В рыночной теории эти факторы называют "вводимыми" (или "входными"). В разных видах производства они используются в различном сочетании. Так, производство, где большая роль в создании продукта принадлежит основному капиталу, характеризуют как "капиталоемкое" производство (по классификации, принятой в отечественной системе учета, капиталоемкие предприятия и производимая ими продукция называются "фондоемкими"). Пример таких предприятий - гидроэлектростанции, предприятия химической промышленности и др.
В зависимости от доли затрат на различные элементы материальных ресурсов выделяют материалоемкие (например, предприятия текстильной промышленности), энергоемкие (например, выплавка стали) и трудоемкие (в которых используется высококвалифицированный труд) предприятия.
В настоящее время особо выделяют наукоемкие производства, т.е. предприятия, воплощающие в своей продукции новейшие достижения науки и техники (примером могут служить предприятия по производству компьютерной техники, лазерных дисков, современного медицинского оборудования и т.д.).
Производственная характеристика предприятия включает в себя определение масштабов производства.
В этом смысле различают предприятия "крупносерийного", "серийного", "единичного" и "индивидуального" производства.
В первом случае - это предприятия, производящие очень большие объемы однородной продукции, рассчитанной на массового потребителя (например, предприятия моторостроения, тракторные заводы, производство подшипников и т.д.).
Во втором - это производство средними или даже малыми сериями, когда необходима большая модификация продукции с учетом особых условий их применения (например, производство оборудования для нефтедобычи).
Единичное производство означает изготовление продукции по специально разработанным проектам или условиям, а индивидуальное ориентировано на конкретного потребителя Сочетание факторов производства на предприятиях, даже производящих однородную продукцию, может быть различным. Например, вино можно производить трудоемким ручным способом или капиталоемким (с использованием машинного оборудования для выжимки винограда).
Общая тенденция технического прогресса в промышленности такова, что "вклад" живого труда падает, а "вес" труда, воплощенного в машинах и оборудовании, возрастает Но в масштабах общественного производства ей противостоит другая тенденция, связанная с повышением роли и значимости живого труда, особенно творческого, а также труда, связанного с выполнением обслуживающих функций.
Производственная характеристика предприятия может раскрывать и другие стороны деятельности предприятия (например, степень использования факторов производства, их состояние и т д).
Экономика вырастает из производства, которое образует материальную основу экономики.
Производство - это деятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности. П. - это объективная необходимость, т.к природа не предоставляет человеку необходимые блага, их надо производить.
Собственность как экономическая категория, типы и формы собственности. Многоукладность современного хозяйства 2 типа С:
1. частная - С отдельных граждан: трудовая (сами работаем - сами преумножаем С) и нетрудовая (использование труда наемного)
2. общая - выступает как общественная, гос-ная, коллекитвная, общинная, групповая.
Формы С:
По Конституции РФ:
1) частная С,
2) государственная (федеральная и субъектов 89 субъектов),
3) муниципальная,
4) общ организаций (профсоюзы, спорт. общества, партии, церковь, благот фонды),
5) совместная (СП),
6) коллективная (на основе объединения различных форм С),
7) С иностр граждан и лиц на территории РФ,
8) интеллектуальная С.
Объект С (фабрика и т.д.) - то, что нах-ся в С данного лица.
Субъект - собственник, владелец С.
Политическая экономия различает типы и формы собственности на средства производства. В рамках двух ее главных типов - частной и общественной существуют многообразные, порой существенно различающиеся между собой формы собственности.
Частная собственность выражает присвоение средств, а значит, и результатов производства отдельными лицами собственниками этих средств. При частной собственности, основанной на чужом труде, соединение рабочей силы со средствами производства происходит иод командой собственника - хозяина этих средств производства. Такие отношения неизбежно влекут за собой эксплуатацию человека человеком, обусловливают разделение общества на противоположные, антагонистические классы, порождают отчужденность между людьми, анархию общественного производства. В зависимости от того, каковы именно конкретные формы частной собственности, основанной на чужом труде, складываются различия между эксплуататорскими общественными формациями - рабовладельческой, феодальной, буржуазной. Их многое объединяет, но между ними есть и существенные различия.
Особое место занимает мелкая трудовая частная собственность, основанная на личном труде. На протяжении истории общества она получила довольно широкое распространение, но никогда не была ни господствующей, ни преобладающей.
Общественная собственность означает совместное присвоение средств и результатов производства. Она соединяет производителей со средствами производства как общим до стоянием и исключает деление общества на антагонистические классы, эксплуатацию человека человеком, порождает отношения сотрудничества и взаимопомощи. Но и общественная собственность на различных этапах развития имеет разные формы. Одно дело - собственность в условиях первобытнообщинного строя, порожденная низким уровнем развития производительных сил, другое - социалистическая собственность, основанная на совершенно ином, несравненно более высоком уровне производительных сил.
