РЕФЕРАТ
по курсу "Менеджмент"
по теме: "Определение содержания бизнес-плана"
1. Резюме
Содержание и степень детализации бизнес-плана в основном зависят от его назначения. Например, существуют уже упоминавшиеся формы бизнес-планов, представляемых для заключения соглашений о ведении промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности, разработанные Минэкономразвития России.
Несмотря на то что строгой регламентации содержания бизнес-плана нет, можно выделить ряд наиболее важных его компонентов.
Бизнес-план достаточно большой документ и знакомить сразу инвесторов и кредиторов с ним полностью нецелесообразно — у потенциальных партнеров (потребителей документа) сразу, скорее всего, просто не найдется времени на полное ознакомление с ним. Поэтому в начале бизнес-плана находятся разделы, в которых кратко аккумулируется основная информация. К ним относятся:
• аннотация — документ не более чем на одну страницу, в котором представлены основные целевые установки;
• резюме — документ, представляемый совместно с аннотацией.
Резюме — это раздел, с которого начинается содержательная часть инвестиционного бизнес-проекта. Пишется резюме после того, как составлен весь бизнес-план, так как оно должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам (в том числе и акционерам) на два главных вопроса: что они получат при успешной реализации данного плана и каков риск потери ими денег? Данный раздел должен представлять собой рекламу проекта. В нем должны быть кратко и убедительно изложены его основные положения: чем будет заниматься организация, сколько средств необходимо вложить, ожидаемый спрос на продукцию, в чем гарантии успеха.
Обычно потенциально заинтересованные лица начинают знакомство с проектом именно с резюме. В связи с этим при написании резюме должны быть выполнены следующие условия:
резюме должно содержать ответы на следующие вопросы:
в чем состоит общая концепция бизнеса,
какую выгоду получит потенциальный инвестор,
с какими рисками столкнется инвестор;
текст резюме не должен превышать двух — четырех страниц;
стиль и язык изложения должны быть понятны любому потребителю проекта.
На последний пункт необходимо обратить большое внимание, поскольку качественное изложение материала в данном разделе бизнес-плана помогает настроить инвестора на будущую работу с проектом. Информация должна быть проста для восприятия и не перегружена специальными терминами. Однако необходимо учитывать, что чрезмерная простота может вызвать сомнение в вашей компетенции и качественной эффективности предлагаемого проекта. Язык резюме должен быть деловым и направленным на то, чтобы стимулировать инвестора к участию в проекте. Такие стиль и язык изложения подразумевают использование общеизвестных терминов.
В резюме должны быть освещены следующие моменты:
что и кто предлагает для бизнеса, где и как это будет производиться;
основные потребители;
цели предлагаемого бизнеса;
цели составления бизнес-плана;
основные преимущества и уникальность предлагаемого бизнеса, перспективы его развития;
необходимые инвестиции, их целесообразность и условия инвестирования, риск инвестирования;
основные финансовые результаты и прогнозируемая эффективность для инвестора и для производителя.
Основными элементами, требующими освещения в резюме, являются:
сущность предполагаемого проекта и место его реализации;
эффективность реализации проекта;
общая стоимость проекта;
необходимые (привлекаемые) финансовые ресурсы;
срок окупаемости проекта;
финансовые результаты реализации плана (чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности, ежегодные суммы налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет на ближайшие три года);
предполагаемая форма и условия участия инвестора (кредитора);
гарантии возврата инвестиций (кредитных ресурсов);
сопутствующие эффекты (социальные, экологические) от реализации проекта.
Кроме того, для большей убедительности в резюме можно разместить схему, рисунок или фотографию потенциального продукта.
Как составная часть бизнес-плана резюме играет чрезвычайно важную роль, ведь изначально именно по нему инвесторы и кредиторы составляют свое мнение относительно эффективности проекта и целесообразности вложения в него средств.
2. Характеристика выпускаемой продукции и оказываемых услуг
В этом разделе бизнес-плана описываются товары (услуги), которые организация предлагает или собирается предложить рынку. Их характеристика требует проработки следующих подразделов:
потребности, удовлетворяемые товаром (услугой);
описание и внешнее оформление товара (услуги);
оценка свойств товара (услуги);
инновационные основы ценности товара (услуги).
Потребности, удовлетворяемые товаром (услугой)
При анализе и планировании товарного предложения необходимо исходить из того, что потребитель воспринимает товар как набор определенных свойств (функций), которые дают возможность получить полезный эффект от его использования. Эти свойства определяются спецификой товара.
