Рефераты. Оценка финансовой политики предприятия

Общие методические требования к процессам формирования и реализации финансовой политики в части политики доходов:

достаточный уровень масштабности поставленных задач в сочетании с их безусловной реальностью;

ориентация на использование взаимозаменяемых источников, а также на создание резервных источников;

измеримость поставленных целей в части сроков и объемов привлекаемых средств;

максимизация текущих финансовых поступлений не в ущерб перспективным доходам;

учет специфики используемых финансовых поступлений, в части их зависимости от действия внешних и внутренних факторов.

Общие методические требования к процессам формирования и реализации финансовой политики в части политики расходов:

экономическая обоснованность затрат, подтверждаемая соответствующими финансовыми расчетами;

рациональная минимизация затрат, не наносящая ущерба текущим и перспективным интересам объекта управления (например, экономия на новых технологиях приводит к потере конкурентоспособности продукции) строгая дифференциация расходов по направлениям его деятельности и по степени их важности для объекта управления (категория А - необходимые, В - желательные, С - реализуемые лишь при наличии неиспользованного остатка средств);

обеспечение возможности многоуровневого контроля за эффективностью и целевым характером совершаемых затрат (40, С.29 - 30).

Управление финансами является основой формирования финансовой политики. В общем виде управление финансами предприятия можно определить как совокупность приемов и методов, направленных на обеспечение развития финансовой системы субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными характеристиками.

Базовыми инструментами управления финансами предприятия выступают:

финансовое планирование;

оперативное управление финансами;

финансовый контроль.

Финансовая политика предприятия не тождественна его политике по управлению финансами. Управленческий аспект текущей и перспективной организации, функционирования и контроля за финансовыми отношениями составляет основу финансовой политики, и не исчерпывает ее содержания. На самом деле финансовая политика предприятия выходит далеко за рамки чисто финансовых вопросов плана, мобилизации источников финансовых ресурсов и финансирования за счет них расходов.

Финансовая политика предстает как денежная, что шире собственно финансов. Через денежную форму выражения финансовая политика модифицируется в финансовую политику в области инвестиций, техники и технологии. Объективная трансформация финансовой политики предприятия в расширенный спектр денежных и иных отношений проявляется также в закономерном наличии на предприятиях, в фирмах, компаниях специальной политики в области учета, отчетности и внутреннего финансового контроля. Эта политика проявляется как учетно-финансовая.

Таким образом, финансовую политику предприятия нельзя рассматривать в аспекте чистых финансов. Предмет ее гораздо шире совокупности финансовых отношений. Финансовая политика затрагивает и определяет глубинные вопросы поиска, возникновения, формирования, распределения, перераспределения, использования источника. При этом финансовая политика включает комплекс вопросов учетной, отчетной, налоговой интерпретации такого источника.

Финансовая политика является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития, общий объем финансовых ресурсов, их эффективное использование. Разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. Финансовые показатели предприятия (например затраты, прибыль, ликвидность и др.) окончательно утверждаются в роли основного критерия эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Финансовая политика предприятия, фирмы, компании есть их отношения, которые складываются не только по поводу финансов. Финансовая политика предприятия это его денежная политика. В своей основе она направленная на стабилизацию и улучшение финансовых показателей деятельности. Однако спектр решения задач финансовой политики гораздо шире собственно денежных аспектов работы предприятия. Он затрагивает и организационную стадию многих экономических процессов, вопросы структурных сдвигов и развития экономики предприятия. Финансовая политика государства и предприятия разновидность политики, как общественной категории. Финансовая политика государства и предприятия представляет собой политику использования политической формы совокупной экономической категории, выражающей всеобщность существования денег, бюджета, налогов, кредита. Эта политическая форма - форма объективного существования и организации финансов. По поводу объективной природы и самого существования финансов финансовая политика не активна. Она лишь использует по своему данное. По поводу организации финансов - финансовая политика активна. Центральным звеном финансовой политики предприятий, фирм, компаний выступает организация и проведения процесса зарабатывания денежных средств. Практическим воплощением и результатом этого процесса в хозяйственной практике выступает рост: денежного оборота, валюты баланса, получение прибыли, прирост собственного оборотного и основного капитала, укрепление финансовой мощи предприятия (организации), увеличение возможностей, для бизнес развития, производственной и коммерческой деятельности, а также для выплаты дивидендов акционерам (долей в прибыли учредителям). Большое значение в деле зарабатывания денежных, средств имеет обеспечение непрерывности процесса и недопущение; излишней долговой обремененности сделок. При этом непрерывность должна пониматься как непрерывность доходных вложений и непрерывность завершения кругооборота денежных средств.

