Рефераты. Особенности государственного управления и социального менеджмента

Рассмотренные общие функции управления необходимы для осуществления государственного управления как на общегосударственном, так и на региональных, местных, отраслевых уровнях.

Специальные функции характеризуют особенности конкретного субъекта или объекта управления.

К основным специальным функциям государственного управления относятся:

обеспечение государственного суверенитета и экономической самостоятельности государства, осуществление внутренней и внешней политики государства;

разработка проекта Закона о Государственном бюджете и обеспечение его выполнения;

разработка и осуществление общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития государства и др.

Специальные управленческие функции осуществляет Президент РФ как глава государства. Среди них: руководство внешнеполитической деятельностью государства, назначение и увольнение глав дипломатических представительств РФ в других государствах и при международных организациях; назначение по представлению Премьер-министра членов Кабинета Министров, руководителей иных центральных органов исполнительной власти, а также глав местных государственных администраций и прекращение их полномочий на этих должностях (расстановка кадров); принятие в случае необходимости решения о введении в государстве или в отдельных его местностях чрезвычайного положения, а также объявление в случае необходимости отдельных местностей РФ зонами чрезвычайной экологической ситуации; присвоение высших военных званий и классных чинов, награждение государственными наградами; установление президентских отличий и награждения ими и др.

Разграничение функций существует и на низших уровнях государственной исполнительной власти. Так, местные государственные администрации на соответствующей территории обеспечивают осуществление таких основных функций: выполнение Конституции и законов РФ, актов Президента, Кабинета Министров РФ, иных органов исполнительной власти; поддержание законности и правопорядка; соблюдение прав и свобод граждан; выполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития; программ охраны окружающей среды; подготовка и выполнение соответствующих областных и районных бюджетов; отчет о выполнении соответствующих бюджетов; взаимодействие с органами местного самоуправления; реализация других предоставленных государством, а также делегированных соответствующими советами полномочий.

Перечень основных специальных функций исполнительной власти свидетельствует о том, что они являются многочисленными и разнообразными, но вместе с тем взаимосвязанными как задачи, которые решаются органами управления. Сравнение общих функций со специальными приводит к выводу о том, что первые связаны с процессами государственного управления, т. е. проявляются в любых взаимодействиях соответствующих управляющих и управляемых систем. Содержание же специальных функций представляют не общие закономерности, а особенности взаимодействия конкретных субъектов и объектов государственного управления.

Специальные функции можно сгруппировать по типам основных задач (особенно на высшем уровне): это подбор кадров и их расстановка, составление бюджета, осуществление долгосрочных целей и преодоление кризисных ситуаций. Особенно большое значение в деятельности исполнительной власти уделяется принятию и осуществлению долгосрочных целей, тогда как кадровая и бюджетная политика относится к категории способов, но не цели. Такое направление деятельности исполнительной власти, как преодоление кризисных ситуаций, является особенным. Имеются в виду любые кризисы — общенациональные или местные, от стихийного бедствия (землетрясения, наводнения) к всеобщей стачке, проблемы и события, которые могут нарушить общественный порядок, общественную безопасность (например, споры о благоустройстве в той или иной местности, захват заложников террористами, угон самолета, недопустимое давление со стороны другого государства на интересы нашего государства и другие конфликтные ситуации). Особенность кризисных ситуаций состоит в том, что решения должны быть быстрыми, оперативными, наглядными, касающимися различных органов управления, учреждений, предприятий, которые в этой ситуации координируют свои действия. Функция координации (внешняя) в подобных ситуациях доминирующая.

Специальные функции (как наиболее многочисленные) разделяются на виды в зависимости от сфер управления. Такая специфичность функций присутствует в сферах экономики, социально-культурной, административно-политической.

Дальнейшая дифференциация функций, обусловленная особенностями объектов управления, происходит внутри этих сфер управления благодаря вспомогательным функциям. Основное их назначение — обеспечение обслуживания процессов общих и специальных функций. С их помощью создаются необходимые условия для нормальной деятельности управленческих структур.

Такая классификация функций является наиболее распространенной не только в теории, но и в практике управления. По критерию обеспечения потребностей вспомогательные функции классифицируют по следующим группам: а) в целевозлагающей организации — прогнозирование, стратегическое и текущее планирование; б) в необходимых ресурсах — финансирование, материально-техническое снабжение, транспортное обслуживание, стимулирование, трудовые ресурсы, кадровое обеспечение; в) в упорядоченности, согласованности в действиях — управление, координация, организация, контроль и др.; г) в постоянном совершенствовании самой системы управления — организация, диагностирование, проектирование, организационное развитие и т. п.

Приведенное разделение функций государственного управления носит условный характер, поскольку в действительности, на практике они переплетаются, взаимодействуют между собой в единой системе влияния субъекта на объект управления


15. Понятие и сущность организационной структуры управления


под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

В структуре управления выделяются следующие элементы:

- звенья (отделы);

- уровни (ступени управления);

- связи (горизонтальные и вертикальные).

Каждая организационная структура обладает своими специфическими особенностями, которые в значительной степени влияют на поведение и эффективность деятельности персонала.

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Главные из этих требований к организационной структуре могут быть сформулированы следующим образом:

1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе уровней управления.

2. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.

3. Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.

4. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.

5. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.

6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.

Совершенство организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько при ее построении соблюдались принципы построения:

1) Целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;

2) Четкое обособление составных частей организационной структуры

(состава ее подразделений, потоков информации и пр.);

3) Обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе;

4) Предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;

5) Приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.

Существуют следующие организационные структуры управления:

. Линейная;

. Многолинейная (функциональная);

. Линейно-штабная.

Линейная организационная структура управления – это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

Многолинейная (функциональная) организационная структура управления организацией. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Линейно-штабная организационная структура управления. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).

16. Сравнительный анализ основных моделей местного самоуправления

Зарубежный мир чаще всего использовал три модели: англосаксонскую (английскую), континентальную (французскую) и советскую.

Выделение этих моделей основывается в первую очередь, на принципах, лежащих в основе отношений различных органов местной власти между собой и с органами вышестоящей власти. Местные представительные органы, следующие англосаксонской модели (Великобритания, Канада, Австралия, США и др. государства), формально выступают как автономно действующие, в пределах предоставленных им полномочий, и практически не подчиняются вышестоящим органам власти. К тому же в местных органах власти англосаксонской модели отсутствовали уполномоченные центрального правительства с функциями опекунства. Это вовсе не означает, что деятельность местных органов в этом варианте находится вне контроля государства: он осуществляется косвенно, т. е. через суд и центральные министерства и ведомства.

В Великобритании местные органы власти получили большие полномочия еще на рубеже XIX-XX вв., но в 1970-1980-е гг. центральная власть вновь ввела ряд ограничений местного самоуправления (особенно в вопросах финансов и налогообложения).

В США местные органы практически полностью самостоятельные в подведомственных им областях, многие полномочия и сферы деятельности переданы на уровень местного самоуправления и осуществляются без какого-либо вмешательства со стороны не только федеральных органов власти, но и руководящих структур штатов. Причем деятельность местных органов регулируется исключительно законодательством штатов: федеральная власть во взаимоотношения руководства штатов и местной власти практически не вмешивается еще с 1868 г. В конституциях всех штатов имеются статьи, закрепляющие права и обязанности местного самоуправления, однако в разных штатах эти права и обязанности далеко не одинаковы. В этом отношении штаты можно подразделить на две группы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.