В качестве основной информации, представляемой в этом подразделе, выступают:
наименование товара;
назначение товара, потребность, удовлетворяемая товаром, полезный эффект, т.е. то, ради чего покупается товар;
универсальность использования товара, косвенная польза, второстепенные области применения;
факторы, обеспечивающие уникальность товара (например, надежность, простота хранения, эксплуатации).
Необходимо также указать, соответствует ли предлагаемый товар (услуга) как минимум одному из требований рыночной новизны и является ли пионерным, т.е. позволяет ли он:
открыть перед потребителем возможность удовлетворения совершенно новой потребности;
поднять на новую качественную ступень удовлетворение обычной, известной потребности;
удовлетворить более широкому кругу потребителей известную потребность на определенном уровне (доступность по цене).
Описание и внешнее оформление товара (услуги)
В этом подразделе дается детальное описание товара, его конструктивных особенностей, применяемых при производстве материалов, способа эксплуатации и др. Относительно услуг приводится последовательность действий при их реализации, описываются окружающая обстановка и содержание (сущность услуги).
Также необходимо рассмотреть оформление товара с точки зрения его соответствия современному дизайну и требованиям потребителей, указать, как форма изделия соответствует его функциям, на основе чего осуществляется выбор материала и цвета. По возможности привести фотографию или рисунок товара.
Оценка свойств товара (услуги)
Оценка свойств продукции связана с характеристикой ее качественных параметров и расчетом цены потребления.
Качество — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии, с ее назначением. В данном пункте приводятся количественные (измеряемые) показатели качества в понятиях, соответствующих покупательским представлениям о качестве. Данные показатели имеются в сертификатах продукции, ГОСТах и в сокращенном (скорректированном) виде могут быть представлены в форме таблицы. Также в этом подразделе рассчитывается цена потребления — объем затрат потребителя в течение всего срока службы товара (времени оказания услуги). Она определяется (оценивается в рублях экспертным путем) с учетом специфики последнего по составляющим: продажная цена, расходы на транспортировку, расходы на установку, расходы на обучение, расходы на эксплуатацию, расходы на техническое обслуживание и ремонт, налоги, страховые взносы и т.д. В случае оказания комплексной услуги (или в случае комплексных продаж) необходимо четко разделять набор основных услуг и дополнительные услуги, не включенные в условия контракта и оплачиваемые потребителем отдельно.
Показатели по рассматриваемому виду продукции (услуги) сводятся в таблицу (табл. 1).
Таблица 1. Экономические показатели продукции
Вид продукции
Цена потребления, руб.
продажная цена
доставка
итого
1.
2.
3.
На основе выделенных параметров указывают преимущества и недостатки продукции относительно аналогичных товаров, продаваемых на рынке. Они также могут быть представлены в форме таблицы, все графы которой заполняются в разрезе каждого вида продукции (табл. 2).
Таблица 2. Преимущества и недостатки продукции
Достоинства продукции
Недостатки продукции
Меры по устранению недостатков продукции
Инновационные основы ценности товара (услуги)
Ценность товара (услуги), или выгода потребителя, — это условная разность между совокупной потребительской ценностью, представляющей собой оценочное суждение покупателя о способности товара (услуг, обслуживающего персонала) удовлетворить его потребности, и совокупными потребительскими затратами, представляющими собой общую (условную) сумму денежных, временных, энергетических и психологических затрат, связанных с приобретением и использованием товара.
Новаторские организации идут по одному из трех путей или комбинируют их:
увеличивают потребительскую ценность, повышая выгоду покупателя от сделки как за счет самого продукта, так и услуг персонала или образа (имиджа) товара;
уменьшают нефинансовые затраты покупателя, экономя его временные, энергетические и психологические ресурсы;
уменьшают денежные расходы покупателя за счет снижения цены, льготных условий платежа или заключения контракта на обслуживание, позволяющего в целом сократить затраты на эксплуатацию и ремонт.
В этом подразделе бизнес-плана по обозначенным направлениям рассматривают инновационные факторы, которые обеспечивают выгоду потребителя и представлены различными объектами интеллектуальной собственности (табл. 3) и лицензиями на них. Необходимо кратко описать те объекты интеллектуальной собственности, которые обеспечивают долгосрочные преимущества продукции и позволяют устранить ее недостатки (см. табл. 3). Кроме того, приводятся основные идеи и новаторские решения, позволяющие удовлетворять запросы потребителей на более высоком уровне.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8