Рефераты. Особенности государственного управления и социального менеджмента

24. Проблемы профессиональной этики

Практика кадровых процессов и служебных отношений позволяют сформулировать основные правила этического поведения государственных служащих, которыми они должны руководствоваться в своей повседневной профессиональной деятельности. В этических правилах гражданских служащих выражаются одновременно и общечеловеческие, и специфические качества, составляющие нравственный облик современного чиновника. Каких отношений в процессе общения служащих требует государственная служба? Прежде, всего отношений, вытекающих из общечеловеческих норм морали и нравственности.

Во-первых, государственная служба требует от гражданских служащих взаимной честности и правдивости. Это дает моральное право служащему замещать предоставленную ему должность государственной службы. Обман, сделка с совестью — это.не просто личная слабость чиновника, это нанесение урона государственному органу. Кроме того, без точной правдивой информации невозможно принимать адекватные управленческие решения, верно анализировать ситуацию.

Во-вторых, в отношениях служащих должны быть чуткость, доброжелательность, отзывчивость. Ежедневно работники государственного аппарата сталкиваются с проблемами, жалобами и предложениями людей. Важно понять человека, учесть мотивы его действий. Часто одной логики бывает мало, необходимы доброжелательность и отзывчивость. Такие же качества должны проявляться и в отношениях между сотрудниками, внутри служебного коллектива.

В-третьих, скромность гражданского служащего и искренность, исключающие высокомерие, зазнайство, двойные стандарты в отношениях с людьми. Скромный человек никогда не выпячивает свое «Я», не признает за собой никаких исключительных достоинств и особых прав. Он проявляет толерантность, необходимую терпимость к окружающим, критически относится к своим заслугам и недостаткам. Для гражданского служащего недопустимы самоуверенность, нетерпимость и хамство к подчиненным и посетителям.

Искренний человек верит в то, что говорит и что делает. Это одно из главных требований нравственности современного управленца.

В-четвертых, вежливость и корректность в обращении. Данное правило предъявляет следующие требования. Гражданский служащий на службе и в быту должен быть тактичен, уважителен, деликатен. Его речевое поведение должно быть направленно на предотвращение возможных конфликтов интересов на службе и конфликтных ситуаций в коллективе. Необходимо проявлять сдержанность и уравновешенность в дискуссиях, стараться понять оппонента. Человека нельзя считать профессиональным госслужащим, если он постоянно прерывает партнера по диалогу, не умеет слушать, позволяет себе агрессивный тон и неуместные замечания. Следует спокойно и выдержанно реагировать на критику. Золотое правило: чем критичнее вопрос, тем корректнее на него надо отвечать.

Специфическим правилами этики гражданских служащих являются правила субординации, доступности, паритетности.

Опыт государственной службы и данные социологических опросов показывают, что, в сфере государственных служебных отношений существуют серьезные нравственные проблемы и недостатки.

Это чванство и высокомерное отношение к людям, ложная гордость своим должностным и социальным статусом, это честолюбие и тщеславие, нетерпимость к критике, непомерные амбиции, нежелание признавать свои ошибки, в том числе в кадровых вопросах, это чувство безответственности за свои слова и действия. В государственном органе или его структурном подразделении иногда складываются отношения, когда служебная карьера и благополучие служащего зависят только от его начальника. Поэтому работник начинает служить только ему, забывая о государственных интересах. Наряду с этим новый служащий вынужден адаптироваться и приспосабливаться к установленным «правилам игры» в коллективе, которые не всегда соответствуют закону. В случае отказа служащего играть по этим неформальным правилам среда включает механизмы по отторжению данного человека. Перед таким давлением у служащего с неустойчивым нравственным стержнем отступают гражданские ценности, замирает голос совести и он становится «как все». Это серьезная нравственная проблема, ставящая человека f перед трудным моральным выбором.

В кадровой политике и кадровой работе мы также наблюдаем ряд «нравственных перекосов», которые ведут к усложнению проблемы формирования государственной службы профессиональным, высоконравственным кадровым составом, к большой текучести и неукомплектованности кадров в государственных органах и в конечном счете к дискредитации государственной службы. Не секрет, что существуют «теневые принципы» кадровой политики в государственной службе, например: «командный» принцип формирования персонала; принцип подбора и назначения кадров по признакам родственных, земляческих, дружеских и иных связей; принцип корпоративной закрытости; принцип личной преданности; принцип «отсева неугодных»; принцип «телефонного права»; принцип продажи «хлебных» должностей. Предпосылки данных явлений — игнорирование законодательства о государственной службе, формальное и пристрастное проведение аттестаций, конкурсов на замещение вакантных должностей, отсутствие служебного и общественного контроля, гласности и открытости за кадровыми перемещениями. В данном случае открыто попираются не только нормы права, но и морали.

Причинами существования негативных нравственных качеств в поведении и деятельности гражданских служащих являются:

• недостатки нормативно-правового обеспечения государственной службы и кадровой политики;

• традиционные недостатки кадрового обеспечения государственной службы — протекционизм, коррупция, патернализм;

• слабость служебного контроля за соблюдением законодательства о государственной службе и за кадровой деятельностью;

• отсутствие реальной связи государственной службы с гражданским обществом и общественного контроля за кадровой политикой;

• традиционализм, использование старых механизмов и методов регулирования государственно-служебных отношений и кадровой деятельности, отсутствие инновационных подходов;

• недостаточная социальная защищенность государственных служащих.

