Рефераты. Основы менеджмента организации

Основные методы стратегического анализа и их характеристика. Особенности матричных методов анализа Эф-ть работы мен-ров по упр-ю деят-ти фирмы зав. от их подготовки и ур. обоснованности методологии, используемой для реш-я проблем, т.е. от общ. принципов, подходов, методов и др. Системный хар-р мен-та доказан многими авторами. В кач-ве составляющих упр. воздействия можно рассматривать опред. ф-ции, составляющие из операций. Осн. ф-циями явл. планирование, орг-ция, оперативное рук-во и контроль. Осуществлять аналитич. и оптимизац. расчеты, опираясь на матем. аппарат и методы исслед-я операций при анализе "больших и сложных систем, к кот. относятся бизнес-системы и работа мен-ра. Доказана особн-сть и эф-ть использ-я методики комплексн. подхода к анализу сложн. систем в виде четырехшаговой послед-ти действий:

Шаг 1. Структуризация системы - анализируемая система делится на сост. части (элементы), имеющие технологич. или некот. иную самостоят-ть. Затем устанав-ся сущест-е между частями устойч. отн-й. Напр., добыча, доставка и хранение сырья, технолог. составляющие переработки сырья и превращение его в товарный продукт, упаковка, перевозка, продажа, послепродаж. обслуж-е, утилизация, а при необх-ти и более мелкие части этих элементов.

Шаг 2. Систематизация элементов - выявленные (структурир-ные) элементы и части системы группируются по каким-л. общим хар-рным признакам или критериям, а иногда и рейтинговой значимости в бизнесе (технологии). Напр, рассм-ся элементы, играющие осн., а затем вспомогат. роль, или послед-ть потребления разл. ресурсов.

Шаг 3. Хар-ризация элементов и системы - системированные структурн. элементы описываются (хар-ризуются) численными значениями (величинами). Напр., товар хар-ся параметрами размера, паспортными данными, гарант. сроком обслуж-я, ценой и др. Шаг 4. Оптимизация системы и элементов - в процессе оптимизации системы исполь-ся лучшие ее хар-ти и элементы. Напр., критерии себестоимости, время упр-я, кол-во исполнителей, объем расходы сырья и др. ресурсные показатели, улучшающие кач-во товара, его себестоимость, время его изготовления и др.

Микро - и макроокружение предприятия: основные составляющие. Цели и инструменты анализа внешней среды.

Характеристики организаций делят на 2 группы: в зависимости от внешней среды, окружающей организацию •уникальность внутренней среды организации. ВНЕШНЯЯ среда организации - все то, что окружает организацию в обществе экономики и природы. Факторов внешней среды множество, но они делятся на 2 группы:

1) Факторы косвенного действия (политика, состояние экономики, НТП, крупные междунар. события, общество и т.д.). 2) Факторы прямого действия (потребители, конкуренты, поставщики, государство законы, банки и др.). Характеристики факторов внешней среды: взаимозависимость, сложность, динамичность (быстротечность), неопределенность.

Осуществляя контроль за состоянием и развитием экономики, государство использует следующие методы:

Фискальные - управление экономикой посредством налогов и правительственных вмешательств, Монетарные - государство с помощью ЦБ контролирует предложение денег, прямое вмешательство - правительство посредством законодательства может контролировать бизнес, принимая те или иные хозяйственные решения. .

Внутренняя среда организации и ее составляющие. Анализ внутренней среды ВНУТРЕННЯЯ среда организации представляет собой совокупность людей (персонала), средств, интересов, объединенных для достижения поставленных целей. Она характеризуется следующими элементами:

1) ресурс

2) миссии и цели

3) организационная структура

4) технология

5) персонал

6) организационная культура. Ресурс организации - ценности, средства и люди, которыми располагает организация для достижения цели. различают следующие виды:

информационные

интеллектуальные

материальные

производственные

технологические

финансовые

людские

энергетические.

Внутренние переменные (внутр. среда) - ситуационные факторы внутри орг-ции. Не все внутр. переменные полностью контролируются менеджерами. К осн. переменным внутрифирменным эл-там во всех школах менедж-та относят цели, кадры, структуру, технологию, задачи. Структура орг-ции явл-ся весьма сложной логической системной взаимосвязью ряда структурных составляющих (подсистем). К основным следует отнести функциональную, орг-ную, управл-скую, информ-ную и кадровую составляющие. Часть подсистем имеет "вертикальную", а часть "горизонт." направленность (векторы "воздействующих" усилий). Целями наз. конкретное конечное состояние или желаемые результаты, кот-х хотят достичь члены орг-ции, работая вместе.

Всякий раз цели подразделений д. б. увязаны с целями орг-ции в целом. Задача - это работа или ее часть, кот.д. б. выполнена определенным способом в установленное время. Технология - любые ср-ва, с помощью кот. входящие в производство (в систему) ресурсы (элементы) преобразуются в выходящие. Технология может включать машины, механизмы и инструменты, навыки и знания персонала.

Технологии классиф-ся по различным признакам и критериям. Сущ-ют различные подходы к классиф-ции технологий: по объему производимой продукции, по последовательности и специфике технологии (посредничество, интенсивность). Персонал (кадры) вкл-ет руковод-лей и исполнителей. Особую роль играют руков-ли, кот.д.олжны уметь создавать такую кадровую систему и среду, которые могут обеспечить достижение целей орг-ции. Все внутр. Переменные (факторы) взаимосвязаны. Изменения хотя бы одного оказывает влияние на все другие факторы, поэтому рассматривать их необходимо в системе.

