|
2.19. Приемы разработки и выборов управленческих решений в условиях неопределенности и риска. По критерию определенности инф-ции различают решения принятые в условиях: определенности, вероятностной определенности (риска), в условиях неопределенности. Необходимо уменьшать неопределенность путем сведения ее к условиям риска. Значительную роль при этом играет постановка следующих вопросов: на сколько велика существующая неопределенность? Что следует сделать для ее уменьшения? Каковы затраты на ее уменьшение? Как изменить степень неопределенности при реализации выбранной альтернативы? Виды неопределенности: - количественная (она обусловлена большим количеством объектов); - информационная (вызывается недостатком информации); - стоимостная (с дорогой платой за инф-ию); - профессиональная неопределенность; - ограничительная неопределенность (установлены какие-либо ограничения); - неопределенность внешней среды. Под классификацией риска следует понимать распределение риска на конкретные группы, по определенным признакам для достижения поставленной цели. Признаки классификации риска: 1)по сфере возникновения: внешние и внутренние; 2)по возможным последствиям: Р. приводящие к убыткам, к упущенной выгоде, приводящие к прибыли; 3)по степени допустимости уровня потерь различают: допустимые, критические, катастрофические; 4)по масштабам: локальный или микроэкономический, отраслевой, региональный, национальный, международный; 5)по повторяемости различ.: постоянный, повторяющийся, разовые; 6)в зависимости от этапа коммерческой деятельности: р. м/б на этапе принятия решения и на этапе стадии реализации; 7)в зависимости от природы возникновения р. может носить субъективный и объективный хар-р; 8)по виду деят-ти р. м/б производственный, коммерческий, финансово-экон-кие риски; 9)по объекту возникновения: р. отдельной операции, р. отдельного направления деятельности и р. фирмы в целом; 10)по возможности предвидения и по точности оценки: прогнозируемые, трудно прогнозируемые, непрогнозируемые; 11)по возможности страхования: страхуемые и нестрахуемые; 12)по возможности детализации риска: простые. В практике принятия рискованных решений придерживаются шкалы допустимого риска, отражающие вид риска и величину связанных с ним потерь.
|
2.26. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом. Функциональное разделение труда находит отражение в ОСУ предприятия. ОСУ предприятия– нормативно закрепленное во внутренних регламентах отражение его внутренней структуры с выделением базовых подразделений и отношений соподчиненности между ними. Роль ОСУ в системе стратегического менеджмента и ее базовые цели: - ОСУ – это организационно-структурная основа системы управления; - ОСУ регламентирует отношения и характер соподчиненности между структурными подразделениями и инстанциями; - ОСУ обеспечивает выделение функциональных направлений деятельности. Организационная структура службы управления персонала. Поскольку управление персоналом требует тесного взаимодействия и координации усилий при разработке и реализации принимаемых решений, объективно возникает необходимость в создании службы управления персоналом. Не все предприятия могут позволить себе содержание таких служб. По оценкам специалистов, оно становится эффективным, как правило, на предприятиях с численностью свыше 100 человек. Сотрудники службы управления персоналом непосредственно специализируются в данной области менеджмента, выполняя определенные роли в организации. По мнению некоторых исследователей, основанном на зарубежном опыте, эти роли следующие: эксперт, адвокат, партнер по бизнесу, проводник изменений. При этом «эксперт» оказывает услуги «внутреннему клиенту», «адвокат» защищает интересы работников, «партнер по бизнесу» осуществляет сотрудничество в достижении целей организации, «проводник изменений» содействует изменениям. Все эти роли, безусловно, важны для обеспечения эффективной работы организации. Однако их соотношение и значимость в отдельные периоды и для различных стран (тем более для России) могут различаться и изменяться. Для успешного выполнения своих ролей в организации менеджеры должны быть наделены определенными полномочиями (authority). Под полномочиями в менеджменте обычно понимается право принимать решения, направлять и координировать работу других сотрудников, отдавать приказы и распоряжения. В общем плане можно говорить об ответственности специалистов службы по управлению персоналом за разработку стратегии кадровой политики и стандартов ее осуществления, в то время как линейные менеджеры непосредственно отвечают за их реализацию на конкретных участках производства. Таким