Рефераты. Методы стратегического финансового контроллинга

Методы стратегического финансового контроллинга

Методы стратегического финансового контроллинга.

1. Сущность контроллинга

Одной из причин возникновения кризисной ситуации на многих украинских предприятиях является низкий уровень менеджмента. Именно неквалифицированные и ошибочные действия руководства привели большое количество субъектов ведения хозяйства на границу банкротства. Существенным фактором, который предопределяет принятие неправильных управленческих решений, есть отсутствие на отечественных предприятиях эффективной системы контроллинга.

Контроллинг — это специальная саморегулирующая система методов и инструментов, которая направлена на функциональную поддержку менеджмента предприятия и включает информационное обеспечение, планирование, координацию, контроль и внутренний консалтинг.

Финансовый контроллинг сориентированный на функциональную поддержку финансового менеджмента, что определяет его содержание и основные задания. Ведущей целью финансового контроллинга есть ориентация управленческого процесса на максимизацию прибыли и стоимости капитала владельцев при минимизации риска и сохранении ликвидности и платежеспособности предприятия.

Реализация положенных на финансовый контроллинг заданий достигается в ходе выполнения службами контроллинга своих функций и использования специфических методов. В зависимости от выполняемых функций и методологической поддержки финансовый контроллинг разделяют на стратегический и оперативный.

2. Сущность стратегического контроллинга.

2.1 Концептуальные основы стратегического контроллинга

В условиях становления рыночных отношений любое предприя­тие вне зависимости от формы собственности становится экономи­чески и юридически самостоятельным. Такое положение предприя­тия как субъекта рыночных отношений предопределяет объектив­ный процесс возрастания роли и значения функций управления: они наполняются новым содержанием. В этой связи особенно актуальным является решение вопросов изучения сущности стра­тегического контроллинга и определения его места в системе управления предприятием.

Отсутствие согласованности ученых в трактовке понятия "стра­тегический контроллинг" ставит перед необходимостью формиро­вания основных направлений, характеризующих систему стратеги­ческого контроллинга. К ним относятся:

* поиск информации за пределами предприятия (внешней) о конкурентах и ее анализ;

* определение зависимости между стратегической позицией, выбранной компанией, и ожидаемым применением внутренней от­четности предприятия с точки зрения стратегического позициони­рования;

* получение конкурентного преимущества за счет анализа способов сокращения расходов и (или) цепочке ценности и оптимизации факторов затрат.

Для формирования концептуальных основ стратегического контроллинга примем за основу утверждение, что стратегический контроллинг — это определенный способ отражения финансовых и учетных проблем предприятия Стратегический контрол­линг фокусируется на определенных ключевых элементах дея­тельности предприятия, позволяющей создавать экономические ценности. Этот процесс можно представить в виде модели "С-цикла". Сущность модели заключается в том, что она концентрируется на четырех основных элементах стратегического контроллинга: обя­зательствах, потенциальных возможностях, затратах и контроле.

Следует отметить, что теория стратегического контроллинга концентрирует внимание на обязательствах предприятия и аль­тернативных возможностях. Их конкретизация заключается в сле­дующем.

1) Предприятия берут на себя ряд деловых обязательств, кото­рые в результате приводят к обмену экономическими ценностями посредством деловых операций.

Эффект от анализа подобного рода обязательств заключается в том, что становится понятным, как изменяются цены на пред­приятии за определенный период времени, а также степень под­верженности предприятия риску.

Стратегический контроллинг можно определить как финансовый анализ проблем, связанных с четырьмя факторами: обязательствами, контролем, денежными потоками (затратами) и потенциалом предприятия.

Нельзя не отметить, что сегодняшние экономические проблемы имеют специфические формы проявления. Как свидетельствует мировая практика, неизбежным проявлением любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыноч­ного инструмента перераспределения капитала, является банкрот­ство. Подобного рода кризисные явления в экономике хозяйствен­ных систем предопределены самой сущностью предприниматель­ства, которое всегда сопряжено с неопределенностью достижения конечных результатов, а значит, и с риском потерь.

2.2. Цель и объекты стратегического контроллинга

Стратегический контроллинг должен обеспечивать руковод­ство предприятия и других пользователей значимой информацией о стратегии предприятия (изменении текущих показателей в стратегическом положении). Так, с точки зрения стратегического контроллинга, такой показатель, как прибыль, рассматривается не как внутренний показатель, характеризующий результат деятель­ности предприятия, а как внешний показатель (результат), харак­теризующий положение предприятия по отношению к существую­щим и возможным конкурентам.