Совершенствование одного эл-та (фактора) в системе, как правило, не ведет к повышению эффективности всей системы в целом. Влияние финансов важно и велико, потому что этот фактор специфичен и требует специальной и особой подготовки менеджера. Значимее становятся маркетинговые исследования и использование руководителями лучших достижений и опыта различных школ менедж-та.

Организация как система и как объект управления. Основные законы теории организации.

ОРГАНИЗАЦИЯ представляет собой построение такой структуры предприятия, которая дает возможность людям работать вместе для достижения поставленных целей. Организационный процесс включает в себя следующие стадии:

1) Определение отдельных видов работ для достижения поставленных задач.

2) Оценка имеющихся трудовых ресурсов.3) Выявление степени ответственности и характера полномочий управленческого персонала.4) Определение специализированных видов деятельности.5) Оформление и утверждение должностных инструкций, положения структурных подразделений, схем и нормативов. При организации необходимо руководствоваться следующими необходимыми принципами:

специализация

пропорциональность (отделы должны быть соизмеримы между собой)

прямоточность (наикратчайший путь прохождения информации)

бесперебойность (ритмичность).

Организация составляет предмет и мир менеджера. Прежде чем управлять, нужно изучить объект управления. ОРГАНИЗАЦИЯ - объект, система, функция, объединение людей, процесс. Организация - деятельность людей, которая сознательно координируется для достижения общих целей. Под организацией, как объектом понимают фирмы, учреждения. Признаки организации:

наличие минимум 2 человек

наличие хотя бы 1 цели, которую принимают все члены организации

наличие членов группы, которые работают вместе для достижения общей цели. Классификация организаций:

1) По виду деятельности (производственные, учебные, исследовательские)

2) По формам собственности (частные, гос)

3) По размеру (малые, крупные)

4) По срокам деятельности (временные, постоянные)

5) По отношению к прибыли (коммерческие и некоммерч)

6) В зависимости от формализации (формальные и неформ).

Общие характеристики организаций. Типология организаций Характеристики организаций делят на 2 группы: •в зависимости от внешней среды, окружающей организацию •уникальность внутренней среды организации.

ВНЕШНЯЯ среда организации - все то, что окружает организацию в обществе экономики и природы. Факторов внешней среды множество, но они делятся на 2 группы:

1) Факторы косвенного действия (политика, состояние экономики, НТП, крупные междунар. события, общество и т.д.) 2) Факторы прямого действия (потребители, конкуренты, поставщики, законы, банки и др.). Характеристики факторов внешней среды:

взаимозависимость

сложность

динамичность (быстротечность)

неопределенность.

ВНУТРЕННЯЯ среда организации представляет собой совокупность людей (персонала), средств, интересов, объединенных для достижения поставленных целей. Она характеризуется следующими элементами:

1) ресурс 2) миссии и цели 3) организационная структура 4) технология 5) персонал 6) организационная культура. Ресурс организации - ценности, средства и люди, которыми располагает организация для достижения цели. различают следующие виды:

информационные

интеллектуальные

материальные

производственные

технологические

финансовые

людские

энергетические.

Классификация организаций:

1) По виду деятельности (производственные, учебные, исследовательские)

2) По формам собственности (частные, гос)

3) По размеру (малые, крупные)

4) По срокам деятельности (временные, постоянные)

5) По отношению к прибыли (коммерческие и некоммерч)

6) В зависимости от формализации (формальные и неформ).

Основные подходы к проектированию организаций. Специализация и кооперация. Централизация и децентрализация. Департаментализация Орг-ции, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМИ. ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ - это такие орг-ции, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. В сильно децентрализ орг-циях управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деят-ти.

Ha практике, однако, не встречается полностью централиз или децентрализ орг-ций. Любая орг-ция м б так названа лишь в сравнении с другими орг-циями или в сравнении с собой же, но в другие периоды. Говорят о степени централиз или децентрализ.

Центр.: большая часть полном. по прин. важнейш. реш. - у высш. рук-ва. Эфф. исп. персонала, выс. степень координац. и контроля за специализир. подразд, меньше опасн. что они будут развив. в ущерб орг. Отделы м. б. централиз. в раз. степени.

Децентр: прин. важ. реш. распред. по нижестоящ. ур-ням упр. Упр. сред. звена им. большие полном. в конкретн. обл. дея-ти - реш. прин. рук., кот. лучше знает проблему. Улучш. взаимод. и обмена инф. м/д рук. разн. ур., повыш. эфф-ти прин. реш, усил. мотивации рук. и их подготовки. Надо когда вокруг орг. динамич. рынки, конкур.; сама - диверсиф. продукц., быстро мен. технологии, увелич. масштабы Современный этап перестройки организационных структур управления фирмами, ориентированными на рынок и на создание структур стратегического менеджмента, приобретает форму поиска "золотой середины" между централизацией и децентрализацией властных функций.

Тенденции централизации и децентрализации в системах управления, в формах планирования и управления тесно связаны с производственно-хозяйственными характеристиками организаций и, в первую очередь, с их отраслевой структурой. Так, там, где производство тяготеет к одноотраслевому, однопродуктовому, где тесны связи между технологическими переделами и велики объемы производства, обоснованно применение функциональных централизованных систем управления. В этих системах ставка делается на четкое планирование и строгий контроль производственно-хозяйственной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.