Рефераты. Определение содержания бизнес-плана

Материально-производственная база

При определении потребности организации в материально-производственной базе необходимо учитывать возможные источники приобретения и финансирования, а также эффективность их использования.

Расчет потребности производства в сырье и энергетических ресурсах

Исходными данными для расчета потребности производства в сырье и энергетических ресурсах являются производственная программа, а также нормативная база потребностей в материальных ресурсах на единицу продукции. Потребность в материальных ресурсах определяют методом прямого счета (умножением нормы расхода материалов на соответствующие показатели объемов). Расчеты могут быть представлены в виде таблицы (табл. 16).


Таблица 16. Расчет потребности производства в сырье и энергетических ресурсах

Вид материальных ресурсов

Период

1-й

2-й


п-й

Сырье и материалы





Покупные и комплектующие изделия





Топливо





Энергия





Итого






7. Организационный компонент бизнес-плана


Организационный компонент (план) является важным разделом бизнес-плана. Цель написания данного раздела — организация эффективной системы управления. Реализацию данной цели можно рассматривать в двух аспектах: упорядочение системы управления;

поддержание системы управления в динамическом равновесии. Организационный план может быть составлен с позиций линейного

календарного или сетевого планирования. Это позволяет увязать во времени следующие значимые для организации события:

создание организации;

окончание НИОКР и создание прототипа изделия;

достижение договоренности с торговыми представителями и выход на торговые показы продукции;

подписание соглашений с оптовиками;

заказ материалов в количествах, необходимых для производства первых партий заказов;

поставка первых партий заказов;

получение первых платежей и поступлений на счет.

С целью снижения вероятности сбоев и потерь времени целесообразно выявить и проанализировать критические события бизнес-плана, а именно:

определить принципиально важные области и виды деятельности;

установить даты начала и завершения каждого вида работ;

выбрать ответственного и формы отчета по каждому виду работ;

осуществить анализ причин возможных сбоев и определить пути их преодоления и необходимые для этого ресурсы.

В результате анализа может быть сформирована аналитическая таблица (табл. 17).


Таблица 17. Критические события

Область

деятельности

(события)

Дата

начала

Дата

окончания

Ответственный

и форма отчета

Возможные сбои в расписании и их корректировка

Критические отклонения в расписании








Принципиально важным аспектом успешной реализации бизнес-плана является обоснованная организационная структура управления. Организационная структура управления — состав (специализация), взаимосвязь, соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей — во многом определяет эффективность управления, поскольку представляет собой "каркас", основу организации. Следует подчеркнуть, что организационная структура носит подчиненный характер по отношению к целям организации.

Каждая организация уникальна, поэтому при формировании бизнес-плана необходимо предусмотреть в организационной структуре управления элементы, учитывающие особенности конкретного вида бизнеса. При этом нужно ориентироваться на типовые подходы к формированию организационных структур управления. Следует отметить, что эффективность структуры управления определяется по результатам деятельности организации и зависит от степени соответствия ее целям. Преимущества и недостатки организационных структур управления приведены в табл.18.

Таблица 18. Преимущества и недостатки организационных структур управления

Тип организационной структуры

Преимущества

Недостатки

Линейная

Единство и четкость распорядительства. Личная подотчетность исполнителя одному лицу. Ответственность каждого за выполнение задания (дисциплина)

Субъективность принимаемых управленческих решений.

Высокий уровень требований к знаниям, навыкам и умениям руководителя

Функциональная

Рост специализации. Отсутствие дублирования функций управления

Недостаточная гибкость системы управления. Усложнение контроля и координации

Адаптивная

Повышение самостоятельности и ответственности структурных подразделений. Гибкость по отношению к меняющимся внешним условиям

Увеличение управленческого аппарата.

Повышение вероятности возникновения конфликтов. Усложнение системы управления


Организационную структуру управления документально фиксируют посредством графических схем, штатного расписания персонала, положения о структурных подразделениях аппарата управления, должностных инструкций отдельных исполнителей. Организационную структуру характеризуют количество уровней управления, особенности иерархии, характер распределения полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали структуры системы управления.

Для характеристики выбранной структуры управления в организационном плане должны быть приведены:

перечень структурных подразделений организации;

функции ключевых подразделений;

данные о составе дочерних фирм и филиалов (если таковые имеются), их организационных взаимосвязях с головной организацией;

порядок координирования взаимодействия служб и подразделений организации;

сведения об автоматизации системы управления.