Собственность на ср-ва производства определяет не только характер экономических взаимосвязей между людьми в процессе производства, но и формы распределения произведенного продукта, его обмена и потребления. Совокупность этих взаимосвязей и форм и образует с и с т ему производственных отношений данного общества.
Поскольку производственные отношения связаны с присвоением людьми материально вещественных факторов и результатов производства, они характеризуются как имущественные отношения.
Основные организационно-правовые формы собственности в России Предприятие (П) - учреждение в форме фабрики, завода, фермы, шахты, небольшого или крупноо магазина, которое выполняет одну или несколько функций по пр-ву товаров или услуг П. - самостоятельно хозяйствующий субъект, правами юр. лица, кот. на основе исп. имущества - осн. и обор. фондов прои-т и реал-т продукцию, выполняет работы, оказ. услуги. В составе П. м. б. разл. структурные подразделения, но не м. б. юр. лица. Любое П. не зависимо от формы собст-ти действует на принципах хоз. (ком) расчета. Гл. задачи: удовлет-е общ. потребности в его продукции, работах услугах; удовлет-е соц. и эк. интересов членов коллектива (на основе получения и исполь-е прибыли).
Фирма - организация которая владеет и ведет хоз. деятельность на предприятии.
Большинство фирм владет одним предприятием, но многие владеют и управляют несколькими предприятиями. Они могут быть объединениями горизонтального, вертикального типа, или конгломератами.
Вертикальное - каждая компания владеет пр-ми на различных стадиях произ-го процесса. Например, каждый производитель стали владеет рудниками, шахтами, печами, домнами, литейными цехами.
Горизонтальное - все пред-я находятся на одной стадии произ-ва (сеть магазинов в сфере розничной торговли)
Конгломераты - охватывают пред-яя, которые оперируют во многих различных отраслях и рынках
Формы:
1 Единоличное (частное владение) - самостоятельное ведение дел в своих собственных интересах Владелец имеет материальные ресурсы и кап. Оборудование или приобретает их, лично контролирует деят-ть пред-я.
2. Партнерство яв-ся естественным развитием единоличного владения. Это форма организации бизнеса, пари которой два или лиц договариваются о владении пред-ем и его управлением. Обычно они объдиняют свои фин-е ресурсы и умение вести дела. также они распределяют риски, прибыли и убытки.
3. Корпорация - это правовая форма бизнеса, отличающаяся и отдаленная от конкретных лиц, ими владеющих. Это признанные правительством юр лица могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты и т.д. Это наиболее эффект форма привлечения денежного капитала.
Механизм функционирования рыночной экономики Рынок - это механизм формирования и движения воспроизводственных связей, базирующийся на товарно-денежных отношениях и конкуренции экономически самостоятельных субъектов хозяйствования.
Рынок - это совокупность актов купли-продажи, место, где совершаются сделки между продавцом и покупателем.
Функции рынка:
является связующим звеном между производством и потребителем и наоборот.
Инструменты рынка цена спрос предложение валютный курс курс ценных бумаг и т.д.
выявляет общественную полезность тех или иных видов товаров или услуг, позволяет реально оценить их стоимость, выявляет в какой степени соответствуют издержки производства отдельных товаропроизводителей с общественными издержками.
эффективны инструмент регулирования объема производства Рынок - взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из них самостоятелен в своей действиях.
Роль:
через механизм конкуренции способствует рационал распространению ресурсов влияет на структуру и объем прои-ва, приспосабливая ее к платежеспособному спросу заставляет потребителя выбирать рационал структуру потребления, соответс его доходам и ценам.
Издержки произ-ва - затраты предприятия, на произ-во товара (сырье, амортизация, тепло, электроэнерг и т.д.)
Преимущества Р:
Эффек распределение ресурсов Гибкость Оптимальное испол-ние НТР
Недостатки:
Неспособность сохранять невоспроизводимые ресурсы Не имеет эк мех-ма защиты окр среды.
Виды рынков:
1) товаров
2) услуг
3) финансовый
Теория рыночного равновесия Спрос - это величина товара или услуги, которая будет куплена по определенной цене за определенный период (платежеспособная потребность)
закон спроса: выражает связь между относительной ценой товара и величиной спроса на него. При прочих равных условиях спрос на товар в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены, т.е. снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса, повышение цены ведет к соответ. падению величины спроса. Это происходит по 2 причинам:
1. при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода)
2. товары, при снижении цены на него, дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгодно (эффект замещения).
На спрос влияют след-ие неценовые факторы:
1. изменения денежных доходов населения (рост доходов повышает спрос на разные виды товаров)
2. изменение в структуре населения (увеличение кол-ва пенсионеров повышает спрос на лекарства, мед. обслуживание)
3. изменение цен на другие товары, особенно на товары - заменители (рост цен на слив. масл вызовет повышение спрос на маргарин)
4. эк-я политика правительства (денежные пособия, выплачиваемые государством малоимущим, повышают спрос на товары)
5. изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16