Рефераты. Особенности государственного управления и социального менеджмента

Функции исполнительной власти в настоящее время подразделяются на три типа:

1) правоустанавливающие, т. е. нормативное регулирование;

2) правоприменительные, которые будут осуществлять контроль и надзор;

3) функции по предоставлению государственных услуг и управлению государственным имуществом.

Реорганизация проведена и для того, чтобы повысить персональную, личную ответственность каждого министра, руководителя служб и агентств, их подразделений.

Президент непосредственно курирует деятельность 5 министерств и 12служб: МВД, МЧС, МИДа, Минобороны и Минюста(вихсоставе7служби 1 агентство); Государственной фельдъегерской службы РФ, Службы внешней разведки РФ, ФСБ России, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ и Федеральной службы охраны. В ведении Президента находятся также 2 агентства — Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.

В целом количество структур федеральной исполнительной власти выросло - с 59 до 79. И тем не менее, это первая с советских времен глубокая административная реформа. Она должна привести не только к некоторому сокращению штатов, но и повышению эффективности их работы в результате функционирования новой структуры и выстраивания по-икому функций и механизма власти как такового, нового порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.

Задачами министерства становятся выработка государственной стратегии в соответствующей сфере управления, предупреждение и нейтрализация возникающих проблем и негативных тенденций, достоверное прогнозирование, необходимое для решения долгосрочных задач. При этом предстоит перейти к такой модели, при которой федеральные министерства станут по-настоящему опорными элементами Правительства Российской Федерации, реально и публично ответственными за эффективное проведение государственной политики в определенных для них сферах управления.

Федеральная служба (управление) должна быть самостоятельным органом исполнительной власти, образуемым для непосредственного осуществления специализированных функций, в том числе применения мер государственного принуждения. В качестве иллюстрации таких функций можно назвать взимание налогов, ведение государственной статистики, обеспечение государственных стандартов, выполнение правоохранительных функций и т. п. Федеральный надзор призван осуществлять узкоспециализированные контрольные функции межотраслевого характера, включая применение мер ответственности за нарушение установленных правил.

Еще одно важное направление преобразований — освоение современных технологий управления. Они должны привноситься в практику исполнительной власти и государственной службы в процессе реформирования, которое само должно строиться на базе этих технологий. Другим каналом освоения новых управленческих технологий предстоит стать системе образования и повышения квалификации кадров государственных служащих.

Административная реформа будет сопровождаться изменением подходов и к ресурсному обеспечению органов управления. Основными статьями расходов на управление должны стать содержание государственных служащих, а также затраты на информационное и аналитическое обеспечение решений.

В числе важнейших мер, направленных на повышение эффективности исполнительной власти, следует выделить следующие:

— упрощение структуры Правительства и его аппарата для устранения дублирования функций;

— обеспечение независимости территориальных органов федеральной исполнительной власти от региональных органов власти;

— создание механизма мощного контроля за эффективностью и законностью деятельности структур исполнительной власти;

— усиление роли Министерства юстиции Российской Федерации в контроле за ведомственным нормотворчеством, за безусловным выполнением органами исполнительной власти судебных решений и в координации законопроектной деятельности Правительства.

Реформа органов законодательной власти заключается в переходе к избранию Государственной Думы ФС РФ, законодательных органов субъектов РФ только по пропорциональной системе (по партийным спискам). Основные цели данной реформы:

— усиление роли политических партий;

— достижение такой ситуации, при которой политическая борьба на выборах сводилась бы не к конкуренции личностей, а к конкуренции идей и выражающих их полити-че-ских сил;

— усиление ответственности партий за проводимую

политику;

— укрепление многопартийности;

— ликвидация такого института, как депутаты-одномандатники (избирающиеся по округам), которыми в последнее время избираются, как правило, лица, обладающие крупными финансовыми средствами и в дальнейшем лоббирующие собственные интересы.

Помимо реформ органов госвласти в рамках административной реформы развивается сфера предоставления го-сударственных услуг. Государственные услуги — это предо-ставляемые федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами госвласти ценам услуги гражданам или организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также в других областях, установленных федеральными законами.

В настоящее время разработана концепция Федерального закона «О стандартах государственных услуг», которая обязывает государственные органы заниматься стандартизацией государственных услуг с целью повышения их качества и эффективности выполнения государственных функций. Предполагается, прежде всего, установить реестр государственных услуг, которые государственные органы вправе и обязаны предоставлять гражданам или организациям. Механизм разработки стандартов государственных услуг предполагает активное участие в этой работе представителей пользователей, представителей структур гражданского общества.

