Рефераты. Методология статистического анализа функционирования финансово-промышленных групп p> При обработке данных исчисляют аналитические показатели, отражающие особенности отдельных финансово-промышленных групп, соотношения и взаимосвязи между ними. Они определяются в форме средних, относительных величин, показателей вариации, индексных показателей. Для этого этапа исследования характерно применение всего арсенала статистических методов; применение специальных методов предопределяется поставленными задачами и особенностями первичной информации.

Таким образом, специфический метод статистики основан на соединении анализа и синтеза [128, 160]. Сначала выделяются в составе изучаемого явления и раздельно изучаются части (группы и подгруппы), оценивается существенность или несущественность наблюдаемых различий в величине признака, выявляются причины различий, а затем дается характеристика явления в целом, во всей совокупности его сторон, тенденций и форм развития
[128]. Все стадии статистической работы тесно связаны друг с другом; недостатки, возникающие на одной из них, сказываются на всем исследовании в целом. Поэтому строгое соблюдение правил статистической науки обязательно на всех стадиях статистического исследования.

С вопросом о методе статистики связан вопрос о ее связи с математикой.
Эта связь объясняется тем, что для измерения и анализа количественных отношений необходимо применение математических приемов и методов.

Широко применяется в статистике аппарат математической статистики – анализ вариационных рядов, корреляционный и регрессионный анализ. В последние годы используются и другие приемы высшей математики: методы оптимального программирования, теория распознавания образов и др.

Как будет показано дальше, весь богатый спектр приемов, методов и способов статистики применяется при изучении функционирования, а также в процессе управления эффективностью функционирования финансово-промышленных групп. Это доказывает, что финансово-промышленные группы на современном этапе стали объектом изучения статистики.

1.3. Проблемы управления эффективностью функционирования финансово- промышленных групп

Системный взгляд на эффективность

Эффективность весьма важно рассматривать не только как результат переработки поступающих в систему ресурсов в конечный продукт (хотя это в действительности так и происходит), но и как процесс, имеющий множество внешних воздействий [25, 31, 33]. Согласно формуле, в общем виде производительность есть отношение стоимости выходной продукции к стоимости входного сырья. Даже с чисто математической точки зрения можно видеть, что все то, что влияет на входные или на выходные величины, вызывает изменения в эффективности. Это означает, что наряду с процессом переработки необходимо рассматривать входные величины, выходные величины, а также любые влияющие на них факторы внешней среды.

На рис. 1.5 [86] эффективность показана с точки зрения системного подхода. Здесь видно, что на эффективность влияют многочисленные факторы, действующие как во внешней среде, так и в процессе преобразований в системе. Поскольку все эти факторы влияют и друг на друга, то можно сказать, что ясных, абсолютных путей к повышению эффективности не существует. Многие попытки повышения эффективности провалились именно потому, что руководители не предвидели возможных результатов предпринятых ими усилий. Модель, представленная в данном разделе, указывает пути повышения эффективности. Один из этих путей связан с зависимостью между качеством и эффективностью.

Рис. 1.5. Процесс переработки

Качество и эффективность

Концепция качества, этого одного из наиболее важных факторов эффективности, показывает необходимость комплексного, системного подхода.
Наиболее частая ошибка руководителей при оценке эффективности своей организации заключается в том, что они рассматривают лишь показатели объема производства [80].

Дело заключается в том, что зачастую руководитель так поглощен вопросами количества, что полностью игнорирует вопросы качества. Из двух факторов, влияющих на эффективность, т. е. доходов и расходов, руководители склонны концентрировать свое внимание в основном на доходах и затратах только в прямом смысле. Однако опыт организаций, добившихся наибольшего успеха (а они неизменно являются и наиболее эффективными), снова и снова показывает, что качество является важным элементом затратного компонента
[97].

Поговорка, что “успех порождает успех” верна и для эффективности организаций. Высокое качество прямо снижает издержки за счет увеличения доли продукции, которую можно продать, уменьшения случаев возврата изделий покупателями вследствие имеющихся дефектов, а также за счет сокращения объема гарантийного ремонта. В результате предприятие получает больше денег, которые оно может израсходовать на мероприятия по повышению конкурентоспособности. Это подтверждает необходимость высокого качества новых продуктов, которое дает увеличение объема продаж; помогает понять преимущества масштабности производства, позволяющего увеличить долю прибыли в доходах [77].

Почему это имеет такое значение и почему это столь сильно влияет на эффективность, можно описать в системных терминах, как это показано на рис.
1.5.

Качество имеет как внутренний, так и внешний компонент [94].
Внутренние компоненты качества – это характеристики, внутренне присущие выпускаемому продукту. Для товаров это – срок службы, отсутствие дефектов, технические характеристики, уровень исполнения, дизайн [159]. К характеристикам качества услуг относятся надежность, высокие стандарты и быстрота обслуживания, доступность и низкая цена.

Как и все, что связано с организацией, качество зависит от факторов, находящихся вне организации. Большее значение имеют не технические данные продукта, а то, в какой степени этот продукт соответствует потребностям потребителей. Это, в свою очередь, зависит от взаимодействия многих сил.
Два наиболее важных и очевидных фактора: кто является потребителем и как будет использоваться продукт [109].

