Рефераты. Основы менеджмента (лекции)

       Наименее

предпочтительный

        коллега

                                   В





                                   С






                                   Н

                                                              1                2                3                4                 5                6               7               8

  

      Взаимоотношения                         Хор.          Хор.          Хор.          Хор.          Плох.        Плох.        Плох.       Плох.


    Структурировано ли

              задание                                     Д                Д              Н              Н                 Д               Д               Н               Н

 


Должностные полномочия               Сильн.      Слаб.        Сильн.       Слаб.        Сильн.       Слаб.        Сильн.       Слаб.


 



Способы побуждения:

1)        Доверительное разъяснение цели (объяснение, зачем нужно это сделать);

2)        Оказание поддержки в работе (наставничество);

3)        Направление инициативы подчинённых;

4)        Создание новых потребностей подчинённых;

5)        Удовлетворение потребностей подчинённых (денежное вознаграждение, повышение по службе).

Теория «жизненного цикла». Поля Херси и Кена Бланмара.


Суть теории состоит в том, что наибольшая эффективность стиля лидерства (руководства) зависит от зрелости исполнителя. Под зрелостью нужно понимать:  а) способность брать ответственность на себя;  б) уметь разумно рисковать;  в) опыт в работе;  г) уровень интеллекта. Образование и опыт являются вторичными факторами зрелости. Поведение руководителя может быть ориентировано на человеческие отношения и на работу. В зависимости исполнителей можно выбрать по графику наиболее предпочтительный стиль.




Ориентация на человека


                                                                                          S3                                           S2

 







                                                                                          S4                                           S1






                                                                                                                                                          Зрелость работника

                                                              Высокая                         Средняя                          Низкая



                                                                                                                                                          Ориентация на задачу

                                                                            Низкая                         Средняя                            Высокая



S1: при низкой зрелости работников руководителю целесообразно вести себя формально, давать чёткие, понятные указания и контролировать их выполнение, ориентируясь на задачу и не придавая особой роли работе с людьми.

S2: по мере роста зрелости исполнителя руководитель должен постепенно переориентироваться с задачи на человека.

Граница S2 и S3: при средней зрелости необходима интенсивная работа с человеком.

S4: при высокой зрелости работников целесообразно делегирование им ответственности и переориентация своего поведения с задачи и человека на развитие организации.

 

Модель принятия решений Врума-Йеттона


В модели Врума-Йеттона имеется 5 стилей руководства: 1) Вы сами решаете проблему или принимаете решения на основе имеющейся у Вас информации;  2) Информацию получаете от подчинённых, а потом сами решаете проблему;  3) Излагаете проблему некоторым подчинённым индивидуально, а затем, выслушав их идеи и предложения, принимаете самостоятельные решения;  4) Излагаете проблему другим подчинённым, а потом, после коллективного обсуждения, самостоятельно принимаете решения;  5) Излагаете проблему группе подчинённых, а потом, после коллективного обсуждения принимаете коллегиальное решение без Вашего влияния.

Чтобы выбрать один из стилей руководства необходимо ответить на следующие вопросы:

1)      Значимо ли для Вас качество решения?

2)      Располагаете ли Вы достаточной информацией?

3)      Структурирована ли проблема?

4)      Значимо ли для Вас согласие подчинённых с выбранным решением?

5)      Вероятно ли то, что автократичное руководство получит поддержку у подчинённых?

6)      Согласны ли подчинённые с целью организации? Мотивированы ли они?


Конфликт. Управление конфликтом в организации.


Конфликт – это ситуация, когда отсутствует согласие между двумя или более сторонами.

Модель конфликта:


 





















Управление конфликтом

 
           



 



Функциональный конфликт ведёт к увеличению эффективности работы организации (часто возникает в рабочих спорах, полемике, на научных совещаниях и т.д.). Дисфункциональный конфликт снижает эффективность группового сотрудничества и, как следствие, снижает эффективность работы организации. Дисфункциональный конфликт ведёт к враждебности между людьми, несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает часто поступать против своей воли и разума,  в пользу одной из сторон.

Типы конфликтов: а) внутриличностный;  б) межличностный;  в) конфликт личность–группа;  г) межгрупповой.

Причины конфликта:

1)      распределение ресурсов;

2)      различие целей в подразделениях;

3)      разные стоящие задачи;

4)      различные представления и ценности у работников;

5)      различия в манере поведения;

6)      разный жизненный опыт;

7)      плохие коммуникации.



Структурные методы разрешения конфликтов:

–        через разъяснение требований к работе;

–        с помощью создания новых координационных и интеграционных механизмов;

–        установление общей цели для всех подразделений и организаций;

–        через систему вознаграждений.


Межличностные стили разрешения конфликтов:

–        уклонение от конфликта;

–        сглаживание причин конфликта;

–        принуждение одной из сторон;

–        компромисс;

–        решение проблемы.


                                                                                                    Область компромисса

                  Степень внимания к себе

                                                 В

 


                                                 С


                                                 Н

                                                                                                            Степень внимания к другим

                                        Н                     С                     В


Часто конфликты приводят к необходимости изменения организационной структуры. Организационное развитие – это долговременный процесс обновления организации, её структуры, коммуникационных связей в соответствии с новыми целями и задачами. Организационное развитие происходит посредством организационных изменений как правило каждые 1-5 лет. Умеренная реорганизация происходит раз в год, коренная – раз в 4-5 лет.

Организационные изменения происходят через:

–        изменение целей работы организации;

–        изменение структуры работы и структуры управления;

–        изменение технологии производства;

–        изменение методов решения задачи;

–        изменение кадровой политики (кого и сколько принимать).



Управление организационными изменениями Лерри-Грейнера:

1)      Анализ внешней среды и внешних факторов.

2)      Посредничество и переориентация внимания руководства на новые цели, задачи, проблемы. Важно выделить критические факторы успеха работы организации.

3)      Диагностика организации и осознание необходимости перемен. Производится сбор информации, её обработка, подготавливается общественное мнение. Процесс идёт сверху вниз.

4)      Нахождение нового решения и выработка обязательств (денежные и материальные гарантии)

5)      Организационный эксперимент и выявление трудностей.

6)      Выработка стимулов к изменениям и обеспечение согласия между людьми.


Условия успеха в осуществлении перемен в организации:

–        необходимо разделить полномочия в руководстве работников так, чтобы был баланс власти;

–        необходимо быстро преодолевать сопротивления переменам (вплоть до увольнения работников;

–        необходимо организовать процесс содействия переменам не только сверху вниз, но и снизу вверх;

–        выявление проблем организации необходимо осуществлять с помощью независимых экспертов, консультантов.

–        перед переменами в организации необходимо её тщательное обследование и эксперимент:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.