Возможно, имеет смысл разработка особых механизмов оценки деятельности руководителей, заместителей руководителей государственных органов, оказывающих государственные услуги, в зависимости от достигнутых результатов на основе краткосрочных служебных контрактов. Следует обратить внимание на развитие контрактных отношений между государственными органами и государственными учреждениями и организациями при делегировании этим учреждениям и организациям функций, не связанных с государственным управлением.

Указанные обстоятельства обусловливают необходимость создания научно обоснованной системы регулирования различных видов государственной службы в РФ, базирующейся на эффективно действующей системе правовых норм. Осуществляемые реформы влекут потребность в соответствующих научных исследованиях.

Конечная цель административной реформы заключается в ориентации органов государственной власти и управления на четкое определение круга своих клиентов и качественное указание им услуг, на творчество профессионально подготовленных государственных служащих.

21. Контроль как функция управления


Контроль - это вид управленческой деятельности, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Выделяют два направления:

·                     контроль для оценки полученного результата;

·                     контроль для принятия мер по корректировке существенных отклонений от плана либо корректировке самого плана.

Именно поэтому контроль - одна из ведущих функций управления после целеполагания. Если не выработана цель, то и нечего контролировать. В связи с этим контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос.

Основными причинами необходимости контроля являются:

·                     неопределенность, сложность и динамичность среды;

·                     предупреждение возникновения кризисных ситуаций посредством обнаружения несоответствий и ошибочных действий до того, как они нанесут предприятию ощутимый вред;

·                     поддержание успеха путем сопоставления фактических результатов и плановых показателей и оценки темпа продвижения предприятия к намеченным целям.

Содержание функции контроля в конкретной ситуации определяется структурой и содержанием других функций управления (планирования, организовывания, мотивирования). В то же время принятая система контроля будет влиять на содержание систем планирования, организации деятельности, мотивирования.

Тесная связь контрольной функции с функцией планирования проявляется в формулировании целей и контрольных показателей, которые фиксируются в соответствующих планах, а также в том, что временные периоды осуществления обеих функций должны совпадать. Это означает, что по периодам осуществления контроль должен быть трех видов: стратегический, тактический и оперативный.

Связь контроля с функцией организовывания прослеживается в решении проблемы централизации - децентрализации и установлении субъекта и объекта контроля. Чем выше нестабильность среды, тем актуальнее применение децентрализации по разным уровням иерархии.

Субъекты и объекты контроля (подразделения, персонал) должны быть четко указаны в положениях о подразделениях и должностных инструкциях.

Результаты контроля, в соответствии с теорией Портера- Лоулера, являются необходимым условием для мотивации персонала, т. к. именно результат (степень достижения цели) ведет к удовлетворенности трудом, и человек будет стремиться повторить то производственное поведение, которое привело к возникновению этого чувства. Именно поэтому критерии оценки труда должны быть четко сформулированы и быть понятны исполнителям. В этом смысле эффективность системы мотивации определяется эффективностью системы контроля.

Эффективное сочетание различных видов контроля с учетом параметров внешней и внутренней среды - залог успеха функционирования организации.

В органах государственного и муниципального управления осуществляется предварительный, текущий и заключительный контроль. Предварительный контроль используется в трех ключевых областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. Предварительный контроль должен ответить на следующие вопросы:

1. Достаточно ли знаний и навыков у сотрудников подразделений, которые будут исполнять распоряжение?

2. Достаточно ли материальных и финансовых ресурсов для выполнения распоряжения?

Предварительный контроль исполнения осуществляется в период подготовки постановлений и распоряжений и последующей постановки утвержденных документов на контроль. К этой работе должны привлекаться все заинтересованные структурные подразделения, которые в дальнейшем будут реализовывать распорядительные документы на практике. Также необходима информация об исполнении подобных распоряжений в прошлом и анализ существовавших отклонений с предложением путей их преодоления. Все это позволяет обеспечить актуальность принимаемых решений и уже на стадии подготовки предусмотреть неукоснительное их исполнение.

Текущий контроль исполнения осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом является выполнение сотрудниками администрации распорядительных документов, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника и контрольных органов. Регулярная проверка работы, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных шагов по исполнению документа. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьезные трудности. Таким образом, необходима постоянная обратная связь субъекта управления с объектом управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.