образом, основой деятельности кадровой службы является принятие стратегических и оперативных решений. Для российских предприятий это составляет особую проблему. Положительный опыт в данной области длительное время отсутствовал. Многие аспекты кадровой работы определялись государством централизованно и доводились до предприятий сверху. Свобода принятия решений была ограничена. Зачастую отсутствовала также заинтересованность руководителей предприятий в выборе оптимальных решений. В условиях рыночной экономики эффективное хозяйствование становится необходимым условием экономического успеха предприятия. Это обуславливает изменение отношения к принятию кадровых решений, заставляет тщательно анализировать все имеющиеся в этой области возможности, проводить оценку эффективности различных вариантов и на этой основе выбирать наиболее удачные с экономической и социальной точки зрения решения. К числу наиболее разработанных организационных структур управления персоналом можно отнести, схему, приводимую Кибановым А.Я |
||||
2.27. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом Профессионально-квалификационная модель менеджера по управлению персоналом. Идеальный портрет-робот руководителя службы персонала, предложенный Европейской ассоциацией директоров отделов кадров: «Он должен быть пунктуальным и методичным, динамичным и настойчивым, общительным, способным убеждать, справедливым, строгим, доступным, широко образованным, способным к размышлению, дипломатом, психологом, добрым советчиком, должен обладать интуицией, быть гуманным. Он должен уметь слушать и внушать доверие». С учетом показанных данных, применительно к системе управления персоналом в России можно сформулировать следующие требования к менеджеру по управлению персоналом: - осознанное и непрерывное обучение кадровиков, - знание социокультурных особенностей среды, в которой он работает, - владение основами зарубежной теории и практики управления персоналом и умение соотносить их с реалиями российской культуры, - умение адаптировать накопленный российский опыт к имеющимся экономическим условиям с учетом новой западной технологии, - недопустимость механического копирования зарубежных методов управления персоналом. Информационное обеспечение системы управления персоналом. Информационное обеспечение системы управления персоналом (ИОСУП) – совокупность реализованных решений по объему, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления при ее функционировании. Элементы ИОСУП: оперативная информация, нормативно справочная информация, классификаторы технико-экономической информации и системы документации (унифицированные и специальные). Требования к качеству информации: - комплексность – информация должна комплексно отражать все стороны деятельности предприятия: техническую , технологическую, организационную, экономическую и социальную во взаимосвязи с внешними условиями, - оперативность – получение входной информации должно происходить одновременно с протеканием процесса в управляемой системе или совпадать с моментом его завершения, - систематичность – требуемая информация должна поступать систематически и непрерывно, - достоверность – информация должна формироваться на основе достаточно точных измерений. Техническое обеспечение системы управления персоналом. Технические средства управления – совокупность машин и оборудования, предназначенных для механизации и автоматизации управленческого труда. К ним относятся: средства вычислительной техники и средства организационной техники, при помощи которых можно и необходимо осуществлять автоматизированную обработку поступающей информации и документов. Технологический процесс системы автоматизированной обработки информации – это совокупность операций от момента возникновения исходных данных до выдачи результирующей информации. Стадии технологического процесса: сбор и регистрация исходных данных, передача их на обработку, хранение, подготовка данных к обработке, ввод данных в ПЭВМ, обработка их по заданным программам, выдача результирующей информации, передача ее пользователям. Документальное оформление технологического процесса: технологическая карта, инструкционная карта. В зависимости от организационных форм использования технических средств различают технологические процессы централизованной и децентрализованной обработки. Правовое обеспечение системы управления персоналом - одна из подсистем системы управления персоналом. Ее роль заключается в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной деятельности организации. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 |
|
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.