Пути решения этих проблем:

Правовой путь — активная разработка и применение антикоррупционного законодательства на государственной службе.

Организационный путь — проведение целенаправленных мероприятий правоохранительных органов по борьбе с коррупцией во власти, ужесточение государственного контроля за работой «зон повышенного риска» — административных служб, связанных с бизнесом, собственностью, налогами, пошлинами, госзаказами и т.д.

Кадровый путь — выработка и нормативное закрепление единых критериев оценки гражданских служащих по их профессиональным, деловым и нравственным качествам. Назначение на должность только по конкурсу на основании выработанных критериев оценки.

Морально-психологический путь — восстановление традиционных моральных ценностей государственной службы и кадровой политики — служения государству и обществу.

Социальный путь — выработка системы стимулирования высоконравственного поведения чиновников, позитивной мотивации на добросовестное исполнение служебных обязанностей.

Политический путь — наличие политической воли государства, направленной на решительное пресечение коррупционных и других аморальных явлений в сфере государственной службы и кадровой политики.

25. Управление рисками


Так как современное общество часто называют “обществом постоянных рисков”, для государственных деятелей важно умение адаптироваться к опасностям и рискам при проведении политики или принятии решения в условиях нарастания политической и экономической неустойчивости в мире. Чтобы оценить риски, требуются специальные знания и навыки, поэтому в последнее время появилось много консультативных центров, которые занимаются изучением различных рисков. Для защиты от рисков необходимо создать механизм выявления и управления рисками, т. е., во-первых, провести углубленный и обстоятельный анализ рисков, во-вторых, разработать систему управления рисками. В общем этот механизм должен включать два основных элемента:

1) выявление и анализ факторов риска;

2) управление и предупреждение рисков.

Анализ рисков позволяет определить области потенциальных рисков, критические факторы рисков, классифицировать их и оценить негативные последствия. Все это предполагает три этапа действия:

• определение рисков;

• измерение рисков;

• оценка рисков.

В процессе анализа основное внимание уделяется определению зон, или областей, рисков (в том числе финансовая, политическая, социальная, военная, природная и др.) и выявлению всех факторов риска, связанных с деятельностью определенных объектов или внешними обстоятельствами. Целесообразно все факторы риска разделить на основные и дополнительные, известные и малоизвестные. Это позволит их классифицировать и приступить к анализу выявленных факторов. Обычно в целях экономии исследуются прежде всего основные или критические факторы риска.

Важное значение имеет изучение предпосылок повышенного риска при принятии решения, которые можно сгруппировать в следующие блоки:

• отсутствие информации; ;

• отсутствие контроля;

• недостаток времени.

Чтобы оценить риски, необходимо выбрать критерии или показатели рисков (прибыль, издержки, результаты и др.). Затем определить уровень риска (большой, средний, малый) и сравнить риски по нескольким альтернативным вариантам государственной политики или принимаемым решениям. Иногда все риски относят к трем группам в зависимости от степени убытков или ущерба: приемлемый уровень риска, критический уровень риска, катастрофический уровень риска.

Существуют две модели факторного анализа риска: линейная и нелинейная. Чаще всего используют линейную модель, при которой изучается непосредственное влияние факторов риска на данный процесс или объект и рассчитываются негативные последствия. Нелинейная модель является более сложной, так как учитываются также взаимодействия между различными факторами рисков, что значительно затрудняет их анализ, хотя и позволяет оценивать уровень риска более точно.

После проведения анализа рисков по каждому из альтернативных вариантов решения и оценки уровня рисков выбирается оптимальный вариант решения. Таким образом, последовательно определяются:

• область и совокупность факторов рисков;

• характер и содержание рисков;

• вероятность рисков;

• возможные потери и негативные последствия;

• средства предотвращения или уменьшения потерь от рисков;

• оценка рисков при альтернативных вариантах решения;

• определение вариантов с наименьшими рисками и потерями;

• выбор оптимального варианта.

На следующем этапе, когда определены и изучены потенциальные риски, встает задача по управлению рисками, т.е. возникает потребность в формировании защитного механизма и разработке альтернативных действий, что позволяет не только их заранее выявлять, но и принимать меры по их локализации и предотвращению на различных стадиях процесса.

Управление рисками включает три этапа:

• разработку плана по управлению рисками и выбор стратегии;

формирование механизмов предотвращения рисков; ,

контроль и мониторинг рисков.

Так, перед руководителем имеется несколько стратегий уменьшения рисков, которые он может выбрать, включая:

• овладение ситуацией риска;

• предотвращение или сведение риска к минимуму;

• финансирование и возмещение затрат по убыткам;

перенос риска на других или взятие его на себя.

Возможны также создание защитного механизма от опасностей, воздействие на факторы рисков для их ликвидации, адаптация к проявлениям внешней среды и др. Данный выбор во многом зависит от уровня риска и ситуации, которая может характеризоваться:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.