Существует несколько подходов в управлении:
1) процессный подход: управление рассматривается как процесс, например планирование, организация, мотивация, контроль;
2) системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме, строится дерево цели:
система разбивается на подсистемы, организация на подразделения;
3) ситуационный подход: анализируются результаты деятельности организации в различных ситуациях, исследуется динамика изменения этих результатов.
Существует внутренняя среда организации, внешняя среда организации и международное окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти. Внешняя среда – это поставщики ресурсов, конкуренты, покупатели, государство и его структуры. К внешней среде относится культура морали и нравственности, религиозные особенности народа, профсоюзы, научно-технический прогресс, состояние экономики, политический фактор.
Качество управления зависит в большой степени от связующих процессов или коммуникаций. Коммуникации могут быть:
– по нисходящей (команды с высшего уровня на низший);
– по восходящей (команда с низшего уровня на высший);
– коммуникации между подразделениями, секциями, отделами;
– коммуникации типа: руководитель – рабочая группа;
– коммуникации между руководителями;
– неформальные коммуникации (на основе дружеских отношений);
– невербальные коммуникации (жесты, мимика и т.д.).
Решение – это результат или действие, произведённое на основе анализа информации и ведущее к планируемым (прогнозируемым) результатам в работе организации. Необходимо учиться принимать решения в условиях неопределённости и риска. Существуют специальные методы принятия решений.
Процесс принятия решений может быть формализован. Например, предположим, что имеются три альтернативы А1, А2, А3, имеются условия, которые могут произойти или не произойти в будущем: Р1, Р2.
Пример:
вероятность 0,6 вероятность 0,4
Р1 Р2
А1 5 3
А2 4 1
А3 2 1
Балл обозначает эффективность.
Показатель:
Е1=5*0,6+3*0,4=4,2
Е2=4*0,6+1*0,4=2,8 => Еmax=Е1 => Первое решение оптимально.
Е3=2*0,6+1*0,4=1,6
Если вероятность наступления условия определить сложно (или Р1=Р2=0,5), то применяют критерии из теории игр:
1) Правило оптимиста (азартного игрока): Из строк матрицы выбирается максимальные элементы, из выбранных максимальных выбирают максимальное, по нему определяется оптимальная строка и оптимальная альтернатива – max max aij;
2) Правило пессимиста (консервативного игрока): Возможны две комбинации: а) max min aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего наименьшего элемента. В каждой строке выбирают минимальный элемент, из выбранных минимальных выбирают максимальное; б) min max aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего максимального элемента. В каждой строке выбирают максимальный элемент, из выбранных максимальных выбирают минимальное;
3) Правило Гурвица: аддитивная комбинация правила оптимиста и пессимиста.
α*max max aij+(1-α)*max min aij
где α – коэффициент значимости;
4) Правило Лапласа: в строках матрицы рассчитывают средние элементы, из рассчитанных средних выбирается максимальное и по нему определяется альтернатива.
Применяя эти правила, уходят от наихудших результатов.
х1
3х
1х 4х 6х
2х 5х 7х
х2
1) Фиксируем множество Парето.
2) Из множества выделенных объектов выделяем те, которые находятся на правой верхней границе множества (3,4,6,7), у них величины х1 и х2 максимальны. 3, 4, 6, 7 – множество Парето.
3) Из этого множества выделяем одно оптимальное. Для этого применяем предыдущий метод.
Для принятия решений часто используются:
1) теория массового обслуживания;
2) методы линейного программирования;
3) методы нелинейного программирования;
4) метод динамического программирования;
5) анализ безубыточности;
6) причинно-следственное моделирование (позволяет определить, насколько каждый из факторов производства влияет на конечный результат);
7) измерение общественного мнения (измеряя общественное мнение можно определить критические факторы успеха в работе той или иной фирмы);
8) измерение мнения торговых агентов.
Выгоды от использования информации могут быть:
В В В
PЭ PЭ PЭ PЭ – расход энергии.
Э
∆Р РР(PЭ)
Чем площадка ∆Р уже, тем сложнее управлять такой системой.
Планирование делится на стратегическое, оперативное и рабочее.
Стратегия – это план для обеспечения миссии и достижения долгосрочных целей. Миссия определяется причиной её существования, связанной с потребностями общества. Стратегическое планирование обычно осуществляется на срок от 1 до 5 лет, оперативное – до 1 года.
Стратегия планирования делится на:
1) Стратегическое планирование ограниченного роста (от достигнутого + инфляция).
2) Стратегия планированного роста (назначается прирост %).
3) Стратегия сокращения (сокращение функций организаций, объёмов производства, продаж, персонала, финансов, аппарата и т.д.).
Тактика – это целенаправленное и запланированное действие, направленное на достижение цели.
При реализации стратегических и оперативных планов очень важно вести правильную политику. Политика – это искусство, возможно, один из способов влияния на ход или динамику целенаправленного процесса различными средствами и методами (переговоры, завоевание общественного мнения, и т.д.).
Процедура – последовательность действий в конкретной ситуации.
Правило планирования – это соответствие вопроса и ответа.
Бюджет организации – метод распределения ресурсов для достижения цели. Бюджет состоит из двух статей – расходной и доходной.
Часто используется метод управления по целям, который заключается в прогнозировании будущих событий и разработке ряда мероприятий в целях совершения этих событий.
Прогнозирование делится на краткосрочное и долгосрочное.
Краткосрочное планирование:
Vпродаж
dx
t
Мы сглаживаем известный статистический ряд с моделированным рядом с коэффициентом сглаживания α. Ищем отклонения dx. Суммируем эти отклонения. Повторяем это для другого α. Находим теоретический ряд с оптимальным α, при котором суммарное абсолютное отклонение минимально. Делаем прогноз на следующий промежуток времени для оптимального варианта.
Краткосрочное прогнозирование оправдывается в розничной торговле с большой номенклатурой скоропортящихся товаров.
Долгосрочное прогнозирование:
Долгосрочное прогнозирование заключается в определении тенденций статистического ряда.
5
3
усреднённый тренд
4
1 2
Основным недостатком является то, что при усреднении ряд укорачивается.
Организация взаимодействий осуществляется с помощью полномочий, делегирования ответственности, власти, согласований, принципов единоначалия, аппарата. Делегирование – это передача полномочий и ответственности за выполнение задачи. Ответственность – это обязательность выполнения задачи, закреплённая документально и предусматривающая санкции за просчёты и ошибки. Полномочия – это ограниченные права использования пяти видов ресурсов в соответствии с документальными нормами. Власть – реальная способность действовать и влиять на ситуацию. Можно иметь власть, но не иметь полномочий. Единоначалие – один начальник на n подчинённых.
Типы полномочий:
1) Аппаратные (штабные) – связаны с колинеальными решениями штаба или какого-либо аппарата, обычно ограниченные консультативно;
2) Рекомендательные – полномочия экспертов, аналитиков, помощников и т.п.;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10