Ценность, качество и эффективность

Потребителей товаров, и услуг, будь они частными лицами или промышленными гигантами, интересует не степень совершенства, а ценность.
Ценность – это функция соответствующих эксплуатационных характеристик и цены [115]. Именно ценность определяет качество. Ценность, применительно к качеству, является понятием относительным. Потребитель сравнивает продукцию предприятия с продукцией ее конкурентов, другими товарами или услугами, удовлетворяющими такие же потребности, или с продукцией этого предприятия в прошлом. Потребители отнюдь не объективны в определении ценности. Важную роль играет и характер восприятия, на который влияют такие “неосязаемые” факторы, как, например, имидж, репутация в обществе.

С концепцией восприятия ценности связан и вопрос уровня дефектов. Для покупателя существует только один приемлемый уровень – полное отсутствие дефектов [130].

Цикл “вход – выход"

На выходе технологической цепочки всегда имеются как положительные, так и отрицательные результаты. К положительным результатам относятся качество товаров или услуг, прибыль, занятость населения. К возможным негативным результатам относятся дефекты, потери, безработица, которые могут иметь положительное значение для ТЦ, но отрицательное для общества.
Почти все управленческие решения, даже те, которые в целом носят положительный характер, имеют определенные негативные последствия [149].
Повышение эффективности в конкретной организации, например, может вести к сокращению рабочих мест в ней или в смежных отраслях. При сравнительной оценке эффективности руководители должны вычитать прямые затраты, связанные с отрицательными результатами, чтобы найти истинную эффективность. Вполне очевидно, что при определении показателя эффективности на основе объема выпуска, в него нельзя включать дефектные изделия или некачественные услуги. Менее очевидно проявление косвенных воздействий отрицательных результатов.

Управление по критерию эффективности

Управление по критерию эффективности — это то же самое, что и эффективное управление в любом другом контексте [86]. Обеспечение стабильно высокой эффективности касается всех функций системы управления и всех связующих процессов – коммуникаций, принятия решений и обеспечения лидерства.

Планирование и эффективность

Один из главных постулатов управления заключается в том, что невозможно добиться устойчивой высокой эффективности при спонтанной, импульсивной реакции на любые возникающие проблемы. Руководство должно обеспечивать эффективность посредством процесса планирования. Не имея конкретных целей по эффективности, невозможно определить – является ли достигнутая эффективность высокой или низкой. Цели служат ориентирами при решении вопроса о том, какая работа повышает общую эффективность, а какая мешает ее росту.

В настоящее время жизненно важное значение для устойчивого роста эффективности имеет перспективное планирование, поскольку для эффективности вполне типичны временные падения по причинам, не связанным с эффективностью реализуемых программ ее повышения .

Необходимость учета долгосрочной перспективы пронизывает весь процесс планирования сверху донизу. Перспективные долговременные стратегические планы необходимо всесторонне подкреплять краткосрочными планами, целями подразделений организации и даже правилами и нормами, принятыми в организации [6].

Формализованное планирование эффективности прослеживается во всем процессе управления. Оно мотивирует людей на такую работу, которая способствует росту эффективности, разъясняя, чего же добивается организация, и закладывает базис для того, чтобы увязать вознаграждение за труд с его эффективностью. Естественно, что планы по развитию эффективности одновременно являются и основой для контроля за ней.

ГЛАВА 2. ЦИКЛ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ и МЕТОДОЛОГИЯ его анализа

2.1. Статистическое обоснование выбора предприятий-участников технологической цепочки

Выбор предприятий — потенциальных участников технологической цепочки

Для предприятия, инициирующего реализацию инвестиционного проекта
(технологической цепочки), а также для инвестора (например, финансовая структура внутри финансово-промышленной группы) одним из главных аспектов организации ТЦ несомненно является процесс отбора контрагентов (предприятий- смежников) в рамках ТЦ [20, 27].

Отбор контрагентов — это процесс получения и анализа исходных данных о функционировании каждого конкретного предприятия-потенциального контрагента. Состав информации о контрагенте зависит от условий проекта.
Необходимый минимум может включать следующие данные [51, 57]: данные о руководстве контрагента; номенклатура выпускаемой продукции; баланс и приложения к балансу за предшествующие четыре квартала; расшифровка структуры активов и структуры пассивов; изношенность оборудования; данные о длительности технологического цикла контрагента по выпуску продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ; данные о структуре цены на продукцию, которая может быть использована в рамках ТЦ; наличие связей с другими предприятиями.

Имея такой минимальный набор данных, можно составить общее представление о контрагенте и сделать предварительные выводы о возможности или невозможности дальнейшего сотрудничества.

По результатам анализа проводится конкурсный отбор контрагента из числа потенциальных кандидатов.

Основным критерием при проведении конкурсного отбора является критерий так называемой технологической ценности (КТЦ):

[pic] , где

Р — результат производства продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ (выручка от реализации такой продукции) (руб.);

З — затраты на производство продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ (себестоимость) (руб.);

ДТЦ — длительность технологического цикла производства продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ (дн.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.