Конечная эффективность финансовой политики в сегодняшних условиях определяется расширением реактивной формы управления (т.е. принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы), организацией на предприятиях современных систем управления, позволяющих на базе финансово-экономического анализа объединить кредитную, ценовую, денежную, учетную, налоговую, инвестиционную и дивидендную политику. Таким образом, анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками является сущностью финансовой политики предприятия. Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.

1.2 Этапы и принципы финансовой политики предприятия


Политика управления финансовой деятельностью предприятия представляет собой не просто проводимую финансовую политику, а систему принятых политических и финансовых решений по трансформации существующего состояния бизнеса, которые могут быть невидны, а чаще скрыты от поверхностного понимания. Общие, глубинные основы проведения финансовой политики фиксируются и всецело предопределяются выдвигаемыми целями и поставленными подачами для достижения этих целей. Реализация крупных целей и задач финансовой политики требует существенных по объему затрат денежных и финансовых ресурсов. Эти затраты чаще всего производятся в виде скрытых объемов финансирования, официальное экономическое содержание которых не совпадает с действительной их экономической сущностью.

Финансовая политика, будь она долгосрочная, или краткосрочная всегда проистекает из своей экономической и политической природы, Соотношение первого и второго постоянно меняется, но непременно учитывается и сохраняется в ходе проведения финансовой политики. По своему содержанию финансовая политика предприятия, фирмы, компании проводится в рамках следующих основных направлений, отражающих ее сущность:

реформирования финансовых отношений;

стабилизации финансовых отношений;

финансового оздоровления. (40; С.36)

Первая - предусматривает достаточно широкий фронт изменений в организации финансов внутри предприятия, а также принятие мер по изменению внешних взаимоотношений в области финансов, денежного обращения и кредита. Политика реформирования проистекает из понимания необходимости кардинальных изменений не только в организации финансов, но их эффективности функционирования, в общем строе и результатах финансово-хозяйственной деятельности.

Стабилизация финансовых отношений предполагает не существенные изменения в составе и характере протекания финансовых отношений и процессов, а поправление их с целью недопущения ухудшения количественных параметров производственной и финансовой деятельности, Это взвешенная, без резких изменений в организации финансов предприятия и его финансовых взаимоотношениях и внешним миром, реалистическая политика консервативного толка.

Политика финансового оздоровления - политика управления финансовой деятельностью предприятия в условиях плохого финансового состояния, включая особые, чрезвычайные ситуации типа резкого подрыва финансовой устойчивости и перспективы банкротства. Политика финансового оздоровления выступает вынужденной мерой и может проводиться на базе существующей системы финансовых отношений для конкретного предприятия, фирмы, компании, т.е. без глубоких преобразований экономики и финансов. Другой вариант такой политики - сочетание принимаемых мер финансового оздоровления на новой организационной и финансово-экономической базе, т.е. оздоровление на базе ломки старых финансово-экономических отношений предприятия, фирмы, компании.

Такая политика предполагает не стабилизацию финансовых отношений, а стабилизацию и улучшение финансовой ситуации, в которой оказалось предприятие. Для этого часто меняется состав и характер протекания многих финансовых процессов и отношений.

По элементному составу финансовой политики она делится на:

бюджетную, включая налоговую, таможенную, политику получения гарантий и бюджетных ассигнований от различных звеньев бюджетной системы;

внебюджетную политику, проводимую в отношении организаций по уплате составных частей единого социального налога, а также привлечения и расходования денежных средств на другие внебюджетные цели;

политику в области контрактных расчетов и других платежей, предоставления коммерческих займов, получения банковских кредитов и других заемных средств;

политику финансирования текущих расходов для обеспечения непрерывности финансово-хозяйственной деятельности, а также единовременных расходов, включая инвестиционные;

учетно-финансовую политику отражения финансовой деятельности по учету и в отчетности (40, С.87).

Финансовая политика коммерческой организации включает налоговую, кредитную, учетную, инвестиционную и дивидендную политику; управление издержками, оборотными средствами, кредитной и дебиторской задолженностью. Эти элементы финансовой политики тесно взаимосвязаны и образуют единое целое.

Рассмотрим основные инструменты внутренней налоговой политики предприятия. Учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика предприятия должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском отчете всех факторов хозяйственной деятельности (требования полноты); большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов) (требование осмотрительности); отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости); рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требование рациональности).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.