установка изделия, монтаж, приведение в рабочее состояние;
бесплатный ремонт в течение гарантийного срока;
платный ремонт по истечении гарантийного срока;
снабжение запасными частями и замена вышедших из строя деталей;
первоначальное обучение, консультирование.
Помимо краткого описания сервисных услуг в плане маркетинга должна быть оговорена форма их предоставления, а именно кем производится обслуживание: производителем, продавцом товара или специализированной организацией по контракту с производителем или продавцом. Кроме того, указывают примерную цену рассматриваемых услуг или сумму месячных расходов на сервисное обслуживание.
Ценовая политика. В части плана маркетинга, посвященной установлению исходной цены на товары, необходимо исходя из ценовых решений разработанной маркетинговой стратегии в разрезе выделенных сегментов рынка определить базовую цену (исходный ценовой уровень) производимых организацией товаров и услуг, которую она будет обоснованно варьировать при работе с посредниками и покупателями.
Процесс расчета цены включает ряд этапов (табл. 7).
Таблица 7. Определение базовой цены на продукцию
Этап ценообразования
Содержание этапа ценообразования
Рынок продукта 1 (сегмент 1)*
1. Постановка задачи ценообразования
Какие общие результаты реализации ценовой политики по данному виду продукции желательны для организации в среднесрочной перспективе.
На какие показатели оказывает влияние рациональное ценообразование, как они могут измениться
2. Определение спроса и чувствительности покупателей товара к цене
Какое примерно количество данного вида продукции в рассматриваемом сегменте рынка готовы приобрести покупатели при различных уровнях цен на нее. (Представить небольшую таблицу или график с указанием четырех — шести значений координат.)
Насколько чувствителен спрос к изменениям цены на данный товар. (Оцените среднюю величину коэффициента эластичности.)
Какой репутацией обладает рассматриваемый товар (марка товара) в глазах покупателей
3. Оценка издержек
Какова нижняя граница цены (уровень себестоимости) на данный вид продукции в зависимости от количественных показателей ее производства. (Представить небольшую таблицу или график с указанием четырех — шести значений координат.)
4. Анализ цен и предложений конкурентов
Какой стратегии ценообразования применительно к показателям "цена — качество" придерживаются главные конкуренты организации на данном рыночном сегменте. (Перечислить основных конкурентов и указать вид рыночной позиции их продукции.)
5. Выбор метода ценообразования
Какой метод (сочетание методов) определения цены на данный товар применяется и почему
6. Установление окончательной цены
Указать не слишком широкий диапазон цен, в рамках которого и должна быть выбрана окончательная цена. Какие еще внутренние и внешние факторы необходимо учитывать при установлении конкретной цены на данный товар
* Для других рыночных сегментов прорабатываются те же вопросы.
Установив первоначальные значения цен, организации нередко в результате действий конкурентов сталкиваются с необходимостью корректирования цены (снижения или повышения). Здесь возможны различные варианты варьирования цен и качества (функциональности) производимой продукции.
В этой части плана маркетинга необходимо кратко описать рыночные ситуации, связанные с необходимостью изменения цен, оценить вероятность их наступления (в долях единицы) и раскрыть пределы и содержание корректирующих цены решений. Все это осуществляется по схеме: предполагаемые рыночные условия - конкурентная задача - управленческое решение по принципу "мы осуществим такие-то действия, если случится..." (табл. 8).
Например, в предполагаемом случае снижения цены конкурентная задача может быть направлена на увеличение ценности предложения, сдерживание ценовой конкуренции, расширение доли рынка и состоять в привлечении к товару новых пользователей, переманивании клиентов, увеличении объемов потребления продукции, удержании существующих покупателей, а относящиеся к этой задаче решения могут предусматривать временное снижение цен (скидки), предоставление выгодных условий кредита (отсрочки платежа, лизинга), аренды и т.д.
Таблица 8. Корректирование цен и качества продукции в результате изменений в маркетинговой среде
Решения относительно
цены
Решения относительно качества
повышение качества
сохранение качества
снижение качества
Повышение цены
Сохранение цены
Снижение цены
Если товарная номенклатура организации негармонична, таблицу (см. табл. 8) заполняют в разрезе отдельных видов продукции или сегментов рынка.