Следовательно, целью стратегического контроллинга является формирование информации о возможных приоритетных направ­лениях развития стратегии бизнеса предприятия путем выявления причинно-следственных связей при сопоставлении данных о затра­тах, ценах, спросе, финансовом положении и других с аналогич­ными данными конкурентов, а также принятие мер по регулирова­нию возникших отклонений и оптимизации соотношения "затраты - прибыль".

Вышеизложенное определяет объекты стратегического конт­роллинга. К ним относятся относительные данные (сопоставимые с данными конкурентов) о затратах, ценах, спросе, финансовом поло­жении, как в масштабе структурных подразделений предприятия, так и предприятия в целом.

2.3. Этапы процесса накопления информации в системе стратегического контроллинга

Изучение сущности стратегического контроллинга ставит перед необходимостью исследования структуры и состава процесса на­копления информации в системе стратегического управления. Этот процесс состоит из следующих этапов (рис. 2.1).

Этап реализации стратегического анализа (1 этап) предпола­гает определение:

* цели предприятия;

*  внешних условий работы предприятия для выявлении воз­можностей рисков и потенциальных возможностей;

* ресурсов предприятия для выяснения его сильных и слабых сторон;

* организационной структуры предприятия.

Рис. 2.1 Этапы накопления информации (стратегический контроллинг) в системе стратегического управления

3. Методы стратегического финансового контроллинга.

3.1. Группировка деловых и финансовых показателей деятельности предприятия

Для обнаружения сигналов о возникновении явлений кризис­ного состояния предприятия необходимо постоянное наблюдение за его деловыми и финансовыми показателями. Их анализ дает воз­можность количественно оценить явления. Одни и те же показате­ли могут иметь различное значение и тенденцию на разных этапах жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия. По­этому анализ показателей по этапам жизненного цикла конкурент­ного преимущества предприятия позволит выявить тенденцию разви­тия кризисных явлений на основе количественных и качественных оценок.

Деловые и финансовые показатели делятся на несколько групп: показатели ликвидности, финансового состояния, оборачиваемости, рентабельности. В свою очередь, их можно подразделить по приз­наку отслеживания и изменяемости как по этапам жизненного цик­ла конкурентного преимущества предприятия, так и по времени. В табл. 3.1 представлены показатели, требующие особого внимания на различных этапах жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия.

Таблица 3.1.

Деловые и финансовые показатели, требующие особого внимания по этапам жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия

Этапы жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия

Показатели

Ликвиднос-ти

Финансового состояния

Оборачиваемости

Рентабельности

капитала

продаж

Зарождение

*

*




Ускорение роста



*



Замедление роста



*


*

Зрелость



*

*

*

Спад

*



*

*


3.2. Отслеживание показателей на этапах жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия

Исходя их данных табл. 3.1, не следует делать вывод о том, что на других этапах показатели не требуют отслеживания. Просто на данных этапах они становятся более важными для анализа выживаемости предприятия. Например, на этапе зарождения пред­приятия особое внимание должно быть уделено показателям лик­видности и финансовым показателям.  На данном этапе предприя­тие может еще не работать на полную мощность, и делать какие-либо выводы по показателям рентабельности или оборачиваемости еще рано. На этапе зарождения важно, чтобы предприятие имело хорошие показатели ликвидности и финансовые показатели, поэтому необходимо добиться их стабильности.

К этапу ускорения роста финансовые показатели и показатели ликвидности должны быть уже стабильны. Если они не стабили­зировались на предыдущем этапе, то это означает, что предприя­тие не достигло требуемой степени конкурентного преимущества и стоит на грани банкротства. Требуется вмешательство на уровне пересмотра миссии предприятия или, как минимум, его маркетин­говой стратегии. На этапе ускорения важным становится отслежи­вание показателей оборачиваемости. Чем выше показатели обора­чиваемости, тем лучше идут дела у предприятия.

Показатели оборачиваемости на этапе ускорения роста жиз­ненного цикла конкурентного преимущества предприятия должны постоянно расти. Уменьшение одного из показателей оборачивае­мости должно тщательно анализироваться с целью принятия соот­ветствующих мер. Как правило, снижение одного из показателей определяется изменением величины знаменателя в расчетной фор­муле, который и должен подвергаться тщательному анализу. Цель анализа коэффициентов оборачиваемости на этапе ускорения роста состоит в достижении стабильных показателей оборачиваемости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.