В заключении организационного плана разработчики бизнес-плана должны сформировать вывод о соответствии организационной структуры стратегии и целям организации.


8. Финансовые риски реализации бизнес-плана


Прибыльность и конкурентоспособность современных организаций обеспечивает реализация на основе проведения значительных инновационных программ экономической деятельности, непосредственно связанной с риском. Доходность и рискованность прямо пропорциональны друг другу. В условиях децентрализации экономики организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, вынуждены самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику, а также затраты на организационную деятельность, сбыт, отношения с конкурентами, поставщиками, потребителями, государством. В данной системе риск не только допустим, но и необходим. Бизнес без риска недоходен, и в этой связи риск выполняет инновационную функцию. При этом бизнесмен должен быть уверен, что возможный риск не отразится отрицательно на деятельности организации. Поэтому государство создает институциональные гарантии, направленные на стимулирование оправданного, рассчитанного риска. Основной задачей бизнесмена является не отказ от риска вообще, а определение тех границ и критериев, которые позволяют объективно взвесить возможность наступления риска и получения дохода от деятельности.

Остановимся на определениях, используемых в финансовом разделе бизнес-плана. Риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

Ситуация риска (рискованная ситуация) — это разновидность неопределенности, когда наступление событий вероятно и может быть определено, т.е. в этом случае объективно существует возможность оценить вероятность событий, возникающих в результате совместной деятельности партнеров по производству, контрдействий конкурентов или противников, влияние природной среды на развитие экономики, внедрение достижений науки в народное хозяйство и т.д.

Основными видами рисков для бизнес-планирования являются:

политический (суверенный, страновой) риск. С данным видом риска имеют дело как внутренние, так и внешние инвесторы, его причинами являются экономический спад, войны, национализация капитала и т.п. Он характерен для финансовых отношений между экономическими агентами и правительством;

финансовый риск. Связан с рискованностью политики в отношении целесообразности привлечения средств, определяется структурой долгосрочных источников финансирования, учитывает влияние инфляции на деловую активность, прибыль, рентабельность и т.д., а также изменения процентных ставок в долгосрочной и краткосрочной перспективе;

инвестиционный риск. Связан с возможностью невозврата вложенного капитала и трансакционных потерь, учитывает форс-мажорные риски.

В целях минимизации рисков необходимо решить ряд задач, а именно:

определить основные риски, влияющие на деятельность объекта инвестирования;

ранжировать риски по степени влияния;

оценить вероятность наступления рискового события;

произвести расчет возможных убытков при наступлении рискового случая;

разработать мероприятия по минимизации возможных убытков от наступления риска.

При разработке мероприятий по минимизации рисков следует определить:

какие риски необходимо страховать и с какими страховыми организациями планировать совместную работу;

какие типы договоров заключать со страховыми компаниями;

что делать с нестрахуемыми рисками.


9. Финансовый план


Завершающим разделом бизнес-плана является финансовый план. Этот раздел необходим и важен как для организаций, так и для их инвесторов и кредиторов.

Структура и содержание финансового плана зависят от потенциальных контактных аудиторий, т.е. от субъектов, являющихся потенциальными "читателями" бизнес-плана. Если бизнес-план разрабатывают как внутренний документ, то основной акцент делают на определении источников и размеров необходимых финансовых ресурсов, а также показателей прибыльности. В бизнес-плане, предназначенном для получения внешнего финансирования, основное внимание следует уделить оценке краткосрочной ликвидности, которая подтверждает платежеспособность организации и является залогом обеспеченности кредита, и только во вторую очередь рассматривать показатели прибыльности.

Целью разработки финансового плана является определение источников финансирования деятельности организации, оценка соотношения доходов и расходов финансовых ресурсов.

Для достижения указанной цели при формировании финансового плана необходимо:

определить условия максимизации прибыли организации;

оптимизировать структуру капитала для обеспечения его финансовой устойчивости;

обеспечить инвестиционную привлекательность организации;

создать эффективный механизм управления финансовыми ресурсами (учетную, налоговую, кредитную, амортизационную и дивидендную политику).

Разработка финансового плана, предназначенного для иностранных кредиторов, имеет свои особенности. В этом случае финансовый план в качестве обязательных элементов должен включать следующие разделы:

отчет о прибылях и убытках (income statement);

балансовую ведомость (balance sheet);

план денежных потоков (cash flow).

