичным) подразумевается сотрудничество предприятий, организаций бизнеса и государственных учреждений, а также региональных корпораций и государственных предприятий, направленное на достижение общих экономических целей, на решение актуальных социально-экономических задач .

Для эффективного развития партнерства необходимо, чтобы усилия сторон были направлены не только на решение проблем, связанных с экономическими показателями (точнее, с экономическим ростом), но и с достижениями социальными - повышением благосостояния всех слоев населения, улучшением жизни страны в целом. Партнерство как взаимодействие предполагает единые или, по крайней мере, согласованные цели, за которыми скрываются интересы. Стремление бизнеса к собственному благополучию вполне естественно. Но при этом должны существовать правила, позволяющие увеличивать доход каждой бизнес-организации лишь в том случае, когда ее деятельность приносит пользу всему обществу. Такие правила, безусловно, вводят вполне определенные ограничения на разработку стратегий и тактики поведения как государства, так и бизнеса.

Первый партнер - государство. В чем состоят его базовые интересы? Это - безопасность, территориальная целостность, суверенность, то есть экономический, военный и политический потенциал страны; устойчивость ее развития, в том числе в долгосрочной перспективе; гуманитарная составляющая или та часть социальной ответственности, которую государство берет на себя. Важно отметить, что все эти «интересы» государства носят затратный характер.

Второй партнер — бизнес. Его неотъемлемые, первичные базовые интересы можно определить одним словом — прибыль, ее извлечение -единственная основополагающая цель любого бизнеса. В экономике, с одной стороны - «расходные» интересы (ответственности), а с другой, - «доходные» интересы и мотивации.

Плодотворное сотрудничество требует неукоснительного соблюдения ряда принципов, к которым относится: обеспечение объективности и беспристрастности судебной системы в деле защиты прав собственности; борьба с попытками использования государственного аппарата в целях реализации частных интересов в процессе экономической конкуренции; соблюдение равных условий инвестирования для всех категорий инвесторов и др.

Необходимы и определенные условия, соблюдение которых благоприятствует сотрудничеству, в их числе: наличие четко прописанного законодательства, обеспечивающего нормальное функционирование любого вида деятельности, поддерживаемого обществом в любой сфере экономики; законодательное установление механизмов и процедур принятия решений, в том числе механизмов согласительно-договорных отношений; контроль за деятельностью монополий, в частности, в сфере ценообразования; равенство перед законом всех субъектов экономической деятельности, в том числе и государственных организаций, а также руководителей независимо от занимаемых ими постов; открытость социально-экономической политики государства, контроль за действиями властей.

Отношения между государством и частным капиталом должны быть сбалансированными. Под этим, прежде всего, понимается доверие, стабильные правила ведения бизнеса и предсказуемость регулирования и правоприменения.

Среди принципиальных основ партнерства нельзя забывать и о контролирующей роли гражданского общества, которое обладает полным правом проявить инициативу и сделать правотворческие, программные научно-экспертные разработки в помощь реальной власти и бизнесу, в развитии их конструктивных инициатив.

Основными законодательными формами партнерства являются договоры, контракты, концессионные соглашения о взаимодействии бизнеса и государства в определенных отраслях промышленности, реализации национальных проектов, развитии регионов и т.д.

Необходимость развития ГЧП в нашей стране обоснована в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ, с которым он выступил 10 мая 2006 г.; развитию партнерства также уделено внимание в «Концепции административной реформы», утвержденной Правительством РФ на 2006-2008 гг. Взаимодействие государства и частного сектора в реализации различных проектов финансового, производственного и управленческого характера, несомненно, в последнее время усиливается. Например, заключено трехстороннее соглашение между администрацией Новосибирской области, ОАО «Аэропорт Толмачево» и инвестиционной группой «Промышленное развитие». Установившееся взаимодействие бизнеса и власти в рамках авиализинговой компании «Илюшин финанс К°» позволяет поддерживать отечественное авиастроение, наладить производство на Воронежском и Ульяновском предприятиях, являющихся по сути градообразующими. ГЧП является своего рода механизмом формирования региональных отраслевых кластеров, которые создаются в результате совместных усилий бизнеса и органов власти субъектов РФ. Примерами могут служить Самарский автомобильный кластер (г. Тольятти); автомобильный кластер, объединивший руководство Ленинградской области, заводы «Форд» и «Тойота». Первые шаги в сфере государственно-частного партнерства показывают перспективность данного вида экономической деятельности. Однако требуется дальнейшее развитие его механизмов по таким ключевым направлениям как активное вовлечение частного бизнеса в инновационные проекты государственного значения, развитие наукоградов; использование различных налоговых инициатив на федеральном и региональном уровнях для обеспечения заинтересованности в проектах; участие в стимулировании развития экспортных производств в России (например, частногосударственные инициативы по подготовке кадров для нужд предприятий—экспортеров).

Курс на сотрудничество, установление партнерских отношений неизбежно ведет к росту экономической эффективности в деятельности государства и бизнеса, укрепляет общественную стабильность.

3. Понятие «метод управления»


Методы управления - совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей.

Метод управления - совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления посредством своей дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели.

Методы социального управления объединяет одно общее основание: все они должны учитывать в полной мере интересы, потребности и мотивации людей, участвующих в процессах, которые развертываются в управляемой подсистеме.

В управлении различают следующие методы:

1.                                Экономические методы руководства – проявляются в организации планирования, материального поощрения, финансирования затрат и кредита, политики ценообразования.

2.                                Административно-правовые методы – обусловлены необходимостью централизованного руководства, управление осуществляется путем издания административно-правовых актов, регулирующих производство, распределение и потребление. Административные методы заключаются в выдаче определенных заданий, распоряжений, установлении путей и методов выполнения этих заданий. Правовые методы выражаются в различного рода законодательных актах, инструкциях, положениях, приказах, распоряжениях, хозяйственных договорах.

3.                                Организационные методы – распространяются на определенные организационные структуры управленческого аппарата, установление круга прав и обязанностей, методы организационной работы (подбор и расстановку кадров, оперативный контроль и анализ и др), определение системы управленческих решений (их подготовка, принятие и реализация).

4.                                Социально-психологические методы – связаны с изучением социальных состава и условий работы целых коллективов и индивидуальных особенностей работников. Метод выражается в создании коллектива, воспитания в нем благоприятной атмосферы, планировании социального развития, в постоянном совершенствовании стиля руководства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.