Организация сбыта. Организация системы товародвижения предполагает деятельность по планированию, выполнению и контролю физического перемещения материалов, готовых изделий и относящейся к ним информации — от места их производства до места потребления. Основной целью товародвижения в маркетинге является доставка нужного товара нужному потребителю в нужное место в нужное время с соответствующими затратами. В некоторых отраслях сферы обслуживания в нужное место и в нужное время доставляют самого потребителя.
В этом пункте плана маркетинга формулируют конкретные задачи системы товародвижения. Например, относительно n — года разработки бизнес-плана: в 200(я + 1) году (или в такой-то период) выполнять в течение трех дней на территории Владимирской, Московской, Ярославской, Рязанской и Ивановской областей по крайней мере 95% поступивших заявок на поставку товара и добиваться, чтобы количество дефектного товара, поврежденного при погрузке и транспортировке, не превышало 0,25%.
Далее систему товародвижения рассматривают поэлементно. Ее основными элементами являются:
обработка заказов (установление последовательности ее основных этапов: заказ, отгрузка, выставление счета к оплате);
складирование (принятие решений о количестве, местах расположения, емкости складов, приобретении их в собственность или об аренде);
уровень поддержания товарных запасов (определение оптимальной величины, т.е. баланса между обслуживанием (удовлетворенностью) покупателя и издержками на их поддержание);
транспортировка товаров (определение способов доставки продукции);
грузообработка товаров (краткое описание технических систем, позволяющих осуществлять внутрискладскую транспортировку, комплектацию (резку, взвешивание), упаковку (укладывание в тару, маркировку), погрузку (разгрузку) продукции и т.д.);
организация управления товародвижением (определение исполнителя данной функции).
Каналы распространения товара (каналы сбыта) — совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать право собственности на конкретный товар на его пути от производителя к потребителю.
В этом пункте плана маркетинга в зависимости от выбранной стратегии распределения обосновывают необходимость участия посредников в процессе продвижения товара на рынок или ее отсутствие (прямой канал сбыта). Вполне разумно сочетание обоих подходов.
Если организация прибегает к услугам посредников, то в плане маркетинга указывают их тип и количество, характеризуют протяженность (длину) и пропускную способность (ширину) канала сбыта, а также условия его работы в рамках соответствующей маркетинговой системы.
Если предприятие создает и использует свою сбытовую сеть или является дочерней фирмой крупной компании, то в плане маркетинга помимо факторов, послуживших принятию такого решения, приводят:
описание организационной структуры сбытовой сети, состав торговых агентов (можно в виде схемы);
организационную структуру одного из торговых подразделений (можно в виде схемы);
краткое описание процедуры отбора и обучения торговых агентов или продавцов;
уровень зарплаты продавцов и их комиссионные.
Формирование спроса и стимулирование сбыта.
В части плана маркетинга, посвященной продаже товаров на основе личного контакта, рассматривают и характеризуют используемые формы и методы продажи, кратко описывают процесс продажи товара на его основных этапах (прием и установка контакта, выявление потребностей и выслушивание, аргументация и показ товара, ответ на возражения, заключение сделки), а также приводят факторы, влияющие на отношение к покупке. Цели рекламы зависят от ее вида и в значительной степени от стадии жизненного цикла рекламируемого товара (табл. 9).
Таблица 9. Цели и виды рекламы на различных этапах жизненного цикла товара
Вид рекламы
Этап жизненного цикла товара
Цель рекламы
Информативная
Выведение товара на рынок
Формирование образа организации и знаний о марке товара (подчеркивание отличительных особенностей)
Корректировка представлений о деятельности организации. Информирование потребителей о достоинствах товара, его новых характеристиках и мерах по стимулированию продаж. Описание оказываемых услуг
Убеждающая
Рост продаж
Формирование предпочтения к марке товара.
Демонстрация покупателю привлекательного соотношения "цена — качество".
Создание круга надежных клиентов, которые привлекут новых покупателей. Увеличение продаж и противодействие конкурентам (усиление рекламного воздействия за счет увеличения охвата, частоты и силы)
Напоминающая
Стабилизация (зрелость) и спад покупательской активности
Поддержание узнаваемости марки, образа товара и организации. Поддержание приверженности к марке товара.
Подкрепление и усиление уверенности клиентов в правильности их выбора. Напоминание потребителю о том, где, по какой цене и как можно купить товар
При выборе средств (каналов) распространения рекламного обращения необходимо учитывать различные факторы и охарактеризовать наиболее значимые, а именно:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8