Формировать указанные документы следует в соответствии с Общепринятыми принципами бухгалтерского учета (General Accepted Accounting Principles — GAAP).

В отечественной практике финансовый план, как правило, включает:

прогноз объемов реализации;

план доходов и расходов;

план денежных поступлений и выплат;

баланс активов и пассивов;

план по источникам и использованию средств.

Прогноз объемов реализации

Данный прогноз разрабатывается с учетом показателей плана маркетинга и базируется на информации о предполагаемых объемах реализации по каждому товару и об ожидаемой цене единицы каждого товара. Обычно такой прогноз составляют на три года вперед. Следует отметить, что степень детализации прогноза объемов реализации зависит от длительности периода. Для первого года целесообразно в качестве интервала принять месяц, для второго года — квартал, для третьего года указывают общую сумму продаж за 12 месяцев.

План доходов и расходов составляют для определения величины и источников формирования и изменения финансового результата деятельности организации. Рекомендуемый срок составления — три года, причем данные за первый год приводят помесячно. Разработка плана доходов и расходов позволяет организации определить такие ключевые показатели деятельности, как доходность выпуска продукции, рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, объем предполагаемой чистой прибыли.

План денежных поступлений и выплат

План денежных поступлений и выплат необходим для определения ликвидности и платежеспособности организации. Движение денежных средств обусловлено особенностями деятельности организации и несовпадением сроков поступлений и выбытия денежной наличности.

Следует различать движение финансовых потоков, не ведущих к расходам денежной наличности, и расход чистых наличных денег. К первым относят амортизационные отчисления и формирование фондов. Вторые включают выручку от реализации товаров и услуг, авансы, полученные от заказчиков, средства от продажи ценных бумаг, части основных фондов, финансовых вложений, кредиты, займы и т.д. План денежных поступлений и выплат необходим для оценки потребности организации в денежных средствах для ее нормального функционирования.

Применяемый при планировании денежных потоков термин "денежная наличность" означает разность между реальными денежными поступлениями и выплатами. Ее объем меняется только тогда, когда организация фактически получает или производит платеж. При этом следует учитывать, что продажа товаров и услуг не означает автоматического поступления наличности, равно как и предъявление счетов не приводит к мгновенной оплате. Поэтому денежные поступления и выплаты следует показывать с учетом указанных интервалов.

Баланс активов и пассивов

Баланс активов и пассивов рекомендуется составлять на начало и на конец первого года реализации проекта. Считается, что данный подраздел финансового плана менее важен, чем предыдущие, однако для специалистов кредитной организации он необходим для оценки величины финансовых вложений в активы различных типов, а также для определения пассивов, обеспечивающих данные операции.

Баланс состоит из двух частей: актива (левая часть) и пассива (правая часть), итоговые суммарные значения которых должны быть равны между собой. Актив представляет собой перечень имущества, которым может распоряжаться организация. Пассив показывает, кому и сколько она должна.

План по источникам и использованию средств

План по источникам и использованию средств предназначен для отображения источников получения средств и их использования, а также для изменения активов организации за определенный период времени. Он дает возможность определить связь между возможными источниками средств и оборотным капиталом организации. На основе данного раздела руководство организации, равно как и потенциальные инвесторы, могут точнее оценить финансовое положение, определить эффективность финансовой политики и результаты хозяйственной деятельности организации.

Финансовый план должен завершать резюмирующий параграф, в котором приводят необходимый объем и структуру источников финансирования, оценку сроков окупаемости и доходности для инвесторов. Особо следует подчеркнуть, что для повышения объективности финансового плана при его разработке следует учитывать реальные экономические условия и финансовую политику государства.


Список литературы


1.       Азбука бизнеса / Под ред. Спектъевой. М., 2006.

2.       Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2006.

3.       Балдин А. Б., Грибов В. Д., Крутиков В. И. Организационно-экономические основы бизнеса. М., 2007.

4.       Берл Г., Киршнер П. Мгновенный бизнес-план. Двенадцать быстрых шагов к успеху / Пер. с англ. М.: Дело, 2005.

5.       Бизнес-план: Методические материалы / Под ред. Р. Г. Манисловского. М.: Финансы и статистика, 2004.

6.       Бапдарь М. П. и др. Эффективное управление фирмой: Современная теория и практика. СПб., 2007.

7.       Буров В. П., Морошкин В. А., Новиков О. К. Бизнес-план: методика составления. М.: ЦИПКК, 2006.

8.       Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учебник. М.: Инфра-М, 2007.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.