Работа менеджера состоит в том, чтобы побуждать других делать то, что необходимо для организации и наиболее целесообразным образом. При этом необходимость и целесообразность определяет менеджер. Поэтому работа менеджера связана с отношениями лидерства и власти.
Лидерство - способность влиять людей друг на друга в процессе межличностного общения. Лидер доминирует по отношению к другим членам коллектива.
Власть - возможность влиять на поведение других людей с помощью каких-либо средств: авторитета, права, насилия и т.д.
Влияние - поведение одного человека, изменяющее поведение другого. Конкретные средства влияния различны: просьба, требование , приказ, угроза, убеждение.
В отечественной литературе традиционно выделяют формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер обладает официальным положением руководителя, имеет власть. Неформальный лидер властью не располагает, его влияние базируется лишь на его личностных качествах.
Зарубежные специалисты такой классификации лидерства обычно не используют, считая, что человек, находящийся во главе коллектива или предприятия, заведомо является лидером. В этом случае исчезает разница между понятиями лидерства, власти и влияния, а она имеется, как это видно из приведенных определений.
Поэтому более корректно все-таки выделять лидеров, имеющих официальный статус, и не имеющих его. Надо отметить, что еще Анри Файоль проводил различия между официальными полномочиями, даваемыми должностью, и авторитетом, который зависит не от формального статуса, а от интеллекта, опыта, способности влиять на людей, сложившейся репутации в коллективе.
Различают следующие формы власти:
1) основанная на принуждении, чувстве страха у подчиненных. Не способствует раскрытию творческого потенциала работников, требует жесткого и тотального контроля. У подчиненного преобладающим является стремление избежать принуждения, из-за чего возможен обман руководителя;
2) основанная на вознаграждении. Требует наличия у руководителя знания потребностей подчиненного и ресурсов для их удовлетворения;
3) основанная на легитимности (законности, традициях). Подчиненный реагирует на должность, формальный статус руководителя, подчиняется потому, что так принято;
4) основанная на осознанном подчинении. Подчиненный осознает разумность требований руководителя и поэтому подчиняется;
5) основанная на харизме - исключительных качествах личности, вызывающих слепое, некритическое, безоговорочное преклонение и веру.
Авторитарные лидеры склонны упрощать реальную ситуацию, сводя ее к примитивному делению "черное - белое".
Из истории известен лозунг: "Кто не с нами, тот против нас". Такой психологический прием помогает обосновать необходимость объединения вокруг "своего", пусть даже и авторитарного лидера. Тем самым он оказывается носителем идеала руководителя, который все предвидит и заботится о своих подчиненных.
Власть никогда не определяется только формальным статусом, а определяется степенью зависимости подчиненного от менеджера.
Однако обычно такая зависимость обоюдная: от менеджера зависит оплата труда, продвижение по службе, удовлетворение социальных потребностей, а от подчиненного зависит качество выпускаемой продукции, достоверность представляемой информации, правильность оформления документации, точность выполнения расчетов, скорость компьютерной обработки баз данных, а в конечном итоге - репутация его начальника у вышестоящего руководства [8, с. 408]. Обоюдная зависимость менеджера и подчиненных требует создания баланса власти; такого сочетания взаимного влияния менеджера и подчиненных, которое в наибольшей степени обеспечивает достижение целей предприятия. Каждый член коллектива характеризуется своим положением, которое определяется его статусом и степенью вклада в достижение общих целей. Наиболее заметную роль в коллективе играет лидер. По направленности деятельности различают негативных и позитивных лидеров; по характеру поведения - открытых и скрытых (не оказывающих преднамеренного влияния на коллектив). Ситуативный лидер проявляет лидерские качества в определенных ситуациях. В случае позитивной направленности лидера он может оказать помощь официальному руководителю как выразитель мнений и настроений группы, которые должны учитываться при принятии решений. Лидер может рассматриваться как резерв на выдвижение, в том числе и для руководства временными коллективами или звеньями, создающимися для выполнения конкретных разовых задач. Позитивный лидер может способствовать лучшему пониманию группой решений руководителя и их реализации. Поэтому нежелательно совмещение в одном лице официального руководителя и неформального лидера, т.к. тем самым устраняется дополнительный источник воздействия на членов группы. Часть вопросов руководитель может делегировать для решения в коллектив и непосредственно неформальному лидеру. Особенно это относится к тем вопросам, которые решаются однозначно, и неважно, кто принимает решение. В эту группу вопросов можно отнести и те, которые не носят принципиального характера и поэтому для организации неважно, какое решение принято, хотя это решение и может иметь значение для отдельно взятого члена коллектива. При работе с людьми руководители применяют разнообразные приемы. Частое применение тех или иных приемов формирует определенный стиль руководства, который в значительной степени зависит также от склада личности руководителя и от ситуации. Возникновение понятия "Стиль руководства" и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К.Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами происходившими в тридцатые - сороковые годы 20 века. Постепенно сложилось так, что классическими стали считаться деление на три стиля. Наглядно-лаконичную характеристику этих трех стилей руководства представила Г.Андреева. Классификация по Андреевой представляет собой схему двухмерного описания каждого стиля, включая его формальную и содержательную сторону (таблицы 1.2, 1.3, 1.4)
Таблица 1.2 – Авторитарный (директивный) стиль.
Формальная сторона
Содержательная сторона
Деловые, краткие распоряжения.
Запреты без снисхождения, с угрозой.
Четкий язык, неприветливый тон.
Похвала и придирки субъективны.
Эмоции в расчет не принимаются.
Показ приемов - не система.
Позиция руководителя - вне группы.
Дела в группе планируются руководителем заранее и во всем их объеме.
Определяются лишь непосредственные цели, дальние цели коллективу не известны.
Голос руководителя - решительный.
Таблица 1.3 – Демократический (коллегиальный) стиль.
Инструкции в форме предложений.
Не сухая речь, а товарищеский тон.
Похвала и порицание - с советами.
Распоряжение и запреты - с дискуссиями.
Позиция руководителя - внутри группы.
Мероприятия планируются в группе.
За реализацию предложений отвечают все.
Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.
Таблица 1.4 – Нейтральный (попустительский) стиль.
Тон – конвенциальный.
Отсутствие похвалы, порицаний.
Никакого сотрудничества.
Позиция руководителя - незаметно в стороне от группы.
Дела в группе идут сами собой.
Руководитель не дает указаний.
Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп.
Эти три таблицы можно свести в одну сравнительную (таблица 1.5).
Таблица 1.5 – Параметры стилей руководства.
Параметры взаимодействия с подчиненными
Стили руководства
Авторитарный
Демократический
Нейтральный
Принятие решений
решения принимаются единолично
решения принимаются после обсуждения в
решения принимаются сами собой (кем-то в
группе.
группе) или по указанию руководства
Способ доведения решения
приказы, распоряжения, команды
предложения, советы
просьбы
Отношение ответственности
или берет полностью на себя или полностью перекладывает на подчиненных
коллективная ответственность
снимает с себя всякую ответственность
Отношение к инициативе
подавляется
поощряется
отдается в руки подчиненных
Отношение к недостаткам собственных знаний
недостатков нет "и не может быть по определению"
постоянно повышает свою квалификацию
нет "большого значения
Стиль общения
"держит дистанцию"
поддерживает дружеское общение
избегает общения
Характер отношений с подчиненными
в зависимости от настроения
манера поведения со всеми как с равными коллегами
мягкая манера поведения
Отношение к дисциплине
жесткая формализованная дисциплины
сторонник дисциплины "разумной достаточности"
формально-попустительское отношение
Отношение к моральному воздействию на подчиненных
неотвратимость наказание - основной метод стимулирования
необходимо использовать различные методы поощрения и наказания
безразличное
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15