3) Обязательное согласование штаба с линейными руководителями;
4) Параллельные – с правом отклонения решения линейного руководства, служат для уравновешивания власти и исключения ошибок;
5) Функциональные – предлагают или запрещают какие-либо действия;
6) Линейные – внутри аппарата.
Основными являются линейные полномочия.
Принцип соответствия: полномочия и власть должны соответствовать уровню ответственности за выполнение задач
.
Бюрократия – это чётко отлаженная форма разделения труда с иерархией власти и цепями команд в организации с зафиксированными нормами поведения и профессиональным подбором кадров.
Департаментализация – процесс деления организации на части с определением задач, прав и обязанностей.
Типы структур организаций:
1) Функциональная (деление по функциям).
2) Дивизиональная (организация делится на дивизионы по типу выпускаемой продукции, по регионам и т.д.).
3) Структуры, ориентированные на покупателей (универмаг, центры обслуживания).
4) Адаптивная и органическая (структура, быстро приспосабливающаяся к меняющимся условиям потребности на рынке).
5) Механическая (каждый субъект решает свою задачу, не думая о взаимосвязи с другими субъектами).
6) Проектная организация – это временная структура для решения конкретной задачи, реализации какого-либо проекта.
7) Матричная организация – это организация, которая обеспечивает однотипное управление и последовательности работ для разных проектов.
8) Организация конгломератного типа – это структура смешанного типа, возникающая в зависимости от ситуации (прим.: консорциум, ассоциация, союз, и т.д.).
9) Централизованная организация – это многоуровневая иерархическая структура, управляемая из центра посредством скалярной цепи команд, оставляющая за собой большую часть полномочий.
10) Децентрализованная организация – это организация с автономными подразделениями, независимыми и хозяйствующими, как правило, самостоятельно и питающееся частью ресурсов из центра; взаимодействие и распределение прибыли с центром регулируется с помощью договоров и контрактов. Основные полномочия – у автономии.
Интеграция – это процесс достижения единства усилий всех подразделений; достижение цели одного подразделения зависит от достижения цели другого подразделения. Таким образом, наблюдается взаимозависимость результатов работ подразделений.
Классификация структур управления:
Начальник цеха 3
Начальник цеха 2
Начальник цеха 1
Директор
Начальник участка 1
Начальник участка 2
Охрана труда
Главный энергетик
Президент
Штаб
Причины организации штаба: 1) для организации выпуска новой продукции; 2) для реализации инновационных проектов; 3) для реализации стратегии повышения качества, и т.д.
г) Матричная структура.
Остальные структуры – комбинация предыдущих.
На выбор структуры управления влияют: 1) стоящие задачи; 2) имеющиеся в наличии ресурсы; 3) окружающая среда (поставщики, конкуренты), и т.д.
Мотивация – процесс побуждения к труду.
Теории мотивации:
1) «Политика кнута и пряника»: Сторонники этой теории придерживались мнения, что человек по своей природе ленив, хитёр, эгоистичен, хочет поменьше дать и побольше взять. Таким образом, необходимо заставлять его работать. Чтобы ему было не в тягость постоянное принуждение к труду его необходимо систематически поощрять за хороший труд.
2) «Содержательная теория мотивации»: Потребности заставляют человека действовать, работать.
3) «Процессуальная теория мотивации»: Мотивация возникает в процессе труда.
Разновидности теории:
1) «Теория мотивации Врума»:
Мотивация = Ожидаемые * Ожидаемое * Ценность
результаты вознаграждение вознаграждения
2) «Теория справедливости»: Люди субъективно ощущают справедливость вознаграждения за труд. Важно так оплачивать труд, чтобы сгладить возникающие ощущения между людьми.
3)
Осознание своей роли в процессе труда
Способности, особенности человека, его характер
Степень удовлетворения, чувство компетентности, самоуважения
Затраченные усилия
Полученные результаты
Внутреннее вознаграждение
Внешнее вознаграждение
Модель представляет собой синтез теории ожидания и теории справедливости.
Из схемы видно, что затраченные усилия влияют на результаты; по полученным результатам человек получает внешнее и внутреннее вознаграждение. Внешние и внутренние вознаграждения влияют на будущие затраченные усилия и получаемые результаты. На получаемые результаты также влияют: а) осознание своей роли в процессе труда; б) особенности, способности